Начинающим оппозиционерам посвящается |
Пофигизм как подушка безопасности для страны
Прошедшие выборы, как и всегда, уперлись в одну и ту же проблему: пассивность избирателей. Хотя власти и нарисовали запредельную явку, обеспечив себе почти 100-процентное присутствие в городском хурале, все понимают, что реально на выборы пришло не более 20% кызылчан. И оппозиция, и власть обвиняет «уклонистов» от выборов в пассивности и нежелании проявить свою гражданскую позицию. А Сергей Шойгу настолько возмущен отсутствием патриотизма у народа, что предлагает лишать гражданства тех, кто трижды не явится на избирательный участок без уважительной причины! Заметьте, и те, и другие: и власти, и их противники недовольны диванным настроением одинаково. Так кто же эти злостные пофигисты, не пробиваемые ни властной, ни оппозиционной пропагандой? Может, эти люди не такое уж и зло для жизни и развития страны?
Главный лозунг последнего десятилетия после «лихих 90-х» – «За стабильность!». И его первое время активно поддерживало большинство, что показывала и повышенная явка на выборах, и высочайший процент голосовавших за власть. Но со временем стабильность начала превращаться в мертвую застойную плесень, а оппозиционные политики никак не могли собраться в реальную силу: постоянно грызлись между собой, часто перебегали из одного лагеря в другой, а то и вообще на сторону властей. И даже если оппозиция выигрывала где-нибудь выборы, то быстро теряла доверие населения из-за своего поведения, мало чем отличающегося от поведения властей.
В результате, народ разочаровался в собственной властной элите и в свои способности изменить что-либо с помощью выборов. И перестал вообще замечать политическую жизнь страны и тем более участвовать в ней. Власть такое положение устраивало – лозунг «Политика – грязное дело, в нее не идут порядочные люди!» до сих пор популярен. А в качестве его подтверждения время от времени на экранах федерального телевидения приподнимают край ковра, под которым всякие жулики от политики возятся вокруг бюджетного пирога, вспоминая про «электорат» только в момент «выборов».
Согласитесь, идеальная форма управления государством: вы не мешаете нам править, а мы не мешаем вам жить. Стабильность на века! Но вот только выпала одна важная деталь из этого механизма. Власть начинает деградировать, отрываться от реальности, если перестает реально бороться, собственно, за власть. Внутрипартийная возня не в счет: одно дело, когда пауки дерутся между собой в закрытой банке, и совсем другое, если этих пауков выбросить на улицу: кто станет жертвой хищников, кто попадет под колеса автомобиля, кто помрет от голода или холода – совсем другие правила выживания!
В эпоху «тучных нулевых» правительственный класс почему-то решил, что можно вообще не считаться с мнением народа, чиновники стали подзабывать, что они вообще-то слуги народа, а не наоборот. И пока денег хватало на всех, людей такое положение хоть и возмущало, но терпеть можно было – издержки стабильности, так сказать. Но вот грянул кризис 2008-го, и властная вертикаль затряслась: денег внезапно стало не хватать. Чиновники обратили жадные взоры на население: по их мнению, люди богато стали жить – пора бы и «подоить» их. Естественно, это всех возмутило.
Негласный договор между властью и народом был окончательно расторгнут. В народной среде начали зреть свои центры сил, неподконтрольные Кремлю. Например, в Москве таким человеком стал Навальный, в Екатеринбурге – Ройзман. Как с такими бороться чиновникам? У них имеется только опыт общения с «системной» оппозицией, которая кормится с руки, а вот навыки реальной политической борьбы у них атрофированы начисто.
Властям вдруг срочно потребовалась народная поддержка в борьбе с «врагами народа». А народ, с привитым той же властью пофигизмом, не так уж легко расшевелить. Это показывают многочисленные митинги в поддержку властей – на них кроме самих чиновников и служащих, зависимых от них, никто добровольно не приходит. Даже на деньги и водку люди реагируют вяло. В результате власть попала в яму, которую сама же вырыла. Люди, отученные от политической активности, как черт от ладана шарахаются от любого изъявления гражданской позиции: хоть за, хоть против.
Оппозиционеры сейчас также плачут по всей стране: видите ли, ленивый народ нам достался, не верит нам, таким хорошим! Извините, а чем вы докажете, что хорошие? Чем лучше нынешних? На словах вы все хорошие, но если ваши имена всплывают только на время выборов, а в остальное время вас не слыхать, то какие вы, к черту, оппозиционеры, радетели за народное благо?! Вы обычные борцы за мягкое кресло поближе к кормушке!
К примеру, Евгений Ройзман уже много лет реально и без перерыва борется с наркоманией на Урале, создает реабилитационные центры для больных и процент излечения у него намного выше, чем в официальных лечебницах! Вот кого бы надо было привлечь Шолбану Кара-оолу для борьбы с наркоманией и пьянством в Туве, если бы он по-настоящему думал о родной республике, а не о показухе!
Ройзман убедил людей делами и жесткой борьбой с региональной властью, и они в ответ не поленились и сходили на участки, отдав свои голоса за него на выборах мэра Екатеринбурга. Теперь губернатор Куйвашев кусает локти и думает, как ему жить дальше – вряд ли он надолго задержится на своем посту, ведь главный критерий отбора региональных начальников – это умение «делать» выборы в пользу провластной партии.
Алексей Навальный в Москве набрал голосов примерно в два раза меньше Собянина. И сейчас он обвиняет ленивых москвичей в том, что родной диван им милее выборов. А может, стоит на себя обратить внимание, прежде чем кого-то обвинять? Да, в интернете он в качестве блогера, борца с коррупцией, давно известен, и если бы выборы проходили только среди интернет-пользователей, Навальный одержал бы оглушительную победу. Но вот в реальную жизнь он включился несколько поздновато. Хотя его предвыборная борьба просто блестяща! Нашим оппозиционерам стоило бы изучить его опыт агитации: в день по несколько встреч с избирателями, десятки интервью в СМИ, выпуск разнообразных агитационных аксессуаров (от наклеек на автомобили до баннеров на балконы и ручных браслетов), участие в дебатах с другими кандидатами – и в результате за месяц Алексей сумел поднять свой рейтинг с 6 процентов до 27! Разве этого мало? Любой системный оппозиционер о таком рейтинге даже мечтать не смеет! Все три кандидата от ЛДПР, КПРФ и Справедливой России вместе взятые набрали в два раза меньше голосов, чем один Навальный! И если он не уйдет в подполье, то есть в интернет, то на следующих выборах вполне сможет набрать уже под 80 процентов народной поддержки!
Так что не надо обвинять людей в пофигизме и лени. Считайте это проявлением осторожности и приобретенной, благодаря правительству, недоверчивости. Учитесь убеждать людей, господа оппозиционеры, не только голословными предвыборными лозунгами «за всё хорошее, против всего плохого», но и своей твердой и неизменной позицией в отстаивании народных интересов. Тем более, что сегодня народный пофигизм работает против властей – в своей правоте они уже никогда людей не убедят – «кредит доверия», несмотря на оптимизм Шолбана Валерьевича, ими уже давно растрачен. А вот сможет ли этот кредит получить оппозиция – это целиком и полностью зависит от самой оппозиции.
О. Шын