Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
A- | A | A+ 12pt

№47, 8 ноября 2006 года («РИСК»)


    Энергетика

РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК ЭНЕРГОСБЫТА: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

В связи со вступлением в действие новых правил энергосбыта, утвержденных правительством России, в интересах всех потребителей услуг ОАО «Тываэнерго» публикуем наиболее актуальные вопросы и ответы, которые помогут населению – физическим и юридическим лицам – понять суть и разобраться в нюансах нововведений.

1. Для чего вводится рынок, что это даст отрасли и потребителям?

Главные задачи введения новых рыночных отношений, как на оптовом, так и на розничных рынках – это создание полноценной конкурентной среды в электроэнергетической отрасли, повышение эффективности производства электроэнергии, привлечение инвестиций для развития отрасли, и как следствие повышение надежности энергоснабжения.

Сама по себе конкуренция является наиболее действенным механизмом снижения издержек. Потребители получают ориентиры для оптимального планирования потребления электроэнергии в зависимости от времени суток, в различные дни недели и в различные сезоны, что позволяет им снизить расходы на электроэнергию. Так, в ночной период, когда нагрузка в энергосистеме снижается, цена на электроэнергию будет значительно ниже. В часы максимального потребления цена, наоборот, будет расти.

Такое перераспределение нагрузки выгодно для всей системы – снижаются риски возникновения физического дефицита электроэнергии и введения ограничений, снижаются темпы износа оборудования. При этом для потребителя конкурентная среда в сбытовой деятельности приведет к повышению качества услуг сбытовых компаний, а в дальнейшем и к снижению их стоимости.

2. Кто является участниками розничных рынков?

Согласно Правилам функционирования розничных рынков электроэнергии субъектами розничного рынка в переходный период являются:

  • потребители электрической энергии;

  • гарантирующие поставщики – организации, которые обязаны заключать договоры энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии;

  • энергосбытовые организации;

  • энергоснабжающие организации (совмещают деятельность по сбыту и передаче электрической энергии);

  • сетевые организации и другие владельцы объектов сетевого хозяйства, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;

  • производители электрической энергии, или лица, обладающие правом распоряжения электрической энергией, не участвующие в оптовом рынке электрической энергии.

3. Каков статус гарантирующего поставщика (далее – ГП) Чем ГП отличается от обычной энергосбытовой компании, в чем его преимущества?

Гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен на территории его зоны деятельности. Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.

Гарантирующими поставщиками в первый раз назначаются:

  • неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

  • ОПП и созданные на их базе сбытовые компании, если они осуществляют снабжение электрической энергией населения и бюджетозависимых потребителей в размере не менее 50 млн.кВтч в год;

  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;

  • хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России и изолированными энергосистемами (т.н. «острова» – типичный пример – предприятия по добыче нефти).

При этом организации, назначенные гарантирующими поставщиками, но не являющиеся участниками оптового рынка, должны получить статус субъекта оптового рынка до 1 января 2008 года. Если этого не произойдет, или если еще раньше они допустят возникновение неурегулированной задолженности за электроэнергию или услуги по передаче свыше двух расчетных периодов, такие организации теряют статус гарантирующего поставщика.

В дальнейшем назначение гарантирующего поставщика будет происходить по конкурсу. Это необходимо для обеспечения конкуренции за потребителей электрической энергии, повышения качества обслуживания и сокращения издержек. Конкурс предполагается проводить каждые три года. Главным критерием для определения победителя конкурса является необходимая валовая выручка (Необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (ст.2 гл.I Постановления Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации №109 от 26 февраля 2004 года) для осуществления деятельности гарантирующего поставщика, которую заявляет участник конкурса. В случае его победы именно валовая выручка, с учетом индексации, будет принята при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на трехлетний период. Если победитель очередного конкурса не выявлен, действующий гарантирующий поставщик продолжает осуществлять свою деятельность.

Функции гарантирующего поставщика могут быть временно (на период до 6 месяцев) переданы сетевой организации по ряду причин:

  • если действующий гарантирующий поставщик лишается лицензии на право продажи электрической энергии гражданам,

  • если в отношении него приняты меры по лишению права участия в торговле на оптовом рынке,

  • если соответствующая организация заявляет о своей ликвидации,

  • если в отношении нее запущены процедуры банкротства,

  • а также в случае, если она нарушает свои обязательства по оплате электроэнергии и услуг по передаче на розничном рынке.

В случае ухудшения финансового положения действующего гарантирующего поставщика, при его добровольном отказе от выполнения своих функций, а также в случае передачи функции гарантирующего поставщика сетевой организации предусмотрено проведение внеочередного конкурса.

Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика должна быть опубликована в местных печатных изданиях, размещена в пунктах приема платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком.

Для населения при смене гарантирующего поставщика изменятся только платежные реквизиты, информация о которых будет размещена во всех пунктах приема платежей (в том числе, в отделениях Сберегательного банка России и «Почта России»).

4. Изменились ли тарифы для населения?

Поставка электроэнергии населению осталась в компетенции уполномоченных государственных органов. То есть, электроэнергия будет поставляться населению по тарифам, установленным региональными энергетическими комиссиями в рамках предельных уровней, утвержденных Федеральной службой по тарифам.

5. Как защищены потребители от произвольного установления цены в условиях отсутствия тарифов?

Ценообразование на розничных рынках напрямую зависит от формирования цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности). Потребители на розничных рынках оплачивают часть покупаемой электроэнергии по регулируемой цене, а часть – по свободной. Причем свободная цена на розничном рынке не должна превышать предельный уровень нерегулируемых цен. Он определяется по итогам каждого месяца и представляет собой сумму двух основных составляющих:

  • Первая – величина, характеризующая среднюю стоимость электроэнергии на конкурентном рынке электрической энергии (публикуется Администратором торговой системы оптового рынка ежемесячно).

  • Вторая – сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, стоимость услуг по передаче электроэнергии, услуг Администратора торговой системы и РАО «ЕЭС России», которые регулируются государством.

Энергосбытовые компании, у которых на обслуживании нет населения, вправе устанавливать любую цену поставки электроэнергии в договорах с потребителями. При этом для потребителей, заключающих договоры с подобными энергосбытовыми организациями по собственному желанию, всегда есть экономический критерий для оценки предлагаемой продавцом цены – стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком.

6. Как обеспечивается надежность энергосистемы на территории независимых от холдинга РАО «ЕЭС России» сбытовых и сетевых компаний?

Надежность энергоснабжения (с учетом тех полномочий, которые осуществляет Системный оператор) обеспечивают сетевые компании, деятельность которых регулируется государством. В тоже время перед потребителем электроэнергии за качество поставок электроэнергии отвечает та сбытовая компания, с которой у него заключен договор. А уже она, в свою очередь, в случае снижения надежности энергоснабжения, может предъявить свои претензии сетевой компании.

7. Может ли потребитель выбирать поставщика?

Правила розничных рынков позволяют потребителям выбирать поставщиков. Закупать электроэнергию можно как у гарантирующего поставщика, действующего на данной территории, так и у других энергосбытовых компаний. Возможна также покупка электроэнергии у розничных производителей электроэнергии.

В действительности и до выхода Правил розничных рынков у потребителя такая возможность существовала, но отношения, связанные с переходом потребителя от одного поставщика к другому, не были урегулированы. Потребитель, расторгнув договор энергоснабжения с традиционным поставщиком, оказывался в ситуации неопределенности.

Теперь же четко описаны процедуры такого перехода. Главное, на что должен обратить внимание потребитель – он должен быть уверен, что та сбытовая компания, с которой он заключает договор, действительно имеет возможность поставить ему электроэнергию. То есть, что она законным образом приобретает ее либо на оптовом, либо на розничном рынках.

Риски потребителя, связанные с недобросовестным поведением энергосбытовых организаций, навязыванием потребителю неприемлемых условий договора, снижаются благодаря деятельности гарантирующего поставщика. К нему потребитель может обратиться для заключения договора в любой момент. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, сам предложит потребителям заключить договоры в случае, если обслуживавшая их энергосбытовая организация не может осуществлять поставку электрической энергии.

8. Изменилась ли роль энергосбытовых компаний РАО «ЕЭС России» с запуском розничного рынка? Какую роль в розничном рынке играют независимые энергосбытовые компании?

Энергосбытовые компании (ЭСК) – дочерние компании РАО «ЕЭС России» – получили статус гарантирующего поставщика (ГП). И они не единственные, кто получил этот статус. В отличие от всех остальных сбытовых компаний, ЭСК не могут отказаться от этого статуса. Статус ГП влечет за собой:

  • Обязанность заключить договор с каждым, кто находится в зоне деятельности данного ГП;

  • Соблюдение ряда обязательств (их нарушение может привести к досрочному лишению статуса ГП).

Статус ГП компания получает только на определенное время. Предусмотрена процедура периодического – раз в три года – проведения очередных конкурсов на получение статуса ГП – чтобы обеспечить конкуренцию за обслуживание основной массы потребителей. Главным критерием на таких конкурсах будет стоимость обслуживания. Первый конкурс пройдет уже в 2007 году. Потенциальными участниками конкурса, в первую очередь, являются новые независимые сбытовые компании и, например, оптовые потребители-перепродавцы. Если найдутся участники конкурса, которые предложат меньшую стоимость обслуживания потребителей, то ЭСК – дочерняя компания РАО «ЕЭС России» – лишится статуса ГП.

После этого потребители могут перейти на обслуживание к новому ГП. Есть у них право и остаться у ЭСК РАО «ЕЭС России». Однако нужно понимать, что без статуса ГП такая ЭСК не сможет покупать электроэнергию на оптовом рынке по одной группе точек поставки. Нужно будет либо зарегистрировать группы точек поставки в отношении каждого потребителя (если он соответствует критериям участия в оптовом рынке), либо нужно будет покупать электрическую энергию на розничном рынке у нового ГП.

9. Подлежат ли реформированию оптовые потребители – перепродавцы электрической энергии, то есть, имеют ли они право совмещать функции сбыта и передачи электроэнергии?

Оптовые потребители-перепродавцы (далее – ОПП) также как и региональные энергетические компании (АО-энерго) должны осуществить разделение по видам деятельности (сбыт и передача электроэнергии), за исключением установленных Федеральным законом от 25.03.03 №36-ФЗ случаев. В частности, когда ОПП расположены в территориальных технологически изолированных энергосистемах или вообще не имеют электрической связи с Единой энергетической системой или какой-либо из технологически изолированных энергосистем.

С принятием Правил розничных рынков, ОПП, наравне с энергосбытовыми организациями, получили статус гарантирующего поставщика. Однако наличие такого статуса не защищает оптового потребителя-перепродавца от необходимости разделиться по видам деятельности, потому что это является одной из обязанностей, принимаемых организацией вместе с указанным статусом.

10. Что понимается под либерализацией электроэнергетической отрасли, в частности, в ценообразовании?

Либерализация электроэнергетической отрасли предполагает сокращение государственного участия в уставных капиталах компаний, занимающихся конкурентными видами деятельности (прежде всего, в тепловой генерации), а также изменения регулирования в ценообразовании, включающие:

  • установление тарифов только для монопольных видов деятельности (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление);

  • конкурентное ценообразование в других видах деятельности (генерация, сбыт электроэнергии, ремонт и сервис).

Либерализация направлена на повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

Необходимость либерализации в российской электроэнергетике продиктована общемировыми тенденциями, когда в условиях опережающего роста потребления электроэнергии, вертикально интегрированные компании в национальных масштабах или в масштабах отдельных регионов перестали быть достаточно эффективными.

11. С какой даты начинается либерализация розничных рынков? Насколько этот процесс может отставать от либерализации оптового рынка?

Либерализация цен на розничных рынках следует за либерализацией на оптовом рынке. То есть дата, начиная с которой часть электрической энергии на розничных рынках будет поставляться по рыночным ценам, будет совпадать с началом работы оптового рынка электрической энергии (мощности) по новым правилам.

Электроэнергия, поставляемая по рыночным, нерегулируемым ценам на розничном рынке, будет закупаться на оптовом рынке в соответствующем объеме.

12. Как строятся взаимоотношения с потребителями, в отношении которых не допускается ввод ограничений подачи электроэнергии?

Правилами розничных рынков утвержден конкретный перечень «неотключаемых» категорий потребителей и подробно описана процедура введения ограничений – сначала до уровня технологической, затем до уровня аварийной брони. Ниже аварийной брони отключение не допускается. О процедуре отключения должны быть уведомлены федеральные службы и региональная власть. За обеспечение своевременного введения ограничения в соответствии со сроками, указанными в уведомлении, и за возможные последствия, если это не будет обеспечено, несет ответственность сам потребитель.

13. Почему нормативные акты по работе розничных рынков электроэнергии так долго обсуждались и принимались? Какие вопросы остались неурегулированными?

Первая редакция Правил функционирования розничных рынков электроэнергии Министерством промышленности и энергетики России была впервые представлена в заинтересованные министерства и ведомства в 2004 году.

В ходе скрупулезной работы над проектом было необходимо не только соблюсти баланс интересов всех участников, но и учесть социальный аспект либерализации розничных рынков.

На сроки подготовки Правил повлияла, в частности, необходимость объединить их с Правилами заключения и исполнения публичных договоров на оптовом и розничных рынках электроэнергии (эти Правила в свое время были разработаны и согласованы всеми ведомствами как самостоятельный документ).

По мере согласования Правил функционирования розничных рынков электроэнергии, они существенно расширились, но, тем не менее, остается ряд вопросов, которые детально будут отражены в нормативных актах Федеральной службы по тарифам, Министерства промышленности и энергетики России.

14. Каковы возможные последствия для потребителя при смене гарантирующего поставщика или переходе к другой энергоснабжающей организации?

При смене гарантирующего поставщика потребитель должен будет в течение 2-х месяцев заключить договор с новым ГП (для населения достаточно будет заплатить по новым платежным реквизитам). Важно понимать, что оплата новому ГП начинается с момента, когда потребителям стало известно о смене ГП из официальных источников, то есть с даты перехода. Даже если договор с новым ГП будет заключен позднее, в нем будет содержаться условие об оплате потребленной электроэнергии с даты перехода.

Переход от ГП к сбытовой организации будет происходить по желанию самого потребителя. При этом если сбытовая организация не начинает покупать электрическую энергию для данного потребителя на оптовом рынке или у розничных производителей, она сможет ее купить только у гарантирующего поставщика. То есть, если потребитель уходит к сбытовой организации с целью снижения стоимости, он должен понимать, за счет чего сбытовая компания может предложить ему лучшие условия.

15. Как определяются зоны деятельности сбытовых компаний, если в одном регионе статус гарантирующего поставщика получили не одна, а несколько сбытовых компаний?

Такого понятия как «зона деятельности сбытовой компании» нет. Это понятие относится только к гарантирующим поставщикам и означает, что ГП имеет право заключать договоры только в рамках границ своей зоны деятельности, даже если в конкретный момент времени часть или все потребители имеют договоры с другими энергосбытовыми организациями или участвуют в оптовом рынке. Для всех гарантирующих поставщиков, кроме ЭСК – правопреемников АО-энерго, их зоны деятельности будут определены по границе тех сетей, к которым присоединены обслуживаемые ими потребители. Вся остальная территория субъекта России будет зоной деятельности ГП – правопреемника АО-энерго.

16. Каким образом оказываются услуги по передаче электроэнергии?

Услуги по передаче электрической энергии оказываются сетевыми организациями потребителям электрической энергии, которые присоединены к их сетям, а также другим смежным сетевым организациям (с учетом некоторых особенностей взаимоотношения между сетями). При этом потребитель может заключить как два отдельных договора – с сетевой организацией и договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией, розничным производителем), так и договор энергоснабжения – и тогда гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация, розничный производитель) должен будет обратиться к сетевой организации для заключения договора на передачу в интересах потребителя.

17. Как строятся отношения гарантирующего поставщика с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями?

Гарантирующий поставщик – как субъект розничного рынка электроэнергии продает электроэнергию ТСЖ и УК по договору энергоснабжения, купли-продажи в соответствии с Правилами розничных рынков. При этом покупка измеряется по прибору учета, расположенному на границе сетей дома с сетями сетевой организации. Отдельно должны обеспечиваться учет потребления электроэнергии на общедомовые нужды и, отдельно, потребление электроэнергии владельцами нежилых помещений. Оплата объема потребления населением осуществляется по тарифу для населения – в объеме его потребления, прочие объемы – по тарифам для соответствующих категорий юридических лиц.

18. Как определяется цена на электроэнергию в связи с принятием новых Правил работы на розничных рынках электроэнергии?

Основной особенностью новой системы ценообразования на розничных рынках является синхронизация с процессом либерализации цен на оптовом рынке. Это предполагает поставку части объемов по регулируемой цене, а части – по цене, отражающей стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке электрической энергии в рамках предельного уровня нерегулируемых цен.

Для населения на переходный период гарантируется поставка всего фактически потребленного объема по регулируемым ценам.

В 2006 году по регулируемым ценам (тарифам) совокупно поставляется объем электроэнергии, определяемый на основе годового прогноза, который согласован Региональной энергетической комиссией и утвержден Федеральной службой по тарифам России. В случае если в сентябре-декабре 2006 года совокупное потребление в энергосистеме превысит прогнозный уровень, то дополнительная электроэнергия будет закупаться на оптовом рынке электроэнергии по конкурентной цене и, соответственно, поставляться потребителям по рыночной цене, учитывающей конкурентную составляющую оптового рынка.

Рыночная цена формируется как сумма конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и стоимости регулируемых услуг, тарифы на которые устанавливаются и будут устанавливаться органами государственной власти. Определить стоимость регулируемых услуг можно как разность конечного тарифа, установленного для вашей группы потребителей, и стоимости электроэнергии (мощности), учтенной в тарифах.

С 2007 года объем электроэнергии, поставляемой по рыночной цене, в соответствии с решением Правительства РФ составит 5% от прогнозного потребления в 2007 году. В дальнейшем доля поставки по рыночной цене от указанного прогнозного объема будет увеличиваться от 5% до 15% в год. Конкретная величина для каждого последующего года будет определена Правительством РФ при внесении проекта федерального бюджета в Государственную Думу РФ. Превышение фактического потребления над прогнозным потреблением также будет поставляться по рыночной цене.

19. Кому энергосбытовая компания может продавать электроэнергию по нерегулируемым ценам?

По нерегулируемым ценам поставка электроэнергии на розничных рынках осуществляется всем, кроме населения.

20. Кто будет отслеживать, насколько правильно осуществляется продажа по регулируемым и нерегулируемым ценам?

В регионах контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ, назначаемый решением губернатора. Этот орган власти также рассматривает жалобы потребителей на деятельность, как гарантирующих поставщиков, так и других энергосбытовых компаний.

Кроме того, жалобы потребителей может рассматривать и Федеральная антимонопольная служба России, осуществляющая контроль за конкурентной деятельностью и злоупотреблением доминирующим положением на рынках.

21. Какие виды тарифов (их предельные уровни) существуют на розничных рынках?

На розничном рынке в переходный период устанавливаются:

  • тарифы на передачу электрической энергии (и их предельные уровни);

  • тарифы на поставку электрической энергии потребителям (и их предельные уровни);

  • тарифы на поставку электрической энергии розничными производителями;

  • сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.

22. Как потребители могут использовать рыночные цены для снижения расходов на электроэнергию?

Для крупных потребителей (с присоединенной мощностью выше 750 кВА) это, прежде всего, оптимизация почасового потребления электроэнергии. В Правилах розничных рынков, с одной стороны, усиливаются требования к почасовому учету, и вводится оплата почасовых отклонений от соответствующих заявок. С другой – расчет почасовых конкурентных цен позволяет снизить расходы на электроэнергию при правильном почасовом планировании потребления.

Для остальных потребителей в условиях формирования конкурентного рынка электроэнергии остается возможность рационального потребления электроэнергии с использованием двухзонных счетчиков, поскольку рыночные цены будут отличаться в зависимости от времени суток.

23. Каковы организация расчетов по нерегулируемым (свободным) ценам, их величина и методика расчета?

Расчеты по нерегулируемым ценам должны осуществляться в соответствии с Разделом 7 Правил розничных рынков, никаких иных официальных методических указаний по этому поводу не предусмотрено. В Разделе 7 уже содержатся необходимые сведения, которые потребуются для расчетов объемов поставки по регулируемым и нерегулируемым ценам. При этом собственно нерегулируемая цена определяется самим ГП (ЭСК) и не должна превысить предельный уровень, который складывается из двух величин:

  • средней цены оптового рынка электроэнергии, которую будет рассчитывать НП «АТС» в соответствии с Разделом 7 и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (Администратором торговой системы будет подготовлен специальный регламент с формулой расчета фактических и прогнозных цен);

  • стоимости регулируемых услуг, которая рассчитывается, исходя из установленных тарифов.

24. Как в договорах населения с энергоснабжающими организациями отражаются новые рыночные условия и обязано ли население перезаключать эти договоры?

Вступление в действие Правил розничных рынков не отражается на населении. Поставка электроэнергии населению осуществляется и будет осуществляться по установленным государством тарифам. Кроме того, населению не нужно перезаключать договоры с энергоснабжающими организациями или гарантирующим поставщиком. Договоры энергоснабжения могут заключаться в отсутствие письменной формы, то есть без наличия формуляра договора, подписанного с двух сторон. Заключение договора со стороны населения подтверждается оплатой в пользу соответствующего лица – ГП или иной энергосбытовой организации. В свою очередь, ГП (ЭСК) должен довести до сведения населения текст договора путем размещения в пунктах приема платежей (например, в отделениях Сбербанка России и «Почты России»), рассылки вместе с платежными квитанциями.

25. Нужно ли перезаключать договоры энергоснабжения?

Правила розничных рынков, в первую очередь, предполагают преемственность отношений между участниками: большинство существующих энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций получили статус гарантирующего поставщика, который обязан осуществлять поставку электрической энергии на публичных условиях. То есть действующие договоры остаются в силе. Но в них потребуется внести изменения для приведения в соответствие с новыми Правилами, установленными Правительством РФ.

Отсутствие у какой-либо энергосбытовой (энергоснабжающей) организации статуса гарантирующего поставка не означает, что она не может продавать электрическую энергию по действующим договорам или заключать новые. Но эти договоры не будут являться публичными.

Если оптовый потребитель-перепродавец, не имеющий статуса гарантирующего поставщика, решит отказаться от сбытовой деятельности, то и тогда он не сможет отказаться от договоров в одностороннем порядке как минимум три месяца.

В последующем – например, при смене гарантирующего поставщика – договоры, безусловно, придется перезаключать. Но, для этой процедуры предусмотрено достаточно времени – два месяца.

26. Могут ли бытовые потребители (граждане) заключать договоры энергоснабжения не с гарантирующим поставщиком, а с другими сбытовыми компаниями?

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, в соответствии с Жилищным кодексом и постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», заключают договоры оказания коммунальных услуг электроснабжения с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, управляющие компании).

Договоры энергоснабжения с ГП или иными поставщиками розничных рынков электроэнергии заключаются в случае самостоятельного управления гражданами многоквартирным домом. Кроме того, договоры с ГП или иными поставщиками заключают владельцы частных жилых домов.

27. Как строятся договорные отношения потребителя, не присоединенного к сети продавца, с энергоснабжающей организацией?

В связи с установленным федеральным законодательством запретом на совмещение функций по передаче и продаже электроэнергии, наличие присоединенных сетей у продавца теперь не является необходимым условием для осуществления энергосбытовой деятельности энергоснабжающей организацией.

Потребитель, заключая договор с энергоснабжающей организацией, может выбрать два варианта действий. Для приобретения электроэнергии он может заключить договор энергоснабжения с продавцом, в котором потребитель даст продавцу указание урегулировать отношения по передаче электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой присоединен потребитель. Или потребитель может обратиться в сетевую организацию и заключить договор на передачу электроэнергии непосредственно с ней.

28. К кому обратиться потребителю, чтобы подключиться к сети?

Необходимо обращаться в сетевую организацию, владеющую электрическими сетями, к которым планируется подключение. Посредничество сбытовых компаний или ГП в данных случаях не предусматривается.

29. Как определяются тарифы для различных групп потребителей?

Тарифы устанавливаются так же, как и ранее – на все объемы потребления электрической энергии, определенные в прогнозном балансе ФСТ России для соответствующей организации (гарантирующего поставщика, энергоснабжающей организации, энергосбытовой организации, если она осуществляет поставку населению). Однако для целей определения стоимости поставки электрической энергии и мощности в составе конечного тарифа применяются индикативные цены, которые формируются исходя из средней стоимости поставки по регулируемым договорам на оптовом рынке.

Конечные тарифы дифференцируются по прежним категориям и отличаются за счет стоимости услуг по передаче и за счет сбытовой надбавки.

Для случаев поставки по договорам купли-продажи должны быть установлены тарифы, не учитывающие стоимость услуг по передаче.

30. Можно ли сменить сбытовую компанию с тем, чтобы тариф стал меньше?

Сбытовая компания может снизить цену по сравнению с ГП тогда, когда она покупает электроэнергию дешевле. Это можно сделать двумя способами:

  • при наличии розничных производителей, предлагающих низкую цену за собственную электроэнергию (но этот ресурс очень ограничен, потому что розничная генерация с установленной мощностью менее 25 МВт в среднем составляет менее 1% в балансе выработки);

  • при покупке на оптовом рынке – но там сбытовая компания покупает большую долю по регулируемым договорам, которые составлены таким образом, что покупатели в рамках одного региона имеет практически равную среднюю стоимость поставки. Только за счет отказа энергосбытовой организации от регулируемых договоров (в установленных пределах) в пользу свободных двусторонних договоров с более низкой ценой можно оказаться в более выгодным положении по отношению к ГП. При этом нужно понимать, что должны найтись такие производители, которые готовы продать электроэнергию дешевле, чем смогли бы это сделать по регулируемым договорам или на конкурентном рынке «на сутки вперед».

Есть также резерв стоимости по снижению цены поставки за счет снижения сбытовых издержек, но это незначительная составляющая конечной цены, а, следовательно, и экономия от их снижения не может быть большой.

Прочие составляющие конечной стоимости электрической энергии не зависят от того, у кого потребитель покупает электрическую энергию, они оплачиваются по установленным тарифам либо самим потребителем, либо его сбытовой организацией: услуги по передаче электрической энергии, услуги НП АТС, услуги РАО «ЕЭС России».

31. Каковы возможность и последствия выхода потребителей самостоятельно на оптовый рынок и возврат на розничный рынок?

Потребитель может выйти на оптовый рынок двумя способами:
  • Частично. То есть покупать установленную Правительством РФ долю от договорного объема на розничном рынке, а остальное на оптовом рынке. Для этого не требуется тарифно-балансовое решение ФСТ России, достаточно обратиться к Администратору торговой системы и выполнить все необходимые требования. Это можно делать в любое время в течение года.

  • Полностью. Для этого необходимо получить решение ФСТ России, а оно в свою очередь будет выдано только при наличии положительного заключения Региональной энергетической комиссии (на такое решение, в первую очередь, будет влиять ситуация с перекрестным субсидированием в регионе). До обращения в ФСТ сначала нужно обратиться в АТС, чтобы получить подтверждение о готовности. Это можно сделать один раз в год – с начала очередного периода регулирования.

Потребитель может участвовать в оптовом рынке как самостоятельно, так и через энергосбытовую организацию. В последнем случае именно сбытовая организация должна проделать все необходимые действия.

Последствия выхода на оптовый рынок:

  • во-первых, выполнение всех требований по участию в рынке, закрепленных в Правилах оптового рынка и договоре о присоединении к торговой системе: заключение необходимых договоров, обеспечение почасового планирования и оплата отклонений от собственного плана, соблюдение платежной дисциплины и так далее;

  • во-вторых, потребитель, участвующий в оптовом рынке, находится в равных конкурентных условиях наряду с другими участниками, включая гарантирующего поставщика. В частности, конкурентные цены в рамках одного субъекта Российской Федерации отличаются не очень существенно. Но потребитель – участник оптового рынка – может напрямую заключать свободные двусторонние договоры, управлять своим потреблением, участвовать в балансировании системы за вознаграждение – если есть возможность оперативно изменять свое потребление.

Отметим, что при этом потребители с присоединенной мощностью свыше 750 кВА, даже оставаясь на розничном рынке у гарантирующего поставщика, смогут получать все выгоды участия в оптовом рынке, связанные с управлением своим потреблением. Что они не могут делать, оставаясь в розничном рынке – так это заключать регулируемые или свободные двусторонние договоры с производителями оптового рынка.

Потребитель, который участвует в оптовом рынке, всегда может по своему желанию вернуться в розничный рынок. Гарантирующий поставщик, в чьей зоне деятельности он находится, обязан заключить договор с таким потребителем, а если он был частичным участником – увеличить договорной объем до 100%. Важно понимать, что если потребитель, будучи участником оптового рынка, отказался от регулируемых договоров (полностью или частично) в пользу конкурентного рынка и свободных договоров, гарантирующий поставщик не сможет «восполнить» этот объем поставки по регулируемым ценам и будет транслировать конкурентную цену оптового рынка.

32. Как строятся взаимоотношения с потребителями, имеющими блок-станции (купля-продажа, договорные отношения, взаиморасчеты)?

Под потребителями с блок-станциями в Правилах понимаются те лица, у которых и энергопринимающее и генерирующее оборудование находится в единых границах балансовой принадлежности. То есть – между ними нет чужих сетей. Если такие потребители избыточны – осуществляют поставку электрической энергии во внешние сети – они рассматриваются как производители электрической энергии в отношении сальдо поставки. Они могут продавать электрическую энергию любому покупателю, включая гарантирующего поставщика. Если сальдо поставки в конкретный момент времени превысит 25 МВт, его будут рассматривать как производителя, соответствующего критериям оптового рынка. И в таком случае после 1 января 2007 года он сможет продавать электроэнергию только ГП, по цене, не превышающей цену оптового рынка.

Вне зависимости от сальдо поставки, даже если потребитель с блок-станцией дополнительно покупает электроэнергию, но он готов участвовать в регулировании системы в режиме реального времени с использованием всей мощности своих генерирующих установок, в договор с ГП могут быть включены соответствующие условия, в соответствии с которыми потребитель будет получать за это вознаграждение. ГП при этом на оптовом рынке получит возможность работать как участник с регулируемым потреблением.

33. Несет ли ГП ответственность за качество электрической энергии независимо от наличия присоединенной сети?

ГП несет ответственность перед потребителем в соответствии с условиями договоров. Так, если потребитель заключит договор купли-продажи с ГП и договор на передачу электрической энергии с сетевой организацией, то и ГП – в пределах своего договора и сетевая организация несет ответственность перед потребителем. Если нарушение параметров качества вызвано не виновными действиями сетевой компании, тогда перед потребителем отвечает ГП и в свою очередь обращает регрессный иск (Регрессный иск (обратное требование), в гражданском праве и процессе требование гражданина или организации, исполнивших обязательство за должника либо за какое-либо другое лицо, о возмещении уплаченной денежной суммы.) к поставщикам электроэнергии и Системному оператору.

В рамках договора энергоснабжения перед потребителем всегда несет ответственность ГП, и уже в последующем обращает регрессный иск, в том числе к сетевой компании и указанным выше лицам.

34. Например, границами зоны деятельности ГП являются границы балансовой принадлежности электросетей. Как быть, если для передачи электроэнергии используются сети другого хозяйствующего субъекта и потребители ГП находятся уже вне зоны балансовой принадлежности?

Для этих случаев предусмотрено понятие «опосредованного присоединения к сети» – например, когда потребители присоединены к бесхозяйным сетям или к генерирующим объектам. В таком случае ответственность гарантирующего поставщика в части, связанной с передачей электрической энергией, ограничивается границами балансовой принадлежности сетевой организации.

Принципиально, чтобы тот хозяйствующий субъект, к чьим сетям присоединен потребитель, не оказывал услуги по передаче де-юре (то есть, не желает заключать договор с потребителем, и не планирует получать тариф на услуги по передаче электрической энергии). При этом такой хозяйствующий субъект будет нести перед потребителем ответственность за то, что будет происходить в его сетях и может явиться причиной отключения потребителя, даже в отсутствие заключенного с ним договора на передачу электрической энергии, в силу общих норм гражданского законодательства.

35. Какие виды деятельности ГП подлежат раздельному учету?

Раздельному учету подлежат расходы и доходы от деятельности по продаже электроэнергии, осуществляемой сбытовой организацией как гарантирующим поставщиком, от расходов и доходов от иных видов деятельности.

36. В чём особенности и преимущества «котлового» метода формирования тарифа на передачу электроэнергии?

Потребители, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации и относящиеся к одной группе (по уровню напряжения), будут платить одинаковый тариф независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены. Это обеспечит сопоставимые условия обслуживания вне зависимости от количества собственников сетевых организаций в цепочке, а исключительно исходя из технологических особенностей – то есть то, что обеспечила бы конкуренция при ее наличии в этой сфере.

37. Как производится расчет объема отпущенной электроэнергии при отсутствии на границе раздела приборов учета?

Расчет объема отпущенной электроэнергии при отсутствии на границе раздела приборов учета будет осуществляться в соответствии с правилами коммерческого учета и правилами способов расчетов, принятие которых предусмотрено Правилами розничных рынков.

37. На ком лежит ответственность за обслуживание приборов учета?

На собственнике приборов учета. Для населения, если потребитель не решит иначе, эту услугу обязаны обеспечить гарантирующие поставщики – самостоятельно или с привлечением сетевой организации или любых иных специализированных в сфере коммерческого учета организаций. Расходы по обслуживанию при этом все равно должен оплатить потребитель.

38. За счет кого и кто производит замену счетчиков на класс точности 2.0 – для физических лиц?

За счет потребителей – физических лиц. Такая замена предусмотрена по мере истечения сроков эксплуатации установленных приборов учета или их отказе, при подключении новых пользователей, а также, если у потребителя отсутствует прибор учета и он не желает рассчитываться по типовым объемам потребления.

39. Как осуществляется ограничение подачи электроэнергии гражданам (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»)?

В соответствии с Правилами ограничение потребителей-граждан, имеющих договоры энергоснабжения (то есть проживающих в частных жилых домах или в случае самостоятельной формы управления многоквартирным домом) вводится при наличии 3-х месячной задолженности. Правила оказания коммунальных услуг при этом на такие отношения не распространяются, так же как не распространяются данные Правила на отключение потребителей за неоплату коммунальных услуг.

40. Обладает ли ГП правом на расторжение договора и отключение потребителей от энергоснабжения в случае невыполнения условий договора на энергоснабжение?

Безусловно, это одно из главных условий договоров энергоснабжения и купли-продажи. При этом конкретные действия по отключению будет производить сетевая организация по распоряжению ГП, и, в случае необоснованного невыполнения такого распоряжения, она будет нести ответственность за это.

41. Как быть ГП при отсутствии договора на энергоснабжение с управляющими компаниям и с отдельными собственниками жилья (физическими лицами) и нанимателями в связи с нежеланием его заключать? Обладает ли в этом случае ГП правом на ограничения подачи электроэнергии до момента заключения договора?

В отсутствие договора энергоснабжения существует факт бездоговорного потребления. В этом случае, перед ГП никакая дебиторская задолженность не формируется, а право на отключение и истребование суммы долга в отсутствие договора существует у сетевой организации. Однако необходимо делать все возможное, чтобы не допускать таких ситуаций.

42. Каков порядок утверждения тарифов за отключение и подключение абонентов сетевой организацией?

Тариф не устанавливается. Расходы должны быть подтверждены сметой. Следует учитывать, что расходы, включенные в такую смету, не должны включаться в сетевой тариф.

43. Что меняется для предприятий, имеющих неровный график потребления?

Для них появляется возможность, при условии обеспечения почасового учета электроэнергии, управлять собственным потреблением по часам суток в зависимости от того, какова цена на конкурентном оптовом рынке в соответствующий час. Потребители с присоединенной мощностью более 750 кВА обязаны обеспечить почасовой учет.

44. Как гарантировать получение электроэнергии абонентами через сети потребителей, не желающих получать статус сетевой компании и получать тариф на передачу?

К сожалению, в настоящий момент в правовом поле данная ситуация никак не урегулирована. Однако, в случае отсутствия у потребителя – субабонента документов на технологическое присоединении (например, в том случае, когда основной абонент не требовал официального оформления такого присоединения), это может явиться основанием для отказа ГП в заключении договора. Безусловно, допускать такие ситуации нежелательно.

В любом случае, если основной абонент отказывается оформлять правоотношения по передаче электрической энергии или, более того, не осуществил разделение по видам деятельности (если субабонент ранее не имел договора энергоснабжения с ГП или иной ЭСК), необходимо обратиться в территориальное управление ФАС России, поскольку налицо нарушение законодательства в сфере естественных монополий.

Что касается законодательного решения данной проблемы, в настоящий момент рассматриваются изменения в ряд нормативных документов, которые позволят системно разрешить данную проблему.

45. Возможна ли покупка электроэнергии по одной точке поставки разными сбытовыми компаниями?

Такое допустимо только в двух случаях:

  • если ЭСК участвует в оптовом рынке как «частичный участник» в отношении группы точек поставки конкретного потребителя, а оставшийся объем электроэнергии потребитель приобретает самостоятельно у ГП;

  • если ЭСК для целей поставки данному потребителю, либо сам потребитель приобретает электрическую энергию у розничного производителя, а объемы, не обеспеченные поставкой по прямому договору с производителем, потребитель приобретает самостоятельно у ГП. При этом договорной объем поставки, в том числе детализированный по часам суток, должен быть сообщен ГП.

И в том и в другом случаях, у ГП электрическую энергию для целей поставки оставшихся объемов потребителю может приобретать ЭСК (производитель) и в таком случае нет необходимости разделять объемы поставки потребителя между разными сбытовыми компаниями.

Материалы подготовлены на основе вопросов энергосбытовых компаний, Дирекции информации и коммуникаций Центра управления реформой и Департамента по взаимодействию со СМИ корпоративного центра РАО «ЕЭС России».

Пресс-служба ОАО «Тываэнерго» 

risk-inform.ru/text/2006/47/energetika47.html

(13358 раз прочитано)

 
   
 Доска объявлений 
   
 
Другие материалы номера 47 >
 
   
Случайная картинка

Кошка сидела на крыше и отчаянно мечтала о крыльях... Безумно хотелось попробовать летучих мышей...

Шутка 2011 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube