Редакция получила документ.
ПРОТЕСТ
бывших членов самораспущенного в 1994 году Народного Фронта «Хостуг Тыва» на выступление председателя Правительства Тувы Ш.Д. Ооржака, данного 16 декабря 2002 года в прямом эфире Тувинского Гостелерадио.
Мы, группа граждан Российской Федерации, бывшие члены Народного Фронта Тувы, чудом оставшиеся в живых, частью преследуемые властями до сих пор, заявляем решительный протест на выступление председателя Правительства Республики Тыва Ш.Д. Ооржака, прозвучавшего в эфире 16 декабря 2002 года.
В своем выступлении Шериг-оол Ооржак обвиняет Народный фронт Тувы в попытке в 1990 году «раньше Чечни» развязать в Туве войну, чтобы «на войну шли крупнейшие финансовые потоки, на этом нажились...». И что-де только Шериг-оол Ооржак противостоял этому и спас народ от истребления.
Дорогие соотечественники! Это ложь и клевета на честное имя людей, которые действительно боролись против тоталитарной коммунистической системы, за демократию и развитие рыночной экономики, за социальный и культурный прогресс. Народ видит, мы тогда выбрали верный путь. И судя по развитию других регионов (кроме Тувы), рыночная экономика в сочетании с демократизмом дает самые плодотворные результаты. В этом нет сомнения. Даже бывшие партократы, секретари обкомов КПСС это признали, ныне без стыда и совести вступают в демократические партии, стали лжедемократами. А их дети работают судьями, бизнесменами, стали капиталистами-миллионерами, членами демократических правительств, руководителями организаций и ведомств при демократическом режиме. Неужели они захотят вернуть свой бывший коммунистический строй? Согласятся ли они на уравниловку? Но ведь всего лишь 10 лет тому назад они боролись против Народного Фронта Тувы! Против демократических преобразований! Но ведь мы, демократы, не копаемся в позорном прошлом многих членов правительства и в их родословной, как это делали коммунисты в прошлом против своих врагов. Пусть их дети работают на демократию! Пусть ишачат, отрабатывая перед народом за злодеяния своих родителей. Мы внимательно следим за ними, за их действиями. Не думайте, что все пройдет безнаказанно! Всему свое время. Главное, не навреди нашему государству! Ведь зарплату получаешь у нас. Иномарки и большие квартиры имеешь. Можешь потерять это.
Народный Фронт Тувы был создан в 1990 году в целях низвержения коммунистической диктатуры и отстранения от власти коммунистических правителей!
Да, мы в 1993 году победили! Последний оплот коммунистической заразы был сметен народом и всенародно избранным демократическим устоем. Тогда, получив команду из Москвы от своих командиров из «Демократической России», в 1994 году Народный Фронт Тувы был официально самораспущен. Коммунистическая диктатура разбита! Многие наши бывшие командиры из Москвы ныне работают в Правительстве России, в силовых структурах. Это уже история. И мы участвовали в ней, а не прятались в мещанской тиши. Мы построили фундамент демократии в России и Туве.
Но теперь мы вынуждены признать некоторые наши промахи и ошибки. В этом виноваты некоторые экстремистски настроенные руководители НФТ. Некоторые из них позже поплатились своими жизнями. В 1991 году члены НФ поддались уговорам Шериг-оола Ооржака. Он хотел стать президентом Тувы. Члены исполкома НФ почти единогласно выступили за президентское правление в Туве. Из 36 человек были против лишь трое: Генрих Эпп, Игорь Иргит и Юрий Слободчиков. Совещание проходило в зданий Верховного Совета. Вел собрание Генрих Эпп.
Никаких Конвизов, Туневых, Кашиных мы тогда не видели на горизонте. Они появились значительно позже и никакого отношения к НФТ не имеют. Зря их обвиняет Шериг-оол Ооржак в связях с НФТ. Эти ребята чисты, как стеклышки. И о какой войне залепетал Ооржак? НФТ - это часть «Дем. России». Она победила! Зачем ей война? А войну затеял сам Ооржак, против своего народа, ради власти! Мы это можем подтвердить. Пусть Конвиз подает в суд за клевету. И он стопроцентно выиграет процесс.
А за прямую угрозу нашим детям, семьям, нашему будущему, высказанную в выступлении, Ооржак должен ответить перед законом. Согласно УК РФ пусть наше выступление будет поводом для действии прокуратуры и ФСБ. Пусть эти силовые федеральные ведомства берут под свою защиту наших детей и семей. Ввиду большого количества нераскрытых политических убийств в Туве, мы имеем право бояться за благополучие своих близких. Тем более, если угроза исходит от высшего государственного руководителя.
Осенью 1991 года, после ГКЧП, перед выборами первого президента Тувы, Шериг-оол Ооржак обратился к членам исполкома НФ. Состоялся конфиденциальный разговор... Присутствовали только тувинцы. Тогда Шериг-оол Ооржак сказал:
«Да, я согласен баллотироваться в президенты Тувы. Мы успешно нейтрализовали Чимит-Доржу Ондара. Он сам по дурости вляпался в ГКЧП. Ему всю жизнь не отмыться. Бичелдей всецело меня поддержал. Мы с ним заодно. Одним словом, все тувинцы готовы проголосовать за меня. Меня волнуют русскоязычные. Они могут помешать. Так что я предлагаю экстренный вариант. Надо ввести в Кызыл и в русскоязычные населенные пункты ограниченный контингент “неуправляемых молодчиков”. Пусть окажут давление на русских. Часть с испугу выедут из Тувы. Часть не придут на участки голосовать. А часть проголосуют за меня. Есть еще такие русские. Были же власовцы... Позитивную роль сыграет случившийся факт убийства русских на Сут-Холе. А я буду делать вид перед Москвой, что еле сдерживаю своих тувинцев, мол, только я держу зыбкий мир в Туве и т.д. Там поверят. Даже дадут больше дотаций. Так что нам надо любой ценой выиграть эти выборы. Это прямой путь к экономической и политической свободе тувинского народа. Столетиями мы были под пятой китайцев. Хватит быть сырьевой базой и у русских. Я не дам ходу русским казакам, надо запретить регистрацию их организации в Туве...»
Затем состоялся дележ власти. Многим членам НФТ обещали высокие должности в Правительстве. Бездомным обещали выдать ордера на квартиры выехавших русских. Коммерсантам обещали открыть магазины и кафе. Обещали даже ввести в Туве многоженство по просьбе одного из членов НФТ и т.д.
НФТ с честью выполнил задание будущего президента. В Туве создались невыносимые условия для русскоязычных. Русским было опасно выходить на улицу после 7 часов вечера. Хлынул поток беженцев за Саяны... Теперь русскоязычные не могли повлиять на ход выборов. Они боялись ходить даже на танцы, не говоря о выборах. Фактически русскоязычные оказались в зоне государственного террора и изоляции...
Кстати, Шериг-оол Ооржак после победы на выборах 1992 года, став президентом Тувы, честно сдержал свое слово. Он тогда был молодцом. Это мы признаем. Например, после захвата членами «Комитета бездомных» пустующих квартир выехавших русских, он распорядился выдать молодчикам ордера на эти квартиры. Но потом, с увеличением своего финансового положения, он стал совершенно не узнаваемым. Выкинул из правительства всех членов НФТ. Начал преследовать Эппа, Слободчикова, Бойко, Шумова и других. Затем Бичелдей стал его заклятым врагом... К себе на работу стал принимать холуев и хапуг, которые довели республику до ручки. Тува стала самой нищей окраиной России. Затем Ооржак начал клеветать на тех, кто ему принес в руки власть и богатство. Он стыдится НФТ. Всячески открещивается от своих бывших компаньонов. А ведь он в 1991 году, ради власти, так же открещивался от коммунистов...
Вряд ли найдется в истории Тувы более безответственный, лживый и скользкий руководитель государства, чем Шериг-оол Ооржак. Кто из бывших руководителей Тувы судился со своим народом? Кто подавал в суд на Току? Кем бы он ни был... Кто на Ширшина? Кто на Амбын-нояна? Кто на Буян-Бадыргы? Никто! Потому что они были вождями народа! Они знали свое достоинство и имели честь! И не врали своему народу в глаза, защищая свою шкуру...
Что за у нас такой непутевый председатель правительства, чем мы провинились перед Богом? За что он нас так наказывает? Представить только, наш главный «голова», нажил столько врагов и противников, что каждый раз проигрывает судебные дела простым своим гражданам за свои же лживые высказывания? Где, в каком царстве-государстве, в какой области и республике это видано? Нигде нет аналога!
Выходит, Шериг-оол Ооржак уже не дает отчета ни своим словам, ни действиям. Нужен ли нам такой правитель? Какой он «гарант» законности, если сам официально обманывает и клевещет на свой народ и проигрывает на судах! Срамота...
Ведь так им называемая «оппозиция» - это тот же народ, часть его народа. И он должен уважать свой народ! Слушаться и служить ему! А он нас постоянно кидает и вешает лапшу на уши, а народ свой называет «оппозицией». Ладно, Ленин называл народ «массами», Сталин - «быдлом», Гитлер - «пушечным мясом»... Но Шериг-оол Дизижикович нас называет «оппозицией». Аж руки опускаются у простого человека. Надо же додуматься до такого... Может, наоборот, он и его правительство является «оппозицией» к народу? Недаром наши депутаты ЗП Великого Хурала не утвердили состав нового правительства Ш.Д. Ооржака. Пусть делает выводы, где есть настоящая «оппозиция».
Подписи бывших членов НФТ:
И. Бадра, С. Баир, А. Дажы-Донгун
(Публикуется дословно, по требованию авторов.)
От редакции. Документ, безусловно, очень серьезный, поскольку проливает свет на до сих пор неизвестную широкой общественности сторону деятельности Ш. Ооржака. Осознавая, что с недавних пор прокуратура г.Кызыла (скорее всего с подачи того же Ооржака) с лупой ищет в публикуемых нашей газетой статьях повод придраться, мы тщательно проверили авторство данного текста. И поскольку авторы настаивают на дословной публикации текста «протеста» и готовы нести ответственность за каждое свое слово, мы его публикуем без купюр.
К сожалению, в нашей редакции и среди учредителей газеты никто не может по существу дать оценку данному «протесту», поскольку в начале 90-х никто из них не то что не имел никакого отношения к Народному фронту, но и вообще политикой не занимался. И потому мы вынуждены прямо заявить, что авторитетно подтвердить или опровергнуть данные факты и оценки мы не в состоянии. Можем только лишь по косвенным признакам сделать свои оценки достоверности тех или иных фактов и оценок.
Со слов людей, близко знавших ныне покойного Г. Эппа, упоминаемого в «протесте», тот никогда не делился сведениями о своей деятельности в Туве «на заре демократии», отделываясь лишь общими фразами. На щекотливые вопросы: о причинах поддержки только набиравшего тогда силу Шериг-оола Дизижиковича; о тесном взаимодействии с ним тувинских демократов первой волны, несмотря на его явную склонность к местному суверенитету, — он отвечал скупо и односложно; зато заметно оживлялся, когда заходила речь о его московских контактах с лидерами демдвижения Е. Гайдаром и А. Чубайсом. Всех удивляло, что, невзирая на демонстрируемую Эппом непримиримую оппозиционность к деятельности нашего гаранта, тот его принимал по первому же звонку, выслушивал и даже иногда шел на какие-то уступки. Очень может быть, что делал Ооржак это не из уважения к Эппу или тем полутора – двум десяткам его сторонников, а от осознания серьезной для него опасности, исходившей лично от Генриха Яковлевича. Тогда это было странным для большинства хотя бы потому, что, регулярно встречаясь с Эппом, Ш.Д. Ооржак ни разу не пригласил других, гораздо более известных и влиятельных местных политиков-оппозиционеров.
Более откровенным Генрих Яковлевич стал только после триумфальных выборов мэра г.Кызыла в апреле 1998г., когда с подачи властей прокурор республики возбудил (впоследствии закономерно «лопнувшее» в суде) уголовное дело по факту «воспрепятствования избирательных действий», одним из фигурантов которого был Г. Эпп. Тогда он нередко, в состоянии подпития говорил, что если Ооржак «перейдет Рубикон», у него есть убийственные доводы, против которых тот «не устоит». Как известно, вскоре после этого Г. Эпп был убит. И по сообщению средств массовой информации (а также со слов жены Г.Я.) сразу после его убийства из автомашины таинственно исчезла розовая папка, которую тот хотел передать в аэропорту московскому журналисту «Известий». Кто знает: может быть, в ней и были документы, проливающие свет на темные стороны деятельности Ш.Д.Ооржака в конце 80-х – начале 90-х годов, и не длинный ли язык и желание опубликовать в федеральной прессе убийственный компромат на Ш. Ооржака ускорили его смерть? Ведь если то, что пишется в «протесте», - правда, - становится понятна интрига прихода к власти Ш. Ооржака: заявить о себе на громком фоне межнациональных беспорядков, а затем на волне умиротворения конфликта заручиться поддержкой Москвы и части русскоязычных граждан Тувы.
В связи с этим появляется объяснение многолетней неприязни к главному сопернику Ооржака в борьбе за власть - К.А. Бичелдею. Ведь именно Бичелдею при таком раскладе было отведена роль ответственного за имевшие место перегибы и последствия. Так уж устроен человек, что обречен ненавидеть тех, кому причинил зло.
Мы не сомневаемся, что Ш.Д. Ооржак не согласится с «протестом» бывших активистов Народного фронта. Скорее всего, его не устроят и наши выводы. Он даже может привести какие-либо доводы в свою пользу. Может быть, даже достаточно солидные. Впрочем, пользуясь высоким положением главы республики, у него есть все возможности привести хоть роту свидетелей, которые, по мере необходимости, готовы опровергнут или подтвердить любые факты. К примеру, представителем Ооржака Ч. Донгак недавно была в суд представлена справка, что у Ш. Ооржака отсутствует рак прямой кишки... подписанный врачом-терапевтом М.М. Ооржак... Хорошо, хоть не окулистом. А если верить А. Мельникову, обследование Ооржак прошел в московской ЦКБ...
Анализируя общеизвестные факты из жизни Ш.Д. Ооржака, каждый может сделать вывод, что всё изложенное в «протесте», вполне могло иметь место в реальной политической жизни нашего героя. Достаточно напомнить легкость, с которой бывший секретарь обкома КПСС, воинствующий атеист и интернационалист вдруг «перековался» в ярового антикоммуниста, национал-патриота и глубоко верующего человека. Если это не явная склонность к предательству, то удивительная способность из карьерных побуждений полжизни публично врать о своих истинных взглядах и убеждениях. Как поведет себя такой деятель, если завтра в кызылском аэропорту высадится американский спецназ? Не заявит ли, что всю жизнь ждал счастливого мгновения, и даже зятя специально подобрал из числа «турецкоподданных», учитывая проНАТОвскую ориентацию?
Стоит обратить внимание и на то, как горячее желание местечкового суверенитета трансформировалось у Ооржака в безоглядную передачу всего и вся в Туве Межпромбанку. Создается впечатление, что он готов на многое, если не на все, для сохранения своего пошатнувшегося статус-кво. А публикуемые сведения о стремлении Ооржака к суверенитету подтверждаются включенным в ооржаковскую Конституцию Тувы 1993г. положением о праве выхода Тувы из состава России. И потому бывшим членам «Народного Фронта» верится больше. Тем более, их «протест» явно не преследует корыстные цели и продиктован, скорее всего, лишь стремлением установить истину на том историческом отрезке времени, когда они совместно с Ш.Д. Ооржаком управляли политическими процессами в Туве.