ПАРЛАМЕНТСКИЕ БУДНИ
Политическая атмосфера на пятачке между Белым и Желтым домами при внешнем спокойствии продолжает оставаться неустойчивой. Уже две недели идут напряженные разговоры в кабинетах правительства и парламента. Чему они посвящены, остается пока за семью печатями, но очевидно одно: основные политические игроки заметно активизировались. И самым интригующим вопросом остается расклад депутатских мандатов: сохраняется ли оюновское большинство, какие действия и в чью сторону предпримут меньшевики, и подтвердится ли слух о снятии В. Валькова с поста спикера?
Вопреки циркулирующим слухам на внезапно заболевшего Валькова никто «не покушался» и на этот раз. Большинство в Закпалате осталось неизменным, меньшевики тоже мало изменились, хотя стали лавировать на мелком течении. Заседание вел вице-спикер Б.Балчий-оол, получивший-таки от Валькова полномочия на ведение сессионных заседаний.
Судя по всему, опасения правительства в возможности голосования импичменту Главе правительства сохраняются. Как и в прошлый раз, интерес правительственных чинов к законодателям оказался огромным. На заседание явилась целая свора правительственных чиновников во главе с обоими первыми заместителями Кара-оола Иргитом и Теном, хотя никой необходимости в том не было, они сумрачно просидели и промолчали все заседание.
Отдельные министры застолбили себе места в зале аж за полчаса до начала заседания. Мало того: депутат Хайманова провела в зал и чинно усадила «на галерке» молодую очень свирепого вида девицу, впоследствии оказавшейся сотрудницей кремлевской администрации. Гостья внимательно слушала, наблюдала, при этом выглядела настороженно, будто сидела не на заседании государственного органа власти, а в чуждой ей агрессивной среде.
Однако ожидания зрителей не оправдались. Плановое заседание сессии ЗП прошло без напряжения, поскольку группы депутатов явились на заседание с уже выработанными решениями.
Первым делом депутаты «разобрались» с распоряжением больного спикера о ликвидации Аппарата Закпалаты. Новый спикер решил ликвидировать Аппарат как юридическое лицо и создать новое со всеми вытекающими последствиями: повальным увольнением сотрудников и приемом на работу «с чистого листа». Несогласованная с депутатами инициатива не вызвала восторга у коллег, учитывая, что стартовал предвыборный год. В связи с этим поступило предложение проголосовать Постановление палаты об отмене Распоряжение Валькова. Оно было тут же поддержано 21 депутатом – и это в отсутствие в зале заседания четырех «большевиков» во главе с В.Оюном.
Такое голосование стало шокирующим для правительственных чиновников и вызвало у представителя Центра нервный тик. Оно и понятно: при таком единодушии спасти карьеру незадачливого спикера проблематично даже представителю Кремля. Это еще раз подтвердило истину о том, что политика – это согласование интересов и постоянный поиск компромисса. Даже при наличии ощущения, что Москва тебя непременно защитит, игнорировать мнение коллег-депутатов не стоит.
Впрочем, единения большинства и меньшинства в Закпалате по всем вопросам не получилось. Депутаты-большевики сделали еще одну попытку принять закон «О Конституционной комиссии РТ». Но за представленный проект проголосовало только «оюновское» большинство, присутствовавшее на заседании – 16 голосов. Представитель Кремля на этот раз сама смогла убедиться, кто саботирует кремлевскую инициативу. И теперь истинная позиция Ш. Кара-оола стала более прозрачной – не уверенный в своем будущем Глава республики заинтересован в ускорении парламентских выборов 2010 года. Даже ценою сохранения двухпалатного парламента, от которого трясет Администрацию Президента РФ и сенатора Нарусову. А все призывы Главы правительства вернуться к однопалатному парламенту не стоят выеденного яйца.
Не получили конституционного большинства и изменения в закон «О статусе Председателя Правительства РТ», инициированный прокуратурой, которая настаивает на приведении этого закона в соответствие с федеральным. Но Кара-оол так хочет сохранить за собой право «определять структуру правительства», которое должно принадлежать парламенту, что готов ради этого идти на конфликт с федеральным центром. Причем, его упертость ничего реального не дает: нормы федерального законодательства имеют силу прямого действия.
Подумалось: вот с таким бы упорством Кара-оол лучше бы защищал бюджетные интересы Тувы в Москве! Вот бы где показать характер – но нет! В следующем году уровень федеральной бюджетной поддержки уменьшается еще на 14% в сравнении с текущим годом. И это уже стало тенденцией. Правительство республики демонстрирует поразительную беспомощность в отстаивании субсидий из федерального бюджета на выплату ежемесячных детских пособий, ЕДВ ветеранам труда и труженикам тыла, детский оздоровительный отдых и компенсацию родительской платы за нахождение детей в детских садах. И теперь эти траты лягут на нищую республику, которая не может наладить какое-нибудь доходное производство, укрепляющее бюджет.
А правительство Кара-оола не только не в состоянии защитить бюджет, но и не в силах организовать лоббистскую деятельность тувинских сенаторов Пугачева и Нарусовой, депутата Госдумы Шойгу и нашего знаменитого героя-спасателя с одноименной фамилией. В связи с этим у населения возникают обоснованные вопросы: если вы не умеете использовать их влияние, то в чем, собственно, суть полученного ими статуса представителей Тувы в Федеральным Собрании? Уж не в той ли изрядно подержанной радиостанции, подаренной Ларисой Шойгу жителям Сизима, которая тут же вышла из строя?
Не получили одобрения и поправки в конституционный закон «О земле». Но тут сыграл личностный фактор – не явился докладчик. Небезызвестной С.Кызыл-оол. Когда-то он «трудился» руководителем Канцелярии Главы. Не справился и был отправлен «вниз». Теперь он вопреки закону безуспешно совмещает муниципальную должность руководителя Агентства и депутата горхурала.
В остальном голосование прошло без осложнений. Были утверждены поправки в бюджет 2009 года. Утвердив в окончательном чтении 20 законов и 11 в первом чтении, депутаты приступили в рамках «правительственного часа» к общению с чиновниками правительства на тему готовности республики к отопительному сезону.
Наш корр.