Если помнит читатель, в номере еженедельника "Риск Информ" от 14 августа 2002 г. я опубликовал открытое письмо президенту России В.В.Путину. Следуя "Положению о едином ведении документации в РФ", утвержденном еще указом президента Б.Н.Ельцина, направил его согласно порядку прохождения. Но сразу же, внимая внушению Всевышнего, написал обращение к председателю правительства РТ Ш.Ооржаку:
"Уважаемый Шериг-оол Дизижикович!
По милости Всевышнего, я понял реакцию Президента РФ на мое открытое письмо, подкрепленное трехгодичным публичным исследованием, и понял, что Вы являетесь лучшим вариантом для России и для Тувы в ее составе.
Я высоко ценю Вас, в заметках "Все решают избиратели" в газете "Информ плюс", оплаченных из Вашего фонда на выборах председателя правительства РТ, даже отметил, что Вы на полфигуры выше молодых соперников, вместе взятых, невольно оскорбив их, будто они, вместе взятые - все то, что ниже пояса.
В таком контексте я считаю правильным поработать в системе Ваших действий и в полном соответствии с Вашим пожеланием, высказанным год назад лично мне в перерыве между заседаниями Верховного Хурала, прошу Вас изучить вопрос о моем штатном трудоустройстве.
С глубоким уважением А.Д. ДАРЖАА"
Встретиться с Ш. Ооржаком долго не удавалось. Между тем пришло официальное уведомление:
"АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан.
№ А26-04-240850 от 06/09/2002 Даржаа А.Д.
Сообщаем, что Ваше обращение, поступившее в адрес Руководителя Администрации Президента РФ, направлено на рассмотрение в Главное управление внутренней политики Президента Российской Федерации.
Зам.начальника управления Ю.Ф.Бородин".
В краткой сопроводительной записке было сказано, что я в философских рассуждениях опираюсь на высказывания русского императора Александра Третьего и Максима Горького. В ноябре прошлого года я узнаю по телевидению, что для членов Государственного Совета была устроена выставка, посвященная деяниям последних русских царей и вообще последним делам Российской империи. Может быть, это совершенно случайное совпадение. А может быть, Всевышний доверил мне нечто вроде того, как он однажды весть о рождении Христа доверил не царям, а простым пастухам? Более интересно будет, если Ш. Ооржак получил правительственную награду благодаря тому, что я переместил акцент не на человека, а на проблему, что он стал выглядеть, как рядовой лидер субъекта федерации. Это из области воображения, но чего в "большой политике" не случается?!
Наконец, я иду в Белый дом. Правда, мое обращение ни личной подписью, ни датой не было оформлено. Я такое видал в практике КГБ - предшественника ФСБ. По воле Всевышнего, последовали две резолюции: "Д.Д. Ооржаку. Прошу зайти с предложением. Ш.Ооржак. 9.10.2002"; и: "Ю.О.Ооржаку. Изучить и внести предложение. Д.Ооржак. 9.10.2002".
Документ зарегистрирован секретаршей З. Ондар под №3\496-а 15.10.2002.
Мои хождения в Белый дом продолжались ровно девять дней по три-четыре часа. Попутно я побывал во многих кабинетах, это замечательные люди, у каждого дети, семья, другие заботы. Словом, в Белом доме Тувы почти как у Ф. Достоевского: "это лучшая часть народа нашего". Но как я был обманут! На двурушничество хозяина Тувы открыли мои глаза главный редактор газеты "Шын" Артур Хертек, главный редактор "Тыванын аныяктары" Вера Куулар, председатель госкомпечати Очур Шириндуу, дав понять и показав на деле, что правительственная пресса навсегда (да проживет Ш.Ооржак десять тысяч лет!) закрывает моей лирике путь к народу.
Я люблю свою нацию, свой язык, традиции своего народа! И добился в этом плане кое-чего. Например, профессор Шулуу Сат в свое время печатно утверждал, что будущее тувинского языка будет связано с моим именем. Диссертация первого доктора наук из числа тувинцев Александра Кунаа более чем на 50 процентов состояла на примерах из моих художественных произведений.
Как тут не вспомнишь вывод, сделанный Максимом Горьким в итоге работы над эпопеей "Жизнь Клима Самгина": все люди делятся на садистов и мазохистов. Садист - это тот, кто наслаждается истязанием других. Мазохист - это тот, кто наслаждается истязанием самого себя. Создается впечатление, будто сегодняшняя Тува состоит из одного садиста и избравших его мазохистов, равных 52,8 процентам ее избирателей. Получается, что остальное население Тувы (то есть 47,2 процента избирателей и несовершеннолетние), как это ни кощунственно - "ни рыба, ни мясо". Неужели это на самом деле так?
* * *
Тому, кто искренне чтит Всевышнего, отчаиваться непристойно. Надежной земной гарантией этого небесного положения выступает Конституция Российской Федерации. Поэтому я полон новых и новых планов и, пользуясь случаем, прошу у добрых людей финансовой поддержки в написании и издании моего, может быть, самого главного романа под рабочим названием "Замысел дьявола". Правда, первоначальный план был потерян, но я всегда знаю и помню свое:
Пролог. Отверженный близнец.
Часть 1. Измена невесты.
Часть 2. Жандарм совхоза.
Часть 3. Обкомовский баинд.
Часть 4. Первый и последний.
Часть 5. Выбор народа.
Эпилог. Клякса на род.
Поверьте, я никому плохого не пожелаю. Но кое-что знаю. Например, случайная смерть - это самое легкое и самое доступное, в отношении кого-либо ни было. Гораздо сложнее жить, сообразуясь с законами вселенской целесообразности и общечеловеческой справедливости. А самое мудрое - просто по-людски жить среди людей.
Алдын-оол ДАРЖАА,
тувинский философ, богослов и писатель.