«... Слишком свободен стал человек,
слишком опустошен своей пустой свободой,
слишком обессилен длительной критической эпохой...»
Н.Бердяев
«Кризис искусства» 1918 г.
В 30–40-ых годах прошлого столетия многие тувинские араты втихую пели «контрреволюционные», крамольные частушки:
Таракталган, итпектелген
ТАР чазаа канчаар ирги?...
Итпектелген,таракталган
Иреспублика канчаар ирги?...
(Что же будет с Правительством ТНР
Опростоквашенным, закисшим?
Что же будет с Республикой
Задрипанной, опростоквашенной?
(подстрочник С.Баира)
За подобные частушки и за слова «кок-карак» (синеглазый), «орус» (русский) многие неграмотные, не владевшие русским языком, простые граждане иностранного государства отправлялись на десять – пятнадцать лет в сталинские лагеря ГУЛАГа. Там они постигали воров в законе, немногие возвращались домой после холодного лета 1953 года, злые и недоверчивые.
В 1944 году Тувинская Народная Республика превратилась в Тувинскую автономную область в составе РСФСР. В свое время я специально рылся в газетных архивах тех времен. Ни в центральных, ни в тувинских газетах об этом торжественно не сообщали. Монгун-тайгинские араты узнали об этом аж в декабре 1945 года. Вплоть 1955 года араты жили без паспортов, не знали, что такое пенсия и пособие. До 1958 года араты не знали что такое водка, морщились от кружки пива. Мои одноклассники из школы-интерната оставляли в столовой огромные куски красной рыбы и голландского сыра. Неприятный запах, непривычный вкус. Зато у сельских магазинов, в сараях без крыши, стояли железные бочки с чистейшим сталинским спиртом. Пили его в основном проезжие водители в разлив с обязательной колбасой или сыром. Такой вкусной, натуральной колбасы в наше время не встретишь. Тогда попробуй плохо изготовить продукцию – будешь осужден как враг народа. Попробуй прилюдно высказаться против высоких цен, против представителей местной власти – загремишь по 58-ой статье.
Конечно, С.К.Тока, как член ТНРП, затем ВКП(б), должен был гнуть линию партии, линию Кремля. Все его соседи – 1-ые секретари обкомов партии Бурятии, Горного Алтая, Хакасии, Якутии были расстреляны и репрессированы. Один Тока С.К. со своим природным умом, юмором, знанием русского характера, сумел выйти с малой кровью из этих страшных репрессий. В соседней Хакасии были истреблены все лучшие представители интеллигенции как «члены движения «Великая Хакасия». С.К.Тока сумел обмануть и Ежова, и Берию, и Сталина, и Хрущева. Авторитет его был самым высоким во всем Союзе. Ни разу не пропускал писательские Съезды, театральные премьеры. При нем, в 50-ых, 60-ых годах Кызыл был самым театральным городом. Все начальство Кызыла должно было идти со своими семьями в театр, ибо при служебной встрече Тока расспрашивал, были ли они на спектакле, вспоминая самые интересные сатирические моменты.
С терминами «культ личности», «репрессии» многие познакомились только в 1956 году, после доклада Хрущева. Это нам легко рассуждать сегодня, почему истреблялись шаманы, священники. И сегодня многие молодые госчиновники, следователи, судьи, прокуроры пользуются телефонным правом: что скажут в Белом доме – беспрекословно выполняй.
Нынешние 40-летние остались в душе «сталинцами», «бериевцами», «хрущевцами», «брежневцами». Наказать, отомстить, замочить, заказать – все это сохранилось у молодых госчиновников Российской Федерации. И, как в Ираке, за 3-4 месяца до войны агенты ЦРУ выкупали за «дипломат» долларов и золотых слитков весь высший эшелон армейской власти, сопротивления американцам не оказали. Боюсь, что нынешнее поколение российских офицеров и солдат легко могут сдаться за «дипломат» валюты. Пропустили же чеченских террористов в Москву!
Благодаря С.К.Токе, его влиянию, Тувинская Автономную область в 1961 году была превращена в Тувинскую АССР. В Москве, в Представительстве Тувы на улице Воровского собрались все тувинцы, праздновали. Для меня – особенно, потому что чеченцы и ингуши, которые учились со мной, откровенно издевались: «Эй, Тува-область». У них – Чечено-Ингушская Республика. Даже в те 60-ые годы они по вечерам обособлялись, на своем языке копались в своих исторических корнях. Возмущался я тем, что они своих соседей – калмыков и осетинов – называли своими бывшими пастухами-рабами. По наивности я им доказывал, что чабан для тувинцев – самый почетный человек. У них, в отличие от меня, не было газетно-книжного мышления.
Сегодня мне стыдно, что распространял листовки-воззвания, телеграммы Ельцина Б.Н. в августе 1991 года по западным районам республики, с риском для себя. Вдруг ГКЧП победил бы? Но дрожащие руки Янаева, моего бывшего куратора по производственной практике (был он в то время 1-м секретарем промышленного обкома КПСС. В Горьковской области был еще и сельскохозяйственный обком). Тогда он мне очень понравился. Молодой симпатичный татарин с железным голосом, когда разговаривал по телефону. Вместе с И.Бадра, Э.Д.Ооржаком, В. Салчаком мы выехали в западные районы, и куда бы мы не приехали, заставали пустые, безлюдные здания райкомов КПСС. Свободно вздохнули мы только 21 августа, когда узнали о поражении ГКЧПистов. В поселке Тэлии наши друзья-демократы попрятались, увидев нашу «Волгу», приняли за чекистов. Только к вечеру объявились.
Стыдно за то, что на двух выборах орал на митингах за Е.Б.Н. За развал великой державы, за то, что бывшие одесские сапожники за смешные цены скупили дачи репрессированных маршалов, незаконно приватизировали электроэнергию, газ и нефть.
Мне дважды стыдно, что на двух выборах орал у микрофона за О.Ш.Д. («О, Шу-Де!» – веселая перекличка тувинских кайгалов). Стыдно за то, что в одном знаменитом бывшем совхозе передовик-механизатор остался без квартиры, печет лепешку без масла на сковороде, большая часть сельских детей не ели яблок годами; там, где я выступал с лекциями, готовил телерепортажи – пустые поля, пустые машино-тракторные станции, пустые свинарники...
В.В.Путину стыдно за бедность россиян, а нашим даргаларам – нет. Воистину права персидская пословица: «Самый вкусный виноград достанется шакалам». Нашим шакалам–чиновникам не стыдно. В такой маленькой, коммуникабельной республике так плохо работать, имея автотранспорт, высокую зарплату, льготы – весь мир удивляется. Даже китайский гороскоп посоветовал в «АиФ на Енисее»: «... каждому тувинцу, начиная с Председателя Правительства, надо много трудиться, чтобы Республика Тыва стала благополучной в год Овцы».
Не слишком образованные руководители Тувинской Народной Республики сумели в 20-30 годах XX века привлечь безработных, неграмотных молодых аратов к работе на золотых приисках, на строительство дорог в Самагалтай и в Чадан. Нужна одна общая Всетувинская Идея, чтобы возродиться как птица-феникс. «Не врать, не воровать, не воевать» – вот какой девиз должен быть у каждого госчиновника.
Осенью 2002 года спикеры Великого Хурала РТ поучаствовали на посиделках Совета Федерации по вопросу о грядущих реформах по местному самоуправлению. И никто не догадывается, какой хаос, неразбериху преподносит так называемым национальным республикам эта реформа. Какая змея там затаилась? И никто эти регионы не услышит. И наших депутатов в Госдуме РФ это не волнует. Главное – преданность Москве, Кремлю. Судьба своего народа – до фонаря, своя обеспечена. Кроме Шаймиева – Президента Татарстана – никто не рявкнет. Непродуманные законы Москвы всегда приносили вред регионам.
Раз так, лучше нам создать Урянхайскую Резервацию, чем иметь Республику, у которой нет ни денег для учителей, врачей и культработников, ни собственного процветающего производства, как в Хакасии. Или же войти в состав Красноярского края. Но и там своих ртов хватает. Коми-Пермяцкий АО и Пермская область договорились объединиться. Таймырская АО хочет войти в Красноярский край.
Говорят, индейцы в своих резервациях живут при «коммунизме»: у каждого дома – бассейн, компьютер и т.д. Никаких ненужных министерств, парламентариев... Только Верховный Шаман, Камбы-Лама, православный Поп, Староста– Нойон будет властвовать в Урянхайской резервации. Русскоязычным специалистам в селах обеспечить двойную зарплату, как во время ТНР, пообещав пенсию, бесплатную землю. С русским языком огромные проблемы. И ввести внешнее управление из Москвы. Никаких налогов в Центр, никакие посторонние сенаторы не нужны.
Конечно это утопия. Но какой-то выход нужен. Нам самим надо предлагать свои Программы и проекты, законы. Иначе северные реки потекут на юг, о чем мечтает московский мэр. Нам же нужно продать часть Енисея и провести в монгольские степи. Железная дорога вообще не нужна. Это – отмывка денег хитроумного господина – сенатора от Тувы с разбойничьей фамилией. Как ленинская афера «Алгемба» («Алгемба» – недостроенная железная дорога в казахских степях. Деньги тогда перевели в Германию.)
...И что же будет с республикой?...
С. Баир,
член Конституционной Комиссии РТ 1993 года
От редакции: Сергей Алексеевич Баир – автор книги «Журавли над Кызылом» (3000 экз. на русском языке), в настоящее время завершает новую книгу сатирических откровений под названием «Идиоты на государственной службе». (Такое было первоначальное название знаменитой книги «Похождение бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека, запрещенной чехословацким правительством в 30-х годах 20 века.)
В книгу С.А. Баира входят острые сатирические рассказы на политические темы: «Винни-Пух из буддийской республики», «Унтер Пришибеев из Кызыла», «Самый сексуальный редактор», «Интимная жизнь Кызыла» и т.д. А также мелкие бытовые тувинские анекдоты и миниатюрные юмористические рассказы.
Фельетон «Винни-Пух из буддийской республики» разоблачается действия Винни-Пуха, «приглашенного из Красноярского края с большим партократическим хвостом», как он курировал некое общественное движение в период выборов, изготовлявшее антироссийские листовки следующего содержания: «...Нам не нужны бродячие русские генералы-дьяволы...» и т.д., адресованные генерал– полковнику Лантононову, а в листовках рассказано, как Винни-Пух развалил агропромышленный комплекс, как он курировал правительственные СМИ и т.д.