Как известно, Конституцию Тувы образца 1993 года Ш.Ооржак делал «под себя». Но при всех ее недостатках в ней была четко прописана процедура назначения и увольнения членов правительства – министров и заместителей председателя правительства – по согласованию с парламентом республики. Этим в какой-то мере компенсировалось всевластие президента, поскольку контролирующие функции Верховного Хурала были сведены к минимуму: утверждение принятия и исполнения бюджета, и оценка деятельности правительства за год. Результатом такого «разграничения» полномочий явился полный развал народнохозяйственного комплекса Тувы и обострение как социальной, так и общественно-политической обстановки в республике.
Но и этого нашему «гаранту» оказалось мало. В новой Конституции ему удалось протащить еще большее ограничение полномочий теперь уже разделенного парламента по контролю за его деятельностью. Значительно сократился и список утверждаемых парламентом членов правительства – в нем остались только заместители председателя правительства.
Осенью из 8 представленных Ооржаком кандидатур прошли две: зам. по сельскому хозяйству Лавриненко и по силовым структурам – И.Товарищтай. Остальные получили твердый вотум депутатского недоверия. Как известно, действующим законодательством предусмотрено шестимесячное исполнение обязанностей членами правительства и только дважды кандидатуры могут быть предложены на утверждение. А.Мельников и Е.Осердцов вовремя поняли, что у них шанс пройти это сито ничтожно. И ушли в отставку. В.Вусатого Ооржак повторно не стал предлагать сам. Д.Ооржака срочно понизили в должности – убрали приставку «Зам. Председателя».
А вот кандидатуры Ш.Кара-оола, А.Брокерта, Р.Баяна, С.Никонова, А.Конгар и А.Свинцова 6 июня были предложены Законодательной Палате для утверждения. Причем Баяна и Конгар – по второму кругу. Хотя в околоправительственных кругах было достоверно известно, что Баян, Конгар и Свинцов не имеют сколь-нибудь реальных шансов на прохождение через парламент. Знал об этом и Ш.Ооржак. Поэтому в его длинной речи, предваряющей голосование, было столько угроз.
Безосновательно ссылаясь на Конституционный суд России, он пытался убедить депутатов, что их утверждение как таковое ему как будто бы и не нужно вовсе, и является лишь данью его уважения традиций. При этом он в назидательной форме объяснял присутствующим, что главными объективными основаниями для утверждения членов правительства являются российское гражданство и отсутствие судимости. Для пущей важности Ооржак привел невесть откуда взявшиеся цифры, якобы демонстрирующие достижения его правительства, и даже заявил, что продекларированные президентом В.Путиным удвоенный за период до 2010 года рост ВВП в России будет невозможен, если депутаты законодательной Палаты не проголосуют за представленные кандидатуры. И намекнул, что не забыл: многие депутаты были лично им отобраны и избраны от «Выбора народа», и пришла пора свои предвыборные обещания – дуть в одну дуду с Ооржаком – исполнять.
Первым «на амбразуру» был отправлен министр финансов Р.Баян. И это было роковой ошибкой прожженного Шериг-оола. Вызывающее поведение в парламенте, отсутствие понимания необходимости исполнения наказов избирателей, игры бюджетными деньгами в ГКО, частые необъяснимые перемены места работы и жесткий прессинг не рассчитавшего свои силы Ооржака сделали свое дело – его кандидатура с треском провалилась, набрав лишь 13 голосов из необходимых 17. И напрасны были потуги угодников в лице В.Ушкалова и Х.Монгуша – окончательный вердикт закрыл дорогу Р.Баяну в столь желанное им правительство.
Не стоит описывать, в какое страшное негодование пришел председатель. Выскочив на трибуну, он обрушил на депутатов обвинения в саботаже его действий еще с 1993 года. Специфическая мимика, настораживающая аудиторию сомнениями в его психическом здоровье, категорический тон и плохо скрываемые угрозы в адрес руководства Палаты закончились тем, что Ш.Ооржак отозвал свои предложения по другим кандидатурам и с помпой удалился.
Странный человек, этот Ш.Д.Ооржак. Он как будто не понимает, что все равно будет вынужден вновь прийти в этот зал и просить депутатов утвердить представленные кандидатуры. Или это сделает тот, кто его вскоре заменит. И серьезные депутаты голосуют «против» не из вредности, а осознавая, что в случае следования ооржаковскому курсу у них нет никаких шансов избраться вновь.
Отдел политики