Явка с повинной
Удивительные люди – нынешнее поколение так называемых «политических деятелей». С одной стороны, они готовы бесконечно унижаться перед начальством, а с другой – не терпят никакой критики «снизу» и пытаются «обуздать» независимые СМИ, чтобы те тоже, как прикормленные правительственные, в голос хвалили их, превознося несуществующие достоинства. И насколько они изворотливы, терпя порой даже незаслуженные унижения от начальства, настолько же они настойчивы в преследовании журналистов. Видимо, после встряски от начальства они получают истинное наслаждение преследованием инакомыслящих.
Простой пример. В нашей газете был опубликован материал о неком Карлике. Ни фамилии-имени-отчества, ни региона, ни города в рассказе не было названо. Но была описана история одной несчастной семьи, в которой сначала замучили голодом малютку, родившуюся с дефектом «заячьей губы», а затем вырастили трёх сыновей, один из которых впоследствии стал наркоманом и отъявленным наркобизнесменом, второй – алкоголиком и контролёром рынка палёного алкоголя, а третий – бандитом, впоследствии дорвавшимся до власти.
Сказать, что описанная судьба – в России большая редкость, значило бы покривить душой. К сожалению, наркобизнес, бандитизм и торговля контрафактным алкоголем с последующим вхождением во власть в нашей стране стали таким обыденным делом, что в этих персонажах куча народу могла бы себя узнать. Но, поскольку никаких конкретных указаний на возможных персон в публикации не имелось, то многие негодяи, узнавшие вдруг себя, могли спать спокойно. По крайней мере, к ним вряд ли могли прийти правоохранители сличать личности и привлекать к ответственности за содеянное. Впрочем, мы на это и не рассчитывали – ни для кого не секрет, в чьих интересах сейчас действует прокуратура. Достаточно привести пример с зам. прокурора московской области Игнатенко, на днях арестованного польской прокуратурой и обвиняемого в организации незаконного игрового бизнеса. Узнав, что он под подозрением и скоро будет арестован, прокуроришка тут же пустился в бега. Теперь, находясь в польской тюрьме, грозит своим товарищам из Генпрокуратуры, что «в случае чего сдаст всех». А поскольку в деле фигурирует сын самого генпрокурора Ю.Чайки, то слово «всех» может означать чрезвычайно опасный поворот.
Но тут выяснилось, что один очень серьёзный господин не только узнал в персонаже, названном «главным негодяем» себя, но и набрался смелости публично во всеуслышание заявить об этом. Этим героем оказался премьер Тувы Шолбан Валерьевич Кара-оол. В своём заявлении к прокурору Бухтоярову и министру Лобанову признался, что читал статью «Карлик» и кроме выше описанных событий признаёт за собой желание по «разграблению федерального и республиканского бюджета», «разделения общества на «своих и чужих», «повсеместное кумовство, воровство и мздоимство, поощрение бандитизма, корысти и предательства и возведение их в ранг государственной политики». В словах «мнительный, мстительный, и недалёкий», «обманами, интригами и предательством» вставший у руля «при поддержке чрезвычайного патрона организовали получение бюджетных средств в виде дотаций» он не только «узнал» себя. Он предложил Бухтоярову и Лобанову также сравнить оригинал с предложенным текстом. И, надо сказать, не без результата. По крайней мере, на них подействовала явка с повинной нашего героя, который в своём обращении к ним прямо написал, что хотя в опубликованных материалах «напрямую не указывается моей фамилии», однако «события, описываемые в статье имеют непосредственное отношение ко мне, моим родителям, моим братьям и другим членам моей семьи, что подтверждается комментариями читателей, опубликованными на сайте». А потому «лица, опубликовавшие статью, имели прямой умысел на публичное оскорбление и унижение «Председателя Правительства Республики Тыва Ш.В.Кара-оола». И попросил привлечь всех виновных к уголовной ответственности.
К нему тут же присоединились и сошки помельче – брат Юра и отец Валера, которые подписали точно такие же необдуманные заявления с теми же грамматическими ошибками. Кроме того, брат Шолбана Юрий также увидел себя в «Карлике и Негодяе».
Ну а что же прокурор и министр? Они тоже не усомнились ни на минуту в том, что негодяй и его родственники – все из семьи караоолов. Но привлекать их к какой-либо ответственности не стали. Министр ограничился акцией незаконного массового изъятия газеты, за что тут же получил серьезный нагоняй от Нургалиева, а прокурор в одночасье возбудил на газету аж 26 административных дел и в нарушение закона отправил их в тувинский мировой суд судье Р.Инми, хотя газета зарегистрирована в Москве.
Но Бог с ними, с административными делами. Их ждёт, скорее всего, та же участь, что и обращение Кара-оола в суд по защите чести и достоинства. Вопрос в другом – а что если действительно суд установит, что все описанные в газете «подвиги» на самом деле совершёны компанией караоолов? Тогда что, им стреляться, что ли?
Складывается впечатление, что нами руководят, обеспечивают наш спокойный сон и бдят за соблюдением законности то ли больные, то ли «отмороженные» люди. Как говорится, ни ума, ни фантазии. Ну не нравится Кара-оолу газета, это очевидно. И любви достичь тут вряд ли получится, хотя специфичность ситуации состоит в том, что именно он стоял в 1999 году у истоков рождения газеты «РИСК» и был одним из 6 её учредителей (правда, официально деньги за него внёс его тогдашний помощник Болбан-оол Тинмей). Но отсутствие дальновидности, неумение налаживать диалог, стремление к быстрой наживе, наверное, не позволяют ему найти единственно верный путь, чтобы его имя не полоскали какие-то СМИ и родителям за него не было стыдно.
Мы ещё вернёмся к этой теме.
Кондрат Пчёлкин