– Что случилось с Кубанью?
– Она утонула.
Спецкор «Новой» Дмитрий Быков по телефону из Крымска: «В городе разгром, описанию не поддающийся...»
Что в городе
Как раз ровно 10 лет назад, в августе 2002 года, здесь уже было наводнение. Я тогда тоже приезжал. Могу сказать, что вода тогда в городе стояла вдвое ниже, чем сейчас. В этот раз – вода до 4-х метров.
Сейчас до сих пор на стадионе «Витязь», например, вода по пояс осталась.
Разрушения очень серьезные. В городе полно сдвинутых с места машин, вывороченных деревьев, что касается трупов, которые просто не успевают убирать, то подвозивший меня водитель вчера насчитал на одной из обочин пять трупов...
Только что я вышел с большого местного пищевого и вещевого рынка. Теперь этот рынок местные жители называют «фукусимой», потому что тут кроме руин и грязи ничего больше не осталось. Вот, у гипермаркета «Магнит» уцелели только стены, сам он изнутри разрушен полностью. Внутри – вода. Стекла из окон выдавлены. Сейчас я стою возле магазина электроники – такое ощущение, что Мамай прошел. Люди говорят, что у них разрушен бизнес, который они создавали на протяжении 12-13 лет... Им в принципе никакая компенсация ничем уже не поможет – разрушено всё, что они нажили.
А в поселке Нижняя Баканка, который в 15 километрах от Крымска, разрушено до 70 процентов домов. Я проезжал этот поселок: там горы наваленного мусора. И это всё, что осталось от жилищ (в основном деревянных)...
Оставшихся без жилья расселили по детским садикам. В одном таком я был. Туда привезли электростанцию, но к нему нет пока ни масла, ни бензина, чтобы его запустить.
Электричества, конечно, нет во всем Крымске, не работает ни один светофор, интернет вообще отсутствует как класс. Только в одном месте ловит.
От местных властей нет никакой информации. Я имею в виду представителей власти, которые сидели тут вместе с Путиным, когда он приехал. Возможности вступить с ними в контакт пока нет.
Единственная власть, которая есть, это представители МЧС. И они, надо сказать, ведут себя просто безупречно. Как и полиция. Полицейские наряды охраняют город от мародеров. И мародерства пока нет. В общем, работа полицейских и МЧС организована хорошо. И также очень хорошо организована взаимопомощь: люди постоянно несут пострадавшим вещи и еду.
Что говорят жители
С тех пор, как Путин сказал, что «не надо преувеличивать» (масштабы трагедии – прим. ред.), в городе в его адрес со стороны жителей звучат такие слова, которых я не слышал ни на какой Болотной... Все жители, как один, говорят, что из-за постоянного вранья сильно нарастает чувство тревоги – если бы власть не лгала, было бы спокойней.
Конечно, далеко не 150 погибших (по последним официальным данным – 171 – прим. ред.). Все здесь называют цифру до тысячи. И те из жителей, у кого родственники работают в МЧС, тоже говорят, что цифра погибших очень сильно занижена. Но многие даже не разрешают журналистам называть свои фамилии, называют только фамилии своих погибших соседей. Погибшим боятся уже нечего. А живые боятся не получить даже той компенсации, которая обещана.
И еще. Все замечают: вода была теплее на ощупь, чем бывает при ливне и при дожде. Весь город абсолютно убежден: сброс воды с Неберджаевского водохранилища имел место. И сделано это было, как убеждены здесь многие жители, чтобы вода не пошла в сторону Новороссийска, где выстроены богатые коттеджи. Вот такая версия ходит.
И, действительно, откуда вообще могла пройти волна такой высоты и скорости?..
В большинстве домов люди говорят, что началось всё в 3.10-3.15 ночи в субботу, а в 3.30 вода уже была по грудь. А спасение начало приходить только к 10-11 утра... До этого момента сидели без помощи. Спасения не было никакого. Сирена на местном консервном заводе завыла только в 5 утра. До этого ничего...