Обзор прессы |
ШОЛБАН КАРА-ООЛ: ПРОБЛЕМЫ С СОВЕСТЬЮ
Скандалы вокруг личности Главы тувинского правительства, уличённого в странном для бедной республики обогащении, заставляют его лезть на экран и убеждать земляков в том, что на самом деле он «не такой» и для него «интересы народа Тувы имеют принципиальное значение». Недавно, «12 мая в эфире телеканала ГТРК «Тыва» вышло в эфир его эксклюзивное интервью», в котором он неуклюже попытался оправдаться.
Отвечая на вопросы телеведущего, Кара-оол признал несколько существенных проблем, с которыми Тува сталкивается. Первой проблемой он назвал попытки земляков обвинить его в распродаже родины. Он признал, что эта проблема «волнует многих жителей Тувы», озабоченных «сохранением первозданной природы и форм традиционного хозяйствования» тувинцев. Хотя другого выхода, по его мнению, из ситуации нет, поскольку в настоящее время в Туве «нет промышленности, нет развития, круглая безработица», хотя лично ему хотелось, чтобы в республике «была обеспеченность школами, детскими садами и дорогами, развитой инфраструктурой, теплом, электричеством», но одного его желания для этого недостаточно.
В ответ на обвинения в том, что «в Туве распродаются природные богатства задёшево и не бескорыстно», Кара-оол напомнил всем, что он тоже против сложившегося положения, однако, поскольку «мы – в составе Российской Федерации», вынуждены жить по тем законам, которые имеются в РФ, и «подчиняемся общим правилам жизни в большой семье народов». Поэтому его вины нет в том, что «недра, леса – являются федеральной собственностью», поэтому «управляется» не его правительством, а «большим нашим государством». Для этого создан специальный орган «называемый Роснедра», который «проводит конкурс в Москве». И потому он не в силах изменить ситуацию с распродажей тувинских недр. Какую долю от продажи «федеральной собственности» он имеет – Кара-оол не рассказал.
Другой вопрос, отмеченный вниманием Кара-оола – «железная дорога», про которую «много сказано». Её строительство, считает Кара-оол, «для нас имеет первостепенное значение». Однако проблема состоит в том, что инвестор, отобравший у Пугачёва этот проект, оказался несостоятельным по части финансов, и потому проект «заморожен».
Байсаров и Кара-оол рассчитывали поживиться федеральными деньгами, но план провалился – уговорить Путина дать на разграбление 250 млрд. бюджетных рублей не удалось даже Шойгу, имеющему, скорее всего, в этом проекте собственный интерес. И сколько ни повторяй замусоленную фразу, что «проект уже прошёл точку невозврата», «Президент страны поддерживает наш проект», а «строительство железной дороги для нас имеет первостепенное значение», факт остаётся фактом. Как только проект строительства железной дороги отжали у Пугачёва, бюджетное финансирование стройки прекратилось, хотя ранее в стройку было «вложено более миллиарда рублей в проектно-сметную документацию», а Русское Географическое Общество похоронило «много средств и усилий на археологические раскопки вдоль этой дороги». Так бойко воровать, как некоторым хотелось бы, в связи с кризисом становится труднее, поскольку власти довели нашу богатую страну до того состояния, что «не хватает средств на зарплаты, на самые насущные проблемы».
Кроме того, Кара-оол коснулся темы получения образования в Туве. Он был вынужден признать, что «студентам из Тувы всё сложнее поступить в вузы страны» – «на проблему поступления в вузы наслаивается вопрос недостаточного знания русского языка нашими выпускниками». Понятно, что чем меньше в республике будет проживать русских, тем меньше места в нашей жизни будет занимать язык Пушкина, Толстого и Достоевского. Дискриминационные меры в отношении русского языка и его носителей привели к тому, что, как справедливо признал Кара-оол, у абитуриентов ВУЗов «главная проблема – это русский язык».
В связи с этим пришлось «в Тувинском государственном университете открыть подготовительные курсы», на которых можно было бы выучить русский язык. Власти даже «выделили из бюджета финансы на оплату труда преподавателей» немалые деньги. После этого «дети из сёл проучились на подготовительных курсах и получили реальный шанс поступить в Тувинский госуниверситет». Только результат оказался плачевным – для поступления в ТывГУ знаний языка хватает, а вот реально учиться и получать квалифицированные знания этого явно недостаточно.
Для того, чтобы понять уровень преподавания русского языка в ТывГУ достаточно знать один простой факт – во всём университете среди преподавателей русского языка нет ни одного носителя этого языка. И как после этого не удивиться, что русский язык преподаётся по методике иностранного, и даже четверокурсники вынуждены обращаться к переводчику, если возникает необходимость общения на русском языке. Видимо, одурманенные шовинизмом власти забыли, что «русский язык – объединяющий всех нас язык». К тому же он – «государственный». И для того, чтобы тувинцам комфортно жилось в нашей стране, владение великим и могучим просто необходимо – «знание русского становится для нас не только вопросом толерантности, но и вопросом экономического развития».
В этой связи примечательно, что катастрофические результаты ЕГЭ по русскому языку в Туве состоялись именно тогда, когда министром образования Тувы Кара-оол поставил известного создателя националистического Народного Фронта «Хостуг Тыва» Каадыр-оола Бичелдея, ответственного за массовое бегство русских из Тувы.
Из-за сложившейся ситуацией остро встал вопрос возвращения русских учителей в районы. И в правительстве, похоже, это начинают осознавать. Как и то, что «учителей, которые» сейчас согласятся ехать в районы, нужно будет «приравнять к первопроходцам – первым русским учителям в Туве». Но тогда государство платило «первопроходцам» звонкой монетой, «учителя получали достойную зарплату», власти обустраивали их быт, бесплатно выделяли квартиры. А сейчас мы все наблюдаем «какие-то непонятные вещи в системе оплаты их труда». Кара-оол привёл дикий пример тувинской действительности: «директор получает 130 тысяч рублей, а молодой учитель – 14 тысяч». А в «декабре смогли оплатить только 20% зарплаты бюджетникам, в том числе учителям». Такого бардака нет ни в одном регионе России. И это при том, что те же самые учителя на всех выборах зачисляются в избирательные комиссии всех уровней и рьяно фабрикуют итоги голосования в пользу власти. Порой аж под 100% за «Единую Россию», которая им не платит жалования.
При министре Бичелдее дикость системы образования достигла, похоже, максимума. К примеру, Кара-оол сообщил, что «в одной из школ Кызыла», где показатели голосования за «Единую Россию» достигли 96% «численность заместителей директора школы достигла 17-ти» единиц – таковой оказалась плата властей за махинации при голосовании...
А последний пассаж Кара-оола не может не вызвать гомерического хохота. Не моргнув глазом, Шолбан заявил, что он «за то, чтобы государство защищало права любого гражданина». В связи с этим сразу вспомнилось, как он демонстративно игнорирует вступившие в законную силу решения судов о доплатах к пенсиям заслуженных ветеранов. А ещё он, оказывается, за право любого гражданина «иметь и высказывать своё мнение». Как тут не вспомнить случай с Аллой Донгур-оол, которая ему напомнила, как он в 2006 году в боулинг-клубе выбил русскому охраннику Иванову глаз и сломал нос только за то, что тот не проявил к нему нужного раболепия. Сейчас наглец пытается привлечь журналистку к уголовной ответственности за клевету. Большего абсурда придумать сложно.
И такой персонаж является Главой республики. Как говорится, приехали...
К НАМ ЕДУТ ТАТАРЫ
«ТП» сообщила: «Тува ждет в гости делегацию из Республики Татарстан». Об этом договорились «руководители российских регионов» на «заседании Госсовета РФ «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации», где Кара-оол получил очередную выволочку за плачевное состояние строительного комплекса Тувы.
Как напомнил Кара-оол, «Татарстан – самодостаточный и сильный регион. Есть чему у них учиться». С этим трудно не согласиться. Учиться ему нужно. Особенно уважению к старшему поколению. О том, какая разница в этом между Тувой и Татарстаном, достаточно обратить внимание на положение в республиках отставных президентов Шаймиева и Ооржака. Первый до сих пор является уважаемым и почитаемым гражданином республики, а второму уготована роль козла отпущения, на которого «молодой перспективный» новый Глава республики регулярно вешает ответственность за свои нескончаемые огрехи.
ЖУЛИКИ И СИРОТЫ: КТО КОГО?
Нынешняя власть Тувы – самая беспомощная из всех возможных. Кто не верит, может обратить внимание на то, как она оставила без света детей-сирот. Вместо реальных дел она «пудрит нам мозги байками о том, что проблема подключения домов для детей-сирот к электричеству практически не разрешима». Вывод напрашивается сам: «Если этим занимается прокуратура – нарушение законов налицо». Прокуратура занята «поиском виновных», но до конкретного результата далеко, поскольку там «к выводам идут долго, очень долго».
А тем временем «электричества у детей-сирот как не было, так и нет». К примеру, «в Самагалтае уже год как дома сдали, и тоже без электричества». Власти спокойны: а «ничего – живут», поскольку у нас отличные сироты – «самые терпеливые дети-сироты в мире». «В ноябре прошлого года, например, прокурор Тес-Хемского района направил в суд исковое заявление, в котором потребовал обязать Государственное казённое учреждение Республики Тыва «Госстройзаказ» и администрацию Тес-Хемского района подключить дома для детей-сирот к электросетям. Суд исковые требования прокурора удовлетворил». В другом случае «на администрацию Чаа-Хольского района судом возложена обязанность подключить к электросетям квартиры, выделенные детям-сиротам». В третьем случае «прокурор Улуг-Хемского района обратился в суд с исковым заявлением, в котором поставлен вопрос о понуждении администрации Улуг-Хемского района к подключению жилых домов к электросетям. Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены». И так – повсеместно. А толку – ноль.
Правительство Кара-оола, как и в случае с ветеранами, плевало на российские суды и их решения. У них на этот случай есть свой карманный конституционный суд, который с радостью выполнит любой заказ правительства. Да и кому исполнять решения судов? К примеру, «вступило в законную силу решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва о понуждении Государственного казённого учреждения «Госстройзаказ» к подключению к электроснабжению построенного в районном центре дома для детей-сирот». А директор этого «казённого учреждения» Монгуш не исполняет решение хотя бы потому, что сейчас он сам находится в казённом доме, именуемым СИЗО, по обвинению в краже сотен миллионов бюджетных средств. Видимо, тех самых, которых не хватает для подключения домов сирот. Подобрал и назначил его на должность всё тот же Кара-оол, которому так «близки интересы обездоленных».
Автор напоминает: «1. Все кожууны Тувы находятся в одном государстве. И даже в одном регионе. 2. Все дома для детей сирот строятся по типовым проектам и по типовым договорам. 3. Всё финансирование идёт из одного источника». У всех один начальник – Шолбан Кара-оол. И даже когда они воруют, то, наверное, тоже исполняют какие-то указания. Так что, похоже, и дети-сироты остались без света с соизволения Кара-оола.
Так кто должен навести порядок на стройках Тувы?