По поводу интервью Ш.Ооржака
В конце марта «АиФ на Енисее» опубликовал явно заказную статью почти юмористического содержания под названием «Шериг-оол Ооржак: Мое давление 120/80». Руководитель самого отсталого региона в России настойчиво пытался уверить читателя, что его в жизни совершенно ничего не волнует, даже плачевное состояние дел в республике, поэтому давление у него 120/80. Похоже, сильно лукавил руководитель, нахваливая свой исключительно здоровый организм! И это при его мнительности, приверженности к шаманизму и прочим предрассудкам! Один правительственный завхоз со смехом рассказывал, как заменил президенту кресло и этим вызвал свирепый гнев шефа. Выяснилось, что сидение какое-то особенное: то ли освященное, то ли заговоренное, то ли особо натертое. А ведь неосторожной похвальбой можно сдуру и сглазить, подорвав могучий организм!
Но этим юмор не ограничился. Заезжий корреспондент с удивлением отметил, что в правительственной столовой пшенный суп объявили национальным блюдом. А выращивается ли в Туве пшено? Дальше – хуже. Оказывается, агроном Ооржак открыл миру какой-то тувинский чай. К сведению «великого агронома»: чай в Туве не растет, а если он имел в виду просто зеленый чай, то он растет в Грузии и Китае, и собирают его соответственно грузины и китайцы. И чай при этом называется грузинским или китайским. Это очень правильно, что название товару должен дать не тот, кто пьет, а тот, кто выращивает. Речь можно вести только о рецепте приготовления: «чай по-тувински». Пшено, которое большой ложкой с удовольствием и сытой отрыжкой уплетают наши бюрократы, выращивают где-то в России, и мясо для супа приобретают все больше за Саянами не на местные «тугрики», а на российские рубли. Но Ооржака это не останавливает. Он продолжает сверх меры раздувать свою национальную значимость. Вот уже и пограничники, по его мнению, на российско-монгольской границе тувинские, а не российские, хотя даже по национальному признаку они в большинстве русские. Так нахально объявлять результаты чужого труда своими можно, только если нет своих достижений и на этой почве образовался комплекс неполноценности. Этак и коровье молоко скоро объявят национальным открытием! Вот удивятся красноярцы!
А что действительно есть в ооржаковской Туве, что нельзя было бы оспорить? 200 000 голодных ртов?
Дальше понеслась старая сказка о великолепных перспективах промышленного развития республики. Вот только кто будет развивать в Туве промышленность? Подготовить местных специалистов в необходимом количестве – неимоверно трудно. К тому же русский язык, который при этом так необходим, местное население знает все хуже и хуже. В районах по-русски уже не говорят. Не упражняясь ежедневно в языке, невозможно знать его в совершенстве. Соответственно, невероятно трудно поступить в ВУЗ, особенно технический. А тем более его закончить.
Есть в статье яркий штрих, дающий понятие методов руководства. Ходит Ооржак по стройке и учит строителей, как правильно кирпичи класть да линолеум стелить. Вот так уже 12 лет он обучает строителей строить, учителей – учить; столько же лет выводит (!!!) новые сорта растений. Правда, плодов никто не видел. Теперь и ооржаковское окружение выдает на строительной площадке «правильные» реплики: «Для города качество очень плохое» или «подход к тендерным торгам надо менять». Правда, от кого они послышались, кому адресованы – загадка. Если Ооржаку, то это давно и абсолютно общеизвестно, что качество строительства очень плохое, а «тендерные торги» только для того и нужны, чтобы украсть из бюджета. Самый яркий пример – строительство музея в центре столицы. За время стройки стоимость здания выросла в три с лишним раза, а конца долгострою не видно. Да и сам Ооржак не скрывает, что все это профанация. Потому без всякой тендерной комиссии заявляет по адресу не угодивших ему строителей: «Чтобы госзаказа у них больше не было!». Так хан расправляется с холопами.
«Я вообще-то человек, воспитанный в коммунистическом духе...» Еще немножко словесного поноса и выяснилось, что воспитан очень плохо. Ибо тут же стал «плевать в колодец»: «Виноват был тоталитарный режим плановой экономики, который для Тувы, где море шерсти и шкур, не мог построить маленькую ковровую фабрику и организовать производство по переработки кожи». Вот уж, что называется, языком молоть – не мешки таскать! Где же это в Туве море шерсти и шкур? И с каких пор в Туве стало так много леса – аж 83%? Конечно, если косячок заложить, то и заросли конопли можно принять за лес. Позднее цифра 83 встретится еще раз – столько процентов от доходов (о каких доходах речь, если от производства сплошные убытки?) планируется направлять на развитие производства. Вот только какого? Действительно, «тоталитарный режим» не построил маленькую ковровую фабрику и производство по переработке кожи, зато Ооржак вбухал российские деньги в грандиозное ковровое производство и огромную овчинно-шубную фабрику. Только куда пропало море шерсти и шкур? В наличии теперь только огромные долги и убытки. И перспектива внешнего финансового управления республикой. А вот уж в чем «тоталитарный режим» действительно виноват, так в том, что дал Ооржаку образование, должность секретаря обкома партии, кормил его десятки лет и построил в Туве буквально все. Для того, чтобы потом ооржаки разрушили. А затем лицемерно разглагольствовали: «Мы были классическим сырьевым придатком. Без каких-либо перспектив...» Эта фраза – лишнее доказательство достоверности точно таких же его слов, приведенных в статье «Готовы дать показания» (РИ №12 за 2003 год). По воле случая оба материала вышли почти одновременно. И вдруг такое явно неслучайное совпадение! Так кто же действительный организатор межнациональных волнений?
По версии господина Ооржака, это он ликвидировал конфликт, сказав народу правду. Вот эту самую – про «проклятый тоталитарный режим», который не построил, не дал, а только вывозил и грабил. И случилось чудо! Тут же успокоились степные башибузуки, сели в правительстве рядом с Ооржаком их заводилы, родилась одиозная республиканская конституция с безбрежным суверенитетом и безграничным сепаратизмом, по которой появилась не только возможность выхода из России, но и право объявления ей войны. И всё под руководством нашего «мессии»! Очень скоро этот бред пришлось в срочном порядке переписывать, разгонять бывших соратников. Искать новых покровителей.
Ах, если бы так же легко и просто можно было решить экономические проблемы, оставленные «проклятым тоталитарным режимом», который приучил плотно и вкусно есть, да не научил много и с толком работать!
Отдел по борьбе с негодяями