Фемида на паях
На днях в России случился жуткий прецедент: оппозиционного блогера и разоблачителя, зарегистрированного кандидата в мэры Москвы Алексея Навального судья Кировского районного суда Блинов осудил за совет продать лес на пять лет колонии и тут же арестовал в зале суда. Однако Навальный каким-то чудом из пяти лет отсидел всего несколько часов и был выпущен областным судом на подписку о невыезде. При этом ни сам осужденный, ни его адвокаты не успели даже на руки получить приговор и обжаловать его. В роли адвокатов выступила городская прокуратура г.Кирова, до этого с пеной у рта требовавшая для Навального сурового приговора. Основание такой позиции – обеспечение избирательных прав кандидата в мэры... Более глупого основания придумать сложно, особенно если учесть, что заодно с Навальным отпустили на свободу и его «подельника» Офицерова, который никаким кандидатом не является... Чудеса да и только.
Наглядный пример того, что наш российский суд – что дышло. Куда власти захотят, туда его и повернут. Никакие законы им не преграда. Действительно: изменить приговор за ночь наш Уголовно-процессуальный закон России не позволяет. Да и в мире нигде нет ни таких законов, ни такой практики. Раньше, чем через месяц пересмотреть приговор, казалось, технически невозможно. А тут – за несколько часов! Что случилось, почему власти так испугались приговора судьи Блинова в отношении лидера несистемной оппозиции Навального? Почему власть спасовала и дала ему шанс победить на московских выборах?
Еще 18 июля днем казалось, что все движется по накатанной колее: судья Блинов ожидаемо зачитал приговор, слово в слово повторяющий обвинительное заключение. Доводы защиты он счел несостоятельными. Как случилось, что процесс над оппозиционером превратился в агитационную кампанию? Чтение приговора, прощание с родителями, взят под стражу в зале суда – прямые трансляции, все радиостанции, телеканалы, газеты, западная пресса; митинги на площадях городов, тысячи протестующих, десятки задержанных... Такая предвыборная реклама стоит сотни миллионов долларов. Причём реклама обычно лукавит (мягко говоря), а тут всё было настоящее: судья, приговор, наручники, автозаки. Специалисты считают, что теперь на выборах мэра Москвы результат Навального будет вдвое-втрое выше, чем был бы без всей этой истории. А Немцов полагает, что теперь у Навального появился реальный шанс на победу.
Но вернёмся к самому уголовному делу Навального. Если верить обвинению, то он, будучи советником губернатора, дал опрометчивый совет генеральному директору «Кировлеса» заключить договор на продажу леса фирме, которой руководил Офицеров. Сделка состоялась, в результате чего «Кировлес» понёс убыток в 14 млн. рублей. Суд не установил факта получения денег или каких-нибудь других преференций Навальным, сам ущерб доказан не был. Да и сам Навальный не имел никаких полномочий приказывать директору «Кировлеса», с кем и на каких условиях заключать договора поставки леса. К тому же «Кировлес» в это время уже находился в предбанкротном состоянии, и новые убытки ему были до фени... Но вот приговор – пять лет колонии... за совет. Более смешного приговора трудно представить.
В связи с этим про судью Блинова в статье «Как чувствуешь себя, Блинов?», в Интернете Антон Орехъ пишет: «...выбор у Блинова был прост: либо оказаться порядочным человеком, либо стать подлецом. Никакого подвига от Блинова не требовалось. За оправдательный приговор его не расстреляли бы, не сослали на Колыму. Конечно, большой карьеры он бы уже не сделал. Но он что, рассчитывал стать Верховным судьей РФ? А может быть, всего лишь главным судьей города Кирова? И ради этого он оказался готов душу дьяволу продать?». «...судья Блинов, приговорив невиновных людей к 4 и 5 годам тюрьмы, самого себя приговорил пожизненно. И пусть не надеется, что имя его забудется в череде имен таких же сволочей». Думается, достаточно точная оценка деятельности судьи.
А теперь давайте отвлечёмся от Блинова и вспомним про громкое дело «Оборонсервиса». Там, если верить следствию, реально украли до 13 млрд. рублей. Подписывал документы большей частью лично министр обороны Сердюков. Причём нередко – в пользу мужа своей родной сестры. Если за 14 мифических миллионов российский суд назначил наказание в пять лет и четыре года, то сколько же полагается Сердюкову и Васильевой за 13 млрд. реально похищенных рублей? И почему при этом Васильева «мучается» в 13 комнатах, а Сердюков до сих пор ходит в свидетелях и пользуется всеми привилегиями охраняемой особы? И всё – по решениям следствия и суда. Что это за двойные стандарты в одной отдельно взятой судейской системе?
Но не будем далеко ходить. Незачем. Вспомним надуманное уголовное дело Аллы Донгур-оол. В нём всё – глупость на недоразумении. Родственница принесла её материалы, подтверждающие хищения в сфере ЖКХ Чеди-Хольского района при попустительстве или соучастии Главы правительства и попросила их профессионально обработать и опубликовать. Об этом узнаёт семья Главы и начинает «обработку» родственницы, заставляя её и ещё одного неудачника на выборах «подставить» Донгур-оол. Сначала те просят Аллу сделать материал, а затем её уговаривают его не публиковать, обещая деньги. Затем рассчитываются с ней за работу... и всё это с грубейшими нарушениями УПК снимают на камеру и записывают на диктофон.
В итоге, полицаи предъявляют Алле обвинения в вымогательстве 20 тыс. рублей, сажают её в СИЗО и создают ей невыносимые условия, добиваясь от неё самооговора. Однако ничего не выходит, и Аллу выпускают на свободу. Дело о вымогательстве лопается, как мыльный пузырь. Выясняется, что Алла не только могла, но и собиралась публиковать подготовленный ею материал. И никакого вымогательства не было и в помине. Следствие срочно переквалифицирует обвинение с вымогательства на мошенничество, пытаясь доказать невозможное – что у Аллы Донгур-оол не было возможности подготовить качественный материал и опубликовать его в СМИ. Дело достаётся такому же мастеру судебных чудес, как кировский Блинов, и судья Кызылского городского суда Шыырап с блеском переписывает обвинительный приговор с прокурорского обвинения.
Но то, что дело шито белыми нитками, очевидно даже начинающему юристу. И Шыырап, видимо, стесняясь своего положения, назначает подсудимой наказание в виде трех лет колонии-поселения. Но российский закон написан таким образом, что при осуждении в колонию-поселение осужденный до вступления приговора в законную силу находится на свободе и самостоятельно направляется туда в течение 10 дней после его вступления в законную силу. Однако, видимо, инициаторов этого преследования в Белом Доме такой вариант не устраивал. В связи с этим оглашение приговора было отложено на два часа, в течение которых судья Шыырап пришёл к гениальному выводу о том, что подсудимая может скрыться и потому её нужно арестовать в зале суда, сославшись на якобы имевшее место признание подсудимой в нарушении ею условий подписки.
Стыдно ли Шыырапу за его приговор, неизвестно. Думается, к нему вполне подходят все эпитеты, которыми автор Антон Орехъ в публикации «Как чувствуешь себя, Блинов?», наградил кировского судью. Не стану скрывать: не только защита, но и прокуратура посчитала решение судьи Шыырапа об изменении меры пресечения незаконной и необоснованной. И внесла соответствующий протест. Но удивительное дело – когда адвокат подсудимой обратился в Верховный суд по поводу рассмотрения апелляции, там ему ответили, что... судья Шыырап, не оформив дело и не передав его в апелляционную инстанцию Верховного суда, отбыл в отпуск! Наверное, очень устал, вынося сомнительный приговор. И знаете, никто его из отпуска не отозвал и не заставил сделать работу, за которую он получает немалое жалованье. Оно и понятно: его начальник, председатель Кызылского городского суда Донгак, является дядей жены председателя правительства Тувы Кара-оола, который, скорее всего, и является инициатором всего этого безобразия. Вот, видать, Донгак и отправил Шыырапа в отпуск, чтобы дело полежало в Кызылском городском суде... Интересна и позиция Верховного суда – тихонько сидят и помалкивают – знает собака, чьё сало съела...
В обществе много разговоров о продажности тувинских судей. Думаю, что это – большое преувеличение. Как раз мздоимство в тувинских судах не принято. Всё дело в том, что достаточно большое число сегодняшних судей частенько не воспринимают себя как вершители судеб от имени Российской Федерации. Пробравшись в суды с заднего хода по блату, они воспринимают себя как часть чиновного люда, исполняющего некую государственную миссию. И потому не помышляют о самостоятельности и строгому следованию закону. Они как бы пытаются угадать, что от них требуется «сверху» и следуют этому. Думается, не было бы большой беды, если бы они следовали только указаниям вышестоящей судебной инстанции. Тогда, по крайней мере, было бы некое единообразие применения Закона. Но в том-то и беда, что сегодняшние судьи нередко своим начальством признают и прокурора и главу исполнительной власти.
В случае с Навальным никто не сомневается, что указание отпустить поступило из Кремля. Не случайно пресс-секретарь президента Песков дал оценку решениям судей по делу Навального как «законные», хотя он и юристом-то не является, да и вообще никакого отношения к судебной системе не имеет. Просто распоясался. Думается, и в случае с Донгур-оол главное решение принимал не Шыырап, а кто-то в Белом Доме. Поэтому все тихо сидят и молчат, хотя со времени провозглашения приговора, имеющего все признаки преднамеренности беззакония, 17 мая 2013 года прошло уже более двух месяцев.
В защиту Навального встала вся страна. Только в Москве, по разным оценкам, протестовали от 5 до 20 тысяч человек. Власти пришлось срочно «поправляться». В Туве протестный электорат жиденький и боязливый. Провинция. Многие рассматривают протест лишь как способ обратить на себя внимание и получше устроиться в жизни. Типичный пример – Валера Иргит. То, что публично презирал, стало его повседневной жизнью, и он, судя по всему, никакого дискомфорта не ощущает. Власть поменяется – у него снова могут измениться приоритеты. Говорят, это «родимое пятно» всех народов, предки которых вели кочевой образ жизни. Заложено в генах. Как бы инстинкт самосохранения. Но Алла всё равно выйдет, а на Шыырапе, как и на Блинове, это пятно останется на всю жизнь.
В блогосфере циркулируют слухи, что Собянина рассматривают в качестве преемника Путина. И потому ему нужна честная оглушительная победа на выборах московского мэра. В связи с этим арест Навального в преддверии выборов и усиление в связи с этим протестных настроений вполне могут быть использованы для того, чтоб осложнить переход столичного мэра из категории высших администраторов в разряд наиболее влиятельных персон. Может быть. Но, скорее всего, дело в том, что Россия быстро меняется и наиболее продвинутые во власти люди это поняли и пытаются перевести революционный пыл в реформаторское русло. В случае с Навальным они взяли верх. Что ни говори, в Кремле умных людей достаточно. А вот среди тувинских правителей таких ощущается явный дефицит.
Кондрат Пчёлкин