О главном начистоту |
Радж без языка
В Улуг-Хемском районе случилось событие, а вслед за ним образовалась вакантная должность – освободилось место председателя администрации городского поселения города Шагонар. Должность хлопотная, ответственная и без особых привилегий. Шагонар – второй по величине в республике город после Кызыла, а потому желающих занять это свободное место было не так уж и много.
По новым законам не так-то просто попасть на муниципальную службу. Надо соответствовать требованиям Федеральных Законов «О противодействии коррупции» и «О муниципальной службе в Российской Федерации». В этих основных российских законах прописано, что граждане, которые претендуют на государственные или муниципальные должности, должны соответствовать уровню профессионального образования, иметь определённый стаж работы по специальности, не обманывать и не воровать. Но не только надо соответствовать российским и тувинским законам, надо каждому желающему стать начальником пройти конкурсную комиссию.
Как и положено, создали комиссию, но почему-то из 8 человек. Как голосовать чётным количеством, непонятно, но комиссию создали. Конкурс назначили на 29 ноября и явились на него 7 кандидатов. Как водится у нас в таких случаях, всякие разные мелкие и не мелкие сошки из числа районных и республиканских чиновников и местных депутатов-лизоблюдов сразу же начали усиленно обрабатывать членов этой комиссии. И районных депутатов, которые должны были проголосовать за одного из двух оставшихся кандидатов и своим депутатским решением узаконить нового мэра Шагонара тоже начали обрабатывать.
Каждый кандидат на должность мэра должен был в течение трёх минут рассказать свою программу и своё видение развития города. Из семерых кандидатов шестеро сделали это без труда, а один просто вот взял и натурально развернулся и вышел. Это был Радж Баз-оол. И что вы думаете, за кого, в конце концов, проголосовали улуг-хемские депутаты? Да-да, за этого самого Раджа. Почему Радж развернулся и вышел из кабинета, где заседала конкурсная комиссия? Потому что у Раджа не было и нет языка. Русского.
Там такое дело – в конкурсной комиссии не все были тувинцы, а потому программу свою надо было рассказывать по-русски. Когда Раджа попросили кратко изложить программу, он изумился: какая такая ещё программа? Только он хотел своё изумление озвучить вслух, как ему пояснили, что программу надо рассказать по-русски. И вот тут-то изумление Раджа сменилось на возмущение, он гневно завращал глазами и – вышел, гордо хлопнув дверью!
Очевидцы рассказывают, что Радж промычал сначала что-то нечленораздельное, а уборщица услышала и перевела это на русский язык. Пи...ц, сказал Радж, они заставляют говорить на русском языке, какого хрена – я его не знаю! Уборщице-переводчице доверять можно, говорят очевидцы, потому что у Раджа словарный запас как раз крутится только вокруг слова «пи...ц» и от его производных. Есть, правда, у него ещё общеупотребительные русские слова с экспрессивной окраской, но здесь их невозможно произвести из цензурных соображений.
Но ведь программу развития города Шагонара из одних нецензурно-матерных слов не составишь? Значит, правильно Радж возмутился? В общем, Радж по-русски ни бе – ни ме – ни кукареку, но именно он и стал мэром Шагонара.
А всё потому, как выше было написано, членов комиссии и районных депутатов усиленно обрабатывали: голосуйте за Раджа, потому что это человек правительства, это человек Кан-оола Даваа, если не выберите Раджа – лишитесь работы, детей отчислят из техникумов и институтов и, вообще, вам будет конец света. Ну кому нужен персональный конец света в собственной семье? Под нажимом, говорят очевидцы, всем пришлось поднимать руку за Раджа. А попробуй не подними, если по Шагонару мечется сам Владислав Шактарович Кошкендей – помощник Председателя Верховного Хурала Кан-оола Даваа! Он, вообще-то, не просто Кошкендей, шепчутся в Улуг-Хеме, а такой Кошкендей, у которого родной брат в ФСБ работает. Тут не всё так просто – ФСБ есть ФСБ, а не какая-то там замухортая полиция.
Да ко всему прочему Глава муниципального района Вера Васильевна Балчий, как угорелая, на пару с Кошкендеем носилась на всех раздутых парусах – голосуйте только за Раджа! Ну, за Раджа, так за Раджа. Куда деваться забитым и запуганным народным депутатам? Их власть так замордовала, что они хотя и помнят, как в 2015 году Радж на шагонарском стадионе с большим ножом, похожим на кривую саблю, носился за депутатом Верховного Хурала за Наважапом Радиславом, но всё равно как бы забыли про этот хулиганский случай. Забыли члены комиссии и депутаты, что у Раджа нет необходимого муниципального стажа, но люди в Улуг-Хеме помнят, что где-то как-то он учился в юридическом институте в Томске заочно и работал в шагонарской зоне, но что-то там у него не срослось с законом и ему пришлось уволиться из исправительной колонии.
Уборщица, которая свободно переводит нечленораздельное мычание Раджа на русский язык, рассказала, что Кан-оол Даваа бережёт и лелеет Раджа за какие-то особые заслуги на трудовом поприще необъятных конопляных полей Улуг-Хема и прилегающих к ним окрестностей Чаа-Холя. Когда после тёмных непонятных действий в исправительном учреждении Шагонара Радж остался без работы, Кан-оол Даваа пристроил его в Дом престарелых в посёлке Хайыракан. Там что-то тоже пошло всё не так, всё наперекосяк, а потому теперь Радж Баз-оол стал мэром города Шагонара.
Тут ещё вот какая интересная деталь. Депутаты пока не опубликовали своё решение в СМИ, то есть в законную силу ещё не вступило их решение, но Радж 30 ноября по-хозяйски зашёл в кабинет мэра, созвал всех сотрудников и провёл первое аппаратное совещание. На совещании всем разъяснил, что у него крепкая офицерская закалка, теперь он всех уволит и наберёт своих людей, а в кабинете давайте срочно белите стены и красьте двери.
Радж он хоть и без языка, но с поддержкой правительства, парламента и ФСБ поведёт шагонарцев к светлому будущему.
Очень вредная тувинка