Суровые реалии |
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЫМОРАЖИВАНИЕ… ВЛАСТЬ И НАРОД – КТО КОГО?
ПРОБЛЕМА ЗРЕЕТ
Тувинское лето в разгаре, а мысли об угле невольно приходят на ум, как только вспоминаешь ужасы двух последних зим. Экстренный взлёт цены на уголь с 670 рублей за тонну до 1300. Многокилометровые очереди, отказ грузить уголь даже за живые деньги, издевательства над потребителями угля, доходящие до унижений. Но, похоже, те мытарства могут показаться шуткой в сравнении с тем, что ждёт нас этой зимой.
Как помнится, положение спасла деятельность Енисейской промышленной компании, начавшей разработку Элегестинского месторождения угля. В ходе добычи металлургического угля ей пришлось извлечь уголь энергетический. Держать большие запасы угля в отвалах запрещено, поэтому ЕПК в 2008 году поставило на ТЭЦ республики порядка 100 тыс. тонн и 2009-м – уже более 150 тыс. тонн энергетических углей. И тем самым разрядила ажиотажный спрос на уголь внутри республики, обеспечив бесперебойное снабжение углем Кызылской, Чеди-Хольской и Шагонарской ТЭЦ.
Но нынче ситуация со снабжением углём в Туве складывается критическая. И виной тому несколько причин.
КУДА ПОДЕВАЛСЯ УГОЛЁК?
Об одной из них сообщил и.о. министра энергетики Кажин-оол. И касается она аварии на шахте «Распадская», где ранее добывалось до 17% коксующегося угля России. Она вызвала ажиотажный спрос на коксующийся уголь. Цена на него временно «подскочила», и новые хозяева угольного разреза Каа-Хемский, основным среди которых называют нашего земляка Сергея Шойгу, решили «подзаработать» на беде в ущерб интересам республики. И весь добываемый разрезом уголь с Чаданского и Каа-Хемского участков тут же «покатил» за Саяны. Да так стремительно, что по состоянию на 1 июля на складах предприятия осталось всего 660 тонн угля. В том числе на Каа-Хемском участке – «ноль». И это в то время, когда на разрезе вскрыша отстаёт от графика и предприятия республики не создали запасов на зиму. К тому же на разрезе в настоящее время запасов угля, подготовленных к выемке, менее чем на месяц работы – всего 27 тыс. тонн.
И это при том, что только за июнь компания Шойгу почти в два раза перекрыла планы поставок угля за пределы республики и вывезла за Саяны более 35 тыс. тонн. И, как справедливо заметил Кажин-оол, «в условиях нарастающего угольного бума такая ситуация может привести к тому, что за пределы республики может быть вывезено куда больше запланированных 200 тысяч тонн – за счет 450 тысяч тонн, предназначенных для самой Тувы». В случае такого пессимистического сценария, заявил чиновник, «без угля может остаться примерно треть всех потребителей республики, включая бюджетные организации и население».
Но нанятые нашим земляком менеджеры не намерены останавливаться на достигнутом. Создав дефицит угля, они тут же подняли отпускную цену на уголь с 1300 до 1560 рублей за тонну. Но морозы зимой, как вы понимаете, не зависят от цены на топливо. То есть, его нужно нисколько не меньше. И дефицит в 1/3 спроса – просто катастрофичен. Так что теперь в республике на рынке ожидается подъём цены на уголь с 2000 рублей до 2500-3000 рублей за тонну. И мы, скорее всего, за эту ситуацию должны благодарить нашего замечательного земляка.
СЕНАТОР НАМ ПОМОЖЕТ?
Но, может быть, в трудную минуту правительству Тувы снова подставит плечо наш сенатор Сергей Пугачёв, осваивающий Элегестинское месторождение? Вряд ли. И дело даже не в том, что в настоящее время у ЕПК почти нет угля и добыча остановлена. Или потому, что американский комбайн по добыче угля сломан и его сейчас откапывают. Не причём тут и то, что одной из причин парализации работы стал отказ правительства республики переводить земли под месторождением из сельхозоборота. Хотя, если бы это было проведено своевременно, то ЕПК на западном участке могла бы начать добычу угля экскаватором. И до конца года выдала бы 150-200 тыс. тонн энергетического угля.
Дело в том, что у самого олигарха Пугачёва очень сложное положение. Как говорится, «финансы поют романсы». И ситуация настолько ахова, что, похоже, Пугачёву предстоит скорое расставание с республикой.
МЕЖПРОМБАНК НА ГРАНИ ОТЗЫВА ЛИЦЕНЗИИ
Все информагентства как по команде разнесли весть, что «Межпромбанк на днях признал дефолт по всем еврооблигациям, объяснив это действиями «Башнефти»: взыскивая долг, она парализовала его работу». Долг банка Пугачёва «Башнефти» составляет $66,5 млн. А евробондов подлежит к оплате на 200 млн. евро. Кроме того, 16 июня банк не смог вернуть ЦБ 9,6 млрд. руб., спустя неделю – еще 2 млрд., а с 24 июня не выполняет обязательные нормативы ликвидности.
Казалось бы, крах Межпромбанка неизбежен, но тут на помощь к нему пришло правительство России, и он смог 5 июля «договориться» с Центробанком о реструктуризации долгов. Всего – на сумму в 32 млрд. руб. До 11 января 2011 года. Но специалисты полагают, что этой передышки банку вряд ли хватит для выживания. Его портфель кредитов оказался очень плохим, и компетентные органы не исключают, что по кредитным цепочкам изворотливый банкир перекачал большую часть активов в оффшоры.
В ПОИСКАХ ВЫХОДА
Единственный выход из сложившейся ситуации – продажа активов Объединённой промышленной корпорации, в которую входит Межпромбанк.
Но это дело оказалось непростым. Продать судостроительные верфи за 89 млрд. рублей создаваемой правительством судостроительной корпорации не удалось – И.Сечин оценил их не более чем в 30 млрд. рублей. Тогда настал черёд угольного актива Пугачёва – Элегестинского месторождения коксующихся углей. Как сообщили СМИ «ВТБ подтвердил, что рассматривает возможность выделения структурам ОПК $600 млн. под залог Енисейской промышленной компании, которая владеет крупным Элегестским месторождением угля». «Условия сделки предполагают, что «ВТБ капитал» получит мандат на продажу прав на разработку этого месторождения», – сообщил ВТБ.
Правда, ОПК полагает, что $600 млн. за Элегестинское месторождение – очень мало, учитывая, что «независимая оценка Элегестского месторождения – $4,38 млрд.». Любой получавший в банке кредит знает: залог, как правило, в несколько раз превышает заёмную сумму. И это не страшно, если ты намерен своевременно кредит «погасить».
ТОРГ НЕ УМЕСТЕН?
Но ОПК так торгуется за оценку Элегестинского месторождения, так настаивает на залоге в 12% ЕПК, что невольно рождает предположение, что вскоре Пугачёв расстанется с уникальным месторождением и окончательно уйдёт из Тувы. И в такой ситуации какая речь может идти о его участии в строительстве железной дороги в Туву?
Впрочем, все эти выводы опровергаются решением Центробанка помочь Пугачёву. А такие решения не рождаются на голом месте. Многие полагают, что Пугачёва выручает сам Путин. И это несмотря на отчаянную войну, развязанную в отношении сенаторствующего банкира нашим знаменитым земляком. Не исключено, что сенатора просто «прижали», заставляя сделать какой-то выбор, «дожали» и теперь дадут вздохнуть и «расправить крылья». Такой подход к решению проблем очень похож на нашего нацлидера.
ТЯЖЕСТЬ ПРАВА ВЫБОРА
Конечно же, все эти угольные перипетии для нас крайне важны. Особенно в преддверии парламентских выборов. Выбор Пугачёва остаться в республике и продолжить осуществление своих бизнес-проектов или продать всё и уйти может сильно повлиять на расстановку политических сил. В борьбе за ресурсы и власть в республике пока наш замечательный земляк явно оказался изворотливей, жестче и беспринципней. Но главный раунд борьбы – впереди. Парламентские выборы. Только они в состоянии окончательно расставить всё по местам. Стороны это не могут не осознавать.
На стороне чрезвычайного героя партия власти, готовая ради сохранения своих позиций в стране на всё. На выборах 2006-07 гг. ей не удалось сломать народ. Посмотрим, что будет в 2010-м. Кара-оол и его команда сейчас думают только о выборах, и им не до угля. Они, наверное, снова надеются «нарисовать» итоги выборов. Но в любом случае суровая тувинская зима в условиях дефицита топлива станет ответственной проверкой её легитимности.
Кондрат Пчёлкин