В сентябре прошлого года спикер Палаты представителей Великого Хурала Дандар-оол Ооржак в интервью региональному приложению "Парламентской газеты на Енисее", отвечая на вопрос корреспондента об оправданности создания двухпалатного парламента в Туве утверждал, что "переход на две Палаты полностью оправдан, потому что Палата представителей - это 130 человек, которые работают не на постоянной основе. Когда люди изъявляют желание войти в состав Палаты представителей, они знают что это неоплачиваемая работа. Но, тем не менее, на один мандат претендуют шесть человек. Это говорит о том, что много людей хотят принять искреннее участие в политической жизни республики. Они хотят работать здесь не из-за денег, а потому что их волнует возрождение Республики Тыва. И простые избиратели относятся к депутатам Палаты представителей с большим доверием. Связь с народом устанавливается через этих людей. Эти функции для нас являются главнейшими. А для профессиональной работы, для принятия законопроектов нужен опыт, которым в полной мере обладают депутаты Законодательной палаты". Конец цитаты.
Далее спикер рассказывает о взаимном сотрудничестве двух Палат и сообщает, что "У нас два вида законов: конституционные и законы Республики Тыва. Конституционные законы подлежат обязательному рассмотрению Палаты представителей. Кроме того, обязательному рассмотрению Палаты представителей подлежат такие законы, как, например, о налогах и сборах, о государственных органах. Здесь мы вправе вносить дополнения, изменения, принимать какие-то самостоятельные решения. А законы Республики Тыва, когда они поступают в Палату представителей, мы лишь тщательно рассматриваем, изучаем и принимаем решение, принимать или не принимать. Наша обязанность здесь - просто одобрить, не внося никаких изменений и дополнений, и передать председателю правительства для подписания и обнародования".
Спустя месяц в газете "Тувинская правда" от 16 января под рубрикой "Будни премьера" появляется материал некоего Н.Эргепа, в котором утверждается дословно: "В настоящее время в Палате представителей на освобожденной основе работают председатель, его заместитель и три сотрудника аппарата. На практике оказалось, что с таким малым количеством штатных единиц плодотворно работать почти невозможно. Поэтому Дандар-оолу Кок-Хунаевичу удалось добиться увеличения штата до 18 человек: 9 депутатов, работающих на постоянной основе и 9 сотрудников аппарата. На сэкономленные средства в 2002 году приобретены три автомашины".
Получается, что безвозмездная "связь с народом" на благо Родины и простая обязанность "одобрить" вдруг оказалась непосильной нагрузкой без денежной доплаты. Находясь в одном здании, когда нет технической необходимости возить на автомобиле законопроекты на рассмотрение или обратную отсылку нижней Палаты, депутаты Палаты представителей приобрели три автомобиля. На неизвестно из чего сэкономленные средства?
Если сравнить денежное содержание членов Палаты представителей (2 434 тысячи рублей для троих работающих на постоянной основе), то оно лишь в десять раз меньше содержания всего аппарата Законодательной палаты (23 250 тысяч рублей) вместе с 23 депутатами нынешнего созыва и с расходами на содержание шести депутатов прошлого созыва, которые по закону после истечения полномочий еще в течение трех месяцев получали денежное довольствие. Это ни много, ни мало более 70 человек.
То есть расходы на свое содержание, по самым грубым подсчетам, Палата представителей превысила почти вдвое, утверждая при этом, что деятельность представителей "неоплачиваемая", "не из-за денег", для "связи с народом". Связь эта, проходя через верхнюю Палату, выходит, дороже обошлась казне, чем содержание 70 человек работающих над законами. В текущем году, когда аппарат парламентских "связистов" увеличился еще на 16 единиц, расходы соответственно увеличились тоже. Учитывая, что всего в верхней Палате должно быть 130 депутатов, не исключено, что после довыборов, еще кому-то (и не одному) непосильно тяжелым окажется работать народным представителем без денежного вознаграждения. Может сразу заложить средства на содержание всех 162 депутатов Великого Хурала, чтобы никому не было "тяжело работать"?
И последнее. Кажется, у депутатов растет понимание, что такая громоздкая депутатская конструкция не только чересчур дорогая для республики, но и абсолютно ненужная.
Наш корр.