Обзор прессы |
НА 88-м ГОДУ ЖИЗНИ СКОНЧАЛСЯ ВАЛЕНТИН ТОКА
Редакция правительственной газеты сообщила: «из Минусинска пришла скорбная весть: в ночь с 9 на 10 мая, около трёх часов после полуночи, не стало Валентина Токи, последнего из сыновей Салчака Токи». Самого старшего. В республике он был хорошо известен. Впрочем, как и его братья – очень талантливые люди. Родился Валентин Тока «11 октября 1929 года», прожил большую красивую жизнь, оставил после себя «книгу «Никто пути пройденного у нас не отберёт», изданную в 2005-м в Москве с помощью благодарного ученика Валентина Виктора Норбу».
Валентин Георгиевич был умным, жизнерадостным человеком, «любил пройтись по кабинетам редакций, поговорить, обменяться новостями, побалагурить». У него были энциклопедические знания и огромный жизненный опыт, как отмечает «ТП», «эрудированный, начитанный, такая ходячая энциклопедия». Достаточно сказать, что он юнгой служил на корабле и участвовал в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны в составе Красной Армии, лично с отцом участвовал в мероприятиях по вхождению ТНР в состав СССР в 1944 году, был с ним на приёме у самого Сталина. Его, фронтовика, «похоронили 13 мая в Минусинске с военными почестями», как и положено фронтовику.
«Он помнил ту суровую годину и товарищей боевых – писал об этом много». Пока жил в Кызыле, был постоянным автором публикаций в газете «РИСК». А когда уехал в Красноярский край, стал активным подписчиком нашей газеты – по просьбе дочери Аллы ему доставляли газету домой социальные службы Минусинска. Благо, газета свободно распространяется в Красноярском крае и Хакасии.
Валентина Георгиевича похоронили на Аллее Славы в Минусинске, и можно было бы на этом поставить «точку». Однако его смерть снова напомнила нам о той нездоровой ситуации, что сложилась в Туве, когда многие родившиеся в Туве люди, в том числе известные и принесшие малой родине много пользы, покидают республику и умирают на чужбине. Валентин Тока – известный сын славной семьи Салчака Тока – создателя государства тувинцев. Под его руководством Тува вошла в состав СССР, о чём так сожалеет сегодняшнее высшее чиновничество республики. И даже сыну такого известного, можно сказать, легендарного человека, на склоне лет пришлось покидать Туву и доживать век под приглядом чужой социальной службы, оказавшейся более человечной, чем в Туве.
Случай с Валентином Георгиевичем – яркий пример демонстрации высокомерного шовинизма правящей верхушки Республики Тыва, не признающей принципов равенства всех наций и игнорирующих на практике идеи интернационализма. Началось всё это ещё с приходом к власти Ширшина, было развито Ооржаком и достигло своего апогея при сегодняшней власти. Валентин Тока никогда не интересовался политикой, не фрондировал с властью, не мешал руководить. Но реалии сегодняшней жизни таковы, что даже такие вроде как лояльные власти граждане чувствуют себя при Шолбане Кара-ооле и его камарильи неуютно и даже ущербно.
Да, у Валентина Георгиевича было много друзей, товарищей и родственников. Его обожали родные. Он быстро сходился с людьми, заводил знакомства. «В последнее время Валентин Георгиевич болел, сделали ему в прошлом году и операцию». Но вряд ли у кого повернётся язык сказать, что он уезжал из родной ему Тувы, отстроенной его отцом, с лёгким сердцем, с радостью и ожиданием чего-то очень приятного. Как известно, старость обычно любят встречать дома. Но он уехал. Хоть и недалеко, но всё же за пределы республики. Там «встретил 72 годовщину Великой Победы. В последний раз...» и тут же умер.
Примечательно, что социальные службы и правительство Тувы ни разу не вспомнили о нём, ничем никогда не помогали ни ему, ни его родственникам. «ТП» скорбит: «Уходят фронтовики. Так бесконечно жаль...». Но Валентин Георгиевич Тока не просто фронтовик, который умер сразу после «72 годовщины Великой Победы». С ним ушла целая эпоха, связанная с именем великого тувинца Салчака Тока. И уж если сыну Тока оказалось жить в Туве невмоготу, то что сказать об остальных?
Редакция газеты «РИСК» скорбит вместе с родными Валентина Тока по поводу его смерти. Пусть земля ему будет пухом!
ДВА БЫВШИХ МИНИСТРА ЭКОНОМИКИ РОДИЛИ МЫШЬ
Сказать, что Туве всегда везло с министрами экономики, было бы большим преувеличением. Однако с большой долей основания можно говорить о том, что последние 10 лет Туве определенно не везло не столько с министрами, сколько с Главой республики, который их назначает. Именно поэтому сейчас Тува по всем объективным показателям прочно занимает последние строчки в рейтингах регионов России, лидируя исключительно по показателям преступности, безработицы, заболеваемости сифилисом и поддержки партии «Единая Россия». Как итог – в России нет ни одного региона, кроме Тувы, где число живущих за чертой бедности граждан составляло более половины всего населения.
Когда Шолбан Кара-оол принимал дела у Ооржака, все думали, что он обречён на успех, поскольку, по мнению большинства, экономика республики находилась «на дне». Но «молодой и перспективный» ставленник Шойгу удивил всех – под его чутким руководством экономика Тувы с блеском «пробила дно», на котором она находилась в 2007 году, и решительно покатилась вниз. В этом Кара-оолу очень помог приехавший издалека гастарбайтер Сергей Иннокентьевич Тен, купивший, скорее всего, должность главного экономиста республики. Прошло 10 лет, и министры экономики «Г.Ф. Балакина и А.Д. Бегзи, в разное время занимавшие пост министра экономики республики» при Ооржаке, насмелились давать Шолбану Кара-оолу «ценные указания» путём написания «монографии «Экономика Тувы: возможные стратегии развития». Как сообщает «ТП», они попытались воспользоваться тем, что проблемы Тувы «знают изнутри и детально».
Впрочем, следует отметить, что ни правительство Тувы в общем, ни министерство экономики в частности к изготовлению этой монографии отношения не имеют. Её электронная версия размещена «на сайте издательско-полиграфического центра Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (http://ipc-publisher.ru/)». Если верить публикации «ТП», вообще то, «о стратегиях развития регионов России написано немало». Только всё оно, как там считают, неприменимо к нашей республике, поскольку регионы России «сильно различаются по климату, набору природных ресурсов, структуре хозяйства и особенностям исторического развития». С таким посылом трудно согласиться, поскольку наука – вещь универсальная и может описывать с применением одних и тех же инструментов процессы, происходящие не только в разных регионах России, но и разных странах на разных континентах. В этом плане можно согласиться лишь с одним – такая разруха, которую создали в Туве Кара-оол с Теном, аналогов в России не имеет и требует специального изучения. Наверное, поэтому «новое исследование, посвящённое проблемам выбора долгосрочной стратегии социально-экономического развития Республики Тува, вполне востребовано».
Редакция «ТП» полагает, что «монография продолжает традицию комплексного анализа экономики Тувы, заложенную ещё в вышедшей в 1973 году книге «Экономика Тувинской АССР». Впрочем, верить этому на слово невозможно, поскольку где-где, а в редакции «ТП» уж точно никаких специалистов по экономике давно не было и нет и теперь уже вряд ли появится, учитывая сложившуюся репутацию газеты как беспринципного коллективного лизоблюда без страха и упрёка. Прямо говоря, кроме Валерия Салчака вряд ли можно ещё на кого-то рассчитывать в плане непредвзятого анализа этой научной работы.
Но вернёмся к публикации. В ней, тем не менее, кто-то анонимно комментирует монографию таким образом: «значительная часть работы посвящена теоретическому исследованию моделей развития российских регионов». Зачем это нужно нашему читателю – неизвестно. Что же до экономики Тувы, то «авторами анализируются количественные и качественные изменения, произошедшие в экономике и социальной сфере Тувы за довольно продолжительный период – с начала ХХ века до середины второго десятилетия ХХI-го века». Скрупулезно «описываются особенности функционирования экономики Тувинской Народной Республики, затем, после вхождения Тувы в состав СССР, – народного хозяйства автономной области и Тувинской АССР». Кому это сейчас нужно – непонятно, поскольку ни советское сельское хозяйство, ни флагманов индустрии комбинатов «Тувакобальт» и «Туваасбест» уже не вернуть.
Наверное, кому-то будет интересен анализ состояния «постсоветского периода, когда были заложены основы рыночной экономики». Наверное, стоит почитать точку зрения «Г.Ф. Балакиной и А.Д. Бегзи» на то, «как многие сегодняшние проблемы экономики республики связаны с управленческими решениями, принятыми на различных исторических этапах». Впрочем, думается, не стоит ожидать от монографии какого-то прорыва, поскольку «свои выводы Г.Ф. Балакина и А.Д. Бегзи делают, опираясь на личный опыт работы» не только «в научных организациях», но и «в Министерстве экономики Тувы». Как известно, их практическая деятельность в кресле министра экономики особыми достижениями не блистала, хотя и не была такой провальной, как то, что мы наблюдаем последние 10 лет.
Тем не менее, можно согласиться с мнением газеты в той части, где она полагает, что «значительный интерес представляют включённые в книгу приложения и справочные материалы – перечень основных решений государственных органов СССР и России, направленных на поддержку социально-экономического развития Тувы, начиная с 40-х годов ХХ века и до наших дней, тексты принятых в 1990-е годы постановлений Правительства России, наконец, утверждённый Правительством РФ в 2015 году план развития экономики Тувы до 2025 года, правовые акты по организации прогнозирования и планирования на федеральном и республиканском уровне, подборка материалов, связанных со строительством железнодорожной линии Кызыл – Курагино и др.». Прочитав эти документы, можно будет сравнить, какие документы готовились и согласовывались специалистами Тувы при Тока, Ширшине, Ооржаке и Кара-ооле. Думается, сравнение будет не в пользу последнего.
«ТП» считает, что «монография будет интересна для экономистов, историков, работников региональных и муниципальных органов управления, и широкого круга читателей». Мол, «каждый из них найдёт в ней что-то полезное». Неизвестно, как там «экономисты и историки», а вот для сегодняшних тувинских «работников региональных и муниципальных органов управления» эта монография бесполезна, поскольку вряд ли содержит толковые рекомендации о том, как лучше и эффективнее грабить республиканский и муниципальный бюджеты. А другое их вряд ли заинтересует. К тому же, как признает «ТП», «книга не содержит гарантированно успешных рецептов развития». Выводы авторов о том, что единственно возможным может стать «вариант горнодобывающей специализации Тувы» настолько спорен и неочевиден, настолько подхалимски угодлив сегодняшней власти Тувы и настолько не подтверждён реалиями нашей жизни, что всерьёз обсуждать его не имеет смысла.
КТО ВИНОВАТ В СКОТОКРАДСТВЕ?
Как известно, Тува – регион животноводческий. Этим и объясняется уклад жизни большинства тувинцев. Так что скот – это не просто мясо, молоко и шерсть. Это сфера жизни значительной части населения. В этом плане скотокрадство – это бич, который бьёт не только по экономике республики и благосостоянию людей, но и основам жизни тувинцев. Не случайно деятельность мясокомбината «Урянхай», в большей части основанной на переработке краденого мяса, была в своё время так активно пресечена органами ФСБ. Но автор публикации в «ПИ» решила взглянуть на проблему скотокрадства с другой стороны. Вернее, глазами одного не очень известного полицая, который, похоже, считает, что в скотокрадстве виноваты сами владельцы скота.
Начиная со страшной фразы «под тёмным-претёмным покровом ночи пробираются страшные скотокрады...», автор успокаивает читателей, поясняя, что на самом деле «чаще всё бывает иначе». «И скот пропадает» не столько по злому умыслу скотокрадов, сколько «по невнимательности или по вине самих животноводов», которые не смотрят за своим скотом. Поэтому «скот гуляет, предоставленный сам себе» и «порой пропадает». И уже после этого разгильдяи-хозяева «пишут заявление о краже». А рецепт полицая прост: «пасти скот надо», а не надеяться на полицию. Нередки и другие случаи. «Те, у кого много скота, нанимают пастухов, но не вовремя платят зарплату. А те» сами и воруют скот у своих хозяев, заявляя: «нет овечки – украли. Кто украл, когда украл – неизвестно».
Следует отметить, что подобная позиция по поводу скотокрадства в Туве появилась не так давно – с приходом в министерство Лобанова. Ему мы, наверное, и должны быть «благодарны» за то, что скотокрадство в республике растёт.