Обзор прессы |
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУВЫ: КРИЗИС ЖАНРА?
На днях «Шолбан Кара-оол инициировал проведение республиканского форума патриотических сил», с целью «мобилизовать инициативных людей, которые готовы обсуждать, предлагать и делать многое в развитие региона без политиканства и популизма» «в формате научно-практической конференции», поскольку он на членов своего правительства уже не надеется.
Он предложил «без чрезмерного бюрократизма, но и без поверхностного подхода» обсудить сложившуюся в республике ситуацию, когда стало очевидным, что от «губернаторских проектов «Одно село – один продукт», «Кыштаг для молодой семьи», «Корова-кормилица», «Социальный уголь», «В каждой семье не менее одного ребёнка с высшим образованием» никакого толку ждать уже не приходится.
Шолбан Кара-оол заумно сформулировал способ решения проблем формулой «цель – ресурсы – сроки – исполнители – результат» и предложил бросить на решение проблемы «все здоровые силы общества». Он заявил, что ему нужны не равнодушные алчные чиновники правительства, а «люди с горящими глазами, со свежим взглядом, с жаждой быть полезными родной Туве». Именно с такими людьми он готов «идти на диалог с населением».
Из всего, что наговорил Кара-оол, трудно понять, чего и каким образом он собирается добиваться. Ясно лишь одно: он понял, что республика в тупике и судорожно ищет выход. На какие «здоровые силы общества» он рассчитывает, понять трудно. Наверное, не на тех чиновников и бизнесменов, что сейчас больше времени проводят в кабинетах следователей, чем у себя на работе.
Инициатива премьера уже получила горячую поддержку. Правда, не населения, не «здоровых сил общества», а всё того же чиновничества. Его поддержал «председатель администрации Сут-Хольского района Дайынчы Ондар», вытащивший из запасника никому не понятное, но уже затёртое премьером до дыр словечко «кластер». Он заявил, что «в Туве необходимо продолжить работу по кластерному развитию территорий». Не вспоминая, чем это закончилось для Кызыла и Кызылского района на примерах птицефабрики, тепличного хозяйства, кондитерской, макаронной фабрик и линии разлива водки, «председатель администрации Сут-Хольского района» горячо «поддержал предложение Главы республики Шолбана Валерьевича Кара-оола собрать на научно-практическую конференцию здоровые патриотические силы Тувы для обсуждения перспектив развития нашей республики на ближайшие годы». Даже он в районе почувствовал: «финансовый кризис ощущается по всем направлениям экономики», и следует начинать работать.
Не упомянув о неудачах Кара-оола по кластированию республики, он предложил организовать «работу по кластерному развитию территорий с районов республик». И начать с «западного кластера», где уже «созданы мини-перерабатывающие производства: убойные цеха и цеха по переработке молочной и мясной продукции». Приведя в пример «Сут-Хольский район, где можно успешно заниматься и растениеводством, и животноводством», он, тем не менее, сообщил, что организовать там работу круглый год не представляется возможным, поскольку в районе сложилась «сезонность работ в животноводческой отрасли», когда «основная доля убоя скота приходится на осень», а «в остальное время оборудование простаивает». Он объяснил, что проблема могла бы быть решена «внедрением искусственного осеменения животных», «созданием откормочных ферм для крупнорогатого скота», однако не объяснил, почему своими силами он не может осеменять и откармливать скот. Видимо, в этом он и видит «кластерный подход», который ему должен обеспечить премьер Тувы Кара-оол.
Другая сторона «кластерного подхода», похоже, ему представляется в организации «продвижения продукции местных товаропроизводителей на внешний рынок» «за пределы республики». Он думает, что, «если бы где-то узнали, что наша продукция отменного качества, экологически чистая», «то и потребителей её стало бы гораздо больше». Но в республике этим никто не занимается, поскольку «такой отдельной структуры нет». Председатель администрации, активно поддержав премьера Тувы Шолбана Кара-оола, фактически объяснил, что все проблемы в республике – от бездеятельности правительства Тувы, и необходимость «кластерного развития территорий» фактически упирается в инертность тувинского правительства, а значит, и самого Шолбана Кара-оола.
В заключение «председатель администрации Сут-Хольского района Дайынчы Ондар» выразил пожелание, чтобы не толочь воду в ступе, привлечь к работе конференции «независимых экспертов, учёных и практиков из других регионов, студентов Тувинского госуниверситета и других сельскохозяйственных университетов и академий страны».
В общем, всё больше людей в Туве убеждается в беспомощности премьера Кара-оола и его правительства в разрешении, казалось бы, несложных проблем, стоящих перед республикой. Он без устали ищет «здоровые силы республики», чтобы на них опереться, но всё чаще встречает равнодушие и недоверие. Оно и понятно: 10 лет вранья, воровства и обещаний много чего значат. С другой стороны, при Кара-ооле так измельчали чиновники, что «председатель администрации Сут-Хольского района» не стесняется обращаться в республиканские органы власти, дабы они организовали ему в районе осеменение скота... Действительно: и смех, и грех. Так скоро попросит сводить его в туалет.
ТУВИНСКИЕ СТРОИТЕЛИ: НОВЫЙ ТУПИК
Пожалуй, самый большой урон за время правления Кара-оола понесла строительная отрасль Тувы. Строители Тувы обнищали, отощали и большей частью вымерли под натиском алчных чёрных братков. А строительство – это чрезвычайно сложный, тонкий и легкоранимый организм. Взрастить приличную строительную фирму типа «Сельстроя» Сафрина, «Энергостроя» Крапивина, «Тувастроя» Кыргыса или «Жильё» Гавриленко можно только за долгие годы или десятилетия. Развалить можно лет за пять. Такое в республике и происходит. Все строительные организации, особенно те, что управляются русскими руководителями, сейчас находятся под жёстким административным прессом, инициированным, скорее всего, премьером Кара-оолом. Многие из работающих могут закрыться в предстоящие год-два.
А тут ещё одна напасть: изменилось законодательство РФ, и «допуски к строительным работам СРО больше выдавать не будут – нормы, предусматривающие это, удалены из градостроительного кодекса. Для этого теперь достаточно просто членства в саморегулируемых организациях. СРО же теперь сосредоточит внимание именно на обеспечении качества строительства и исправлении недостатков, возмещении вреда вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своими членами обязательств по договорам подряда». Но изменения коснулись и членства СРО. По новым правилам, «членом СРО может быть ИП или строительная компания, зарегистрированная в том же субъекте РФ, что и СРО». А «если в регионе нет СРО, то строители такого субъекта могут вступить в организацию того региона, с которым есть общая граница» – в нашем случае «Республики Алтай, Красноярского края или Хакасии». В связи с транспортной доступностью все строительные организации Тувы, кто входит в СРО «Москвы, Саратова, Санкт-Петербурга и Новосибирска» «должны были подать заявление о вступлении в другие СРО, иначе с 1 июля 2017 года будут исключены из этих организаций», то есть должны влиться в «СРО «Объединение строителей Хакасии». В настоящий момент в СРО НП «ОСХ» «членами являются 150 участников строительного рынка, 49 из которых – тувинские предприниматели и фирмы, пять организаций из Красноярского края, а подавляющее большинство членов – 96 субъектов предпринимательства – строители из Хакасии».
Альтернатива одна – создание собственного СРО. «Появление в Туве собственной саморегулируемой организации позволит усилить контроль, эффективнее реализовать законодательные новации». «Согласно закону для ее формирования необходимо, чтобы членство в ней имели не менее 100 участников рынка». Однако «в формировании в Туве собственной СРО есть определенные трудности». В основном «они связаны с тем, что каждая из вступивших в некоммерческое партнерство организаций должна будет уплатить минимальный компенсационный взнос, размер которого по новому законодательству составляет 100 тыс. рублей». А весь «компенсационный фонд некоммерческого партнерства должен быть сформирован в размере 10 млн. рублей». Но правительство Тувы, завлекая гастарбайтеров из других регионов России и даже из-за её пределов, ради облегчения сбора подати и откатов фактически погубили отрасль в республике. И набрать «100 участников рынка», которые вместе внесут в уставный капитал «саморегулируемой организации» «10 млн. рублей», – вещь чрезвычайно сложная, если вообще выполнимая.
Такой проблемой должно заниматься правительство Тувы, а не энтузиасты типа «президента «Союза строителей Тувы» Антонины Фокиной». Но мы как-то не слышим из правительства Тувы никаких предложений по этому поводу, хотя в правительстве имеется чиновник, отвечающий за эти вопросы – зампред правительства и министр Фалалеев. И чем он там занимается? Купоны стрижёт с гастарбайтеров?
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ДЕТДОМА: ГДЕ СВЕТ И ВОДА И ПОЧЕМУ НЕТ ДЫМА
«На прошлой неделе активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Республике Тыва отправились в рейд, чтобы выяснить состояние подключения домов с сиротами к электросетям». «А заодно разобраться с жалобами на отсутствие воды». Выяснили: «дома хорошие», только без воды и света. За водой «нужно идти к соседям», у которых тоже проблема: «вода мутная, медленно проходит через фильтры очистки».
Для начала решили разобраться со светом. Вообще-то, «ответственность за подключение к электросетям ложится то на заказчика, то на муниципалитет, то на обоих сразу, в зависимости от условий контрактов и технических заданий на строительство». «В республике зафиксировано немало случаев, когда дети-сироты вынуждены жить без света во время оформления документов. Ярким примером являются дети-сироты в городе Туране, которые прожили более года без электричества из-за несогласованных действий ответственных структур».
Но, оказалось, у проблемы есть одна особенность: как только уголь подорожал, из многих труб частного сектора дым перестал идти – люди переключаются на электрообогрев жилищ. Признак – «многие крыши абсолютно белые», на них начисто отсутствует сажа. Очевидно: «если обогреваться только электричеством, без печей, которые надо топить углём, то не будет и никакой копоти». Но греть дом электричеством при тувинских тарифах на электроэнергию... «Никто никого не обвиняет в воровстве электроэнергии», но вывод напрашивается сам: если дыма нет и крыша чистая – проверяй систему электроснабжения.
Автор подсказывает: «Всё можно проверить по счётчикам. Но чистые крыши... неужели и впрямь нашли хороший способ «бездымной» жизни? Вот только от перенапряжения свет вырубается».
МУСОРНАЯ ТЕМА
Проблема мусора – вечная головная боль российских властей. Автор публикации в «ПИ» предупреждает: «в ближайшем будущем жителям республики придётся раскошелиться» – в Кызыле тарифы на «вывоз мусора» резко возрастут. И всё потому, что «ситуация с полигоном твёрдых бытовых отходов (ТБО) Кызыла зашла в тупик» по вине мэра Хованыга.
«Критическая ситуация с полигоном твёрдых бытовых отходов Кызыла сложилась невдруг». А вследствие того, что «в течение нескольких лет» мэрия г.Кызыла «проблему отсутствия надлежащей утилизации, обезвреживания и размещения этих самых отходов, старательно отодвигала на задний план». И теперь по решению суда «складирование мусора под запретом». Мусор придётся вывозить туда, где эта проблема решена. Ближайшее место – г.Абакан. Но возить туда мусор за 400 км – дорого.
Нужно сказать, что Хованыг и Тунёв на тему мусора в своё время наговорили много. Но в итоге воз и ныне там: «Тува так и не обзавелась мусороперерабатывающим предприятием», а полигон суд закрыл из-за угрозы эпидемии. «Суд обязал городские власти в течение полутора лет провести рекультивацию существующего полигона. Поэтому параллельно на мэрию была возложена обязанность по строительству нового места хранения ТБО». Но городскими властями ничего сделано не было. «Поэтому и по сей день вопрос: «Куда девать мусор?», остаётся открытым».
За бездеятельность Кара-оола, Хованыга, Тунёва и Д.Оюн платить придётся кызылчанам. Спасибо «Единой России» за нашу счастливую жизнь!