Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
№1, 2 апреля 2008 года.

К ВОПРОСУ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ТУВИНЦЕВ

Интересно читать статьи Б. Мышлявцева о проблемах культуры тувинского народа, которая вот-вот погибнет под натиском некоторых факторов, а сам тувинский народ исчезнет. Уйдёт в небытие, как табор в небо.

Не будем копаться во всех этих хитрых определениях, даваемых Б.Мышлявцевым понятию «культура народа», и реагировать на мрачные перспективы, которые, по мнению ученого-этнографа, скоро станут явью: «народ сходит с исторической арены в небытие».

Обратимся к некоторым фактам.

Прежде всего, отметим, что каких-то 300 лет назад (в петровские времена) о тувинцах, проживающих ныне в Центре Азии, не было даже упоминания. Есть грамотка, которую нашли несколько лет назад в Тобольске, и теперь тщательно прячут, в которой говориться, что русский купец Сасин с верховья Енисея спустился на ладье с товаром в его устье. И морем вошёл в реку Обь. По Оби он поднялся до торгового города, столицы Сибири, Тобольска. О тувинцах, урянхайцах – ни единого словечка.

Если тувинцы появились и осели в Центре Азии каких-то 300 лет назад, ничего не меняет. Кочевники они и есть кочевники. Осели в приглянувшемся районе, и слава Богу!

В Центре Азии и ранее народу всякого перебывало видимо-невидимо. Приходили, жили, оставляли свои следы (скифы – курганы, не установленные земледельцы – оросительные системы между Алашом и Хемчиком, уйгуры вот крепость на память оставили) и уходили. Естественный процесс.

Но Б. Мышлявцев пугает железной дорогой – «фактором, ускоряющим разрушение традиционной культуры». Не потому ли один такой «фактор» практически ликвидирован: Тува практически лишилась авиационного сообщения, отказавшись от возможности устроить у себя центр пересечения авиационных путей с Запада на Восток и обратно, из Северной Америки в Юго-Восточную Азию через Северный полюс и обратно? Ведь просчитано и доказано, что положение Кызылского аэропорта в этом отношении имеет преимущество не только перед Абаканским, где полоса рассчитана на посадку «Бурана», но и перед Красноярским и Усть-Ордынским аэропортами, которые боролись за статус стать такими центрами.

Ну, а теперь о культуре.

Несколько лет назад я с возмущением писал, что к исконному тувинскому искусству – горловому пению, кто только не примазывается. Если в 1974 году в Москве горловое пение демонстрировали монголы, издавая горловые звуки на тему русской народной песни «Светит месяц, светит ясный», то вскоре горловое пение вдруг стало частью культуры алтайцев, якутов и даже африканских племён.

Главным специалистом по горловому пению оказался не наш земляк, а голландец – Ван-дер-Болван, который всем затыкал рот и строил свою аргументацию на исследованиях жизни африканцев. Вот что он писал (цитирую по памяти): «Иду я по африканской деревне и вижу: посреди улицы, в пыли, сидит африканская женщина, что-то толчет в деревянной ступе деревянной палкой и при этом заливается горловым пением. Я спросил её: «От кого ты научилась этому искусству?» На что африканка ответила, что сидит она тут в пыли, толчёт в ступе, голова ничем не занята, скука, и, от нечего больше делать, поёт таким образом».

На этом основании Ван-дер-Болван пришёл к выводу: горловое пение передаётся чуть ли не на генном уровне, а родина его – Африка».

Сегодня радуют глаз те немногочисленные растяжки на улицах города Кызыла, в которых прославляется хоомей. Так и надо действовать! Более того, нужно отбивать охоту всяких Ван-дер-Болванов примазываться и присваивать себе исконное культурное наследие тувинцев – горловое пение. Нужно его афишировать и пропагандировать, писать о нём книги, снимать фильмы, выпускать диски. Одним словом, рассказывать всем и вся об этом уникальном явлении. И обязательно подчёркивать: где оно зародилось, какой народ его изобрёл. И вот это будет серьёзным вкладом в сохранение культуры тувинского народа. Тем более, что горловое пение – искусство уникальное и нет ему аналогов в мире.

Вместо этого научная и культурная общественность занялась сомнительными проектами: то, насмешив всех, доказывает о происхождении американских индейцев от тувинцев, то находят в Туве потомка Чингисхана.

И какую бурную деятельность развивают при этом! Подробно описывалось, как исследовательница, выдёргивая волосы на голове и других частях тела у тувинцев и американских индейцев, доказала, что индейцы произошли от тувинцев. Почему не наоборот? Сегодня эта исследовательница, по непроверенным сведениям, живёт среди индейцев и пытается убедить их в своей правоте. Индейцы не соглашаются. Пока.

А эта находка «потомка Чингисхана» в Туве с последующим вручением ему соответствующего подтверждающего документа ничего, кроме смеха, не вызывает. Потомок Чингисхана... Да это как скелет Микки-Мауса. Самого Чингисхана нет (могилы-то так и не нашли) и, возможно, никогда и не было. А вот потомки найдены.

Лучше уж обучать американских туристов хоомею, через них распространять его признание культурным наследием человечества, нетленным вкладом тувинского народа в мировую культуру, чем вести сомнительные рассуждения о вреде технического прогресса.

Меня вот, например, удивляет такой факт: почему никто не занимается поиском письма знаменитейшего американского физика, одного из создателей атомной бомбы, Ричарда Феймана? Он самостоятельно выучил тувинский язык, кому-то написал в Туву письмо. И собирался приехать, но умер. Умер он в 1973 году.

П. Косс
26.03.2008

(прочитано 4712 раз)


 Доска объявлений 
Остальные материалы номера 1:
 
   
   
 
Материалы по теме:
» А ЖИЗНЬ БЫЛА ХОРОШАЯ (№37, 10 декабря)
» «Чорбас эрлер» – «Негодные мужики» (№34, 19 ноября)
» «Чорбас Эрлер» – «Негодные мужики» (Партократы из «Единой России» оборзели). (№31, 29 октября)
» Что же происходит в моей родной Туве? (№20, 13 августа)
» ЛОЖНЫЕ ВЫБОРЫ, ЛОЖНЫЕ СУДЫ, ЛОЖНАЯ СВОБОДА ПЕЧАТИ (№16, 16 июля)
» БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ (№2, 9 апреля)
» Русский язык в тюрко-язычной республике (№6, 22 августа)
» В ДРЕВНОСТИ ВСЮ ЕВРОПУ НАСЕЛЯЛИ РУССКИЕ (№2, 25 июля)
» Политической голодовке 1991 года, первой в СССР, – 15 лет (№21, 9 мая 2007 г.)
Непокоренный. Памятник жертвам политических репрессий.
Комментариев: 19

Материал входит в разделы тематического архива:
 
   
Случайная картинка

Когда я ем – я глух и нем. Когда я пью – я гораздо коммуникабельней.

Шутка 2019 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube