Батый же вознамерился заняться переписью остатков русского народа, чтобы назначить для всех дань поголовную. Ему нужны были деньги как для формирования армии из наемников, так и для выплат жалования своим воинам, оставшимся без традиционного дохода, – без добычи в походах и грабежах.
Александр Невский тоже был вынужден привезти ордынских баскаков в Новгород для переписи и учета населения. И получает страшный отпор от родного сына Василия, который княжил в Новгороде. Василий, пьяница и буян, поднимает бунт против отца и ведет заговорщиков убивать ордынских посланников. В тот миг на карту была поставлена судьба всего дела Александра и судьба Руси. Убийства послов монголы не прощали никогда. И, только благодаря верной дружине, Александр вывел послов из Новгорода, а бунтовщиков покарал.
Дань Батыю на Руси должны были платили все – от земледельца до боярина. Но платить дань Русь начала только 20 лет спустя после походов Батыя. И то эта дань больше походила на общую кассу Орды и Руси в борьбе с Западом.
РУСЬ И РИМСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
В это время успехи Александра Невского навели папу римского Иннокентия IV на мысль: предложить ему принять веру латинскую и не преклонять головы перед Батыем. Но Александр уже побывал в Золотой Орде, где Батый принял его с ласкою, объявив вельможам, что сей князь действительно человек необыкновенный. Уж такое сильное впечатление на Батыя произвели мужественный вид Невского и разумные слова его, одушевленные любовью к народу русскому, и благородство сердца. Александр любил Отечество более своей княжеской чести и умел произвести на противников своих впечатление в пользу Руси.
Вымолил Александр у Батыя защиту от притеснителей иноплеменных, которые силою брали славян к себе на службу, веля им воевать вместе с ними.
ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУСЬ
Побывав в Золотой Орде у Батыя, Александр Невский был объявлен названным братом сына Батыя Сартака. Если через кровное родство в те времена переступали легко, то названное братство почиталось святыней и было незыблемым.
Став названным братом Батыева сына, Невский обеспечил себе поддержку Орды в отражении очередного крестового похода на Русь и православную веру, начатого римской католической церковью в 12 веке.
Все русские князья разделялись на сторонников Орды и на сторонников Запада. Тот же князь Данила Галицкий, объявленный папой римским «Русским королем», был врагом Новгорода. Но кто сегодня о нем помнит? Южные русские князья страдали от бандитских набегов татаро-монголов. Правда, и сами не упускали возможности пограбить их. Сарай горел десятки раз, и не единожды был разрушен до основания. Но гораздо чаще русские князья решали междоусобные споры, нанимая дружины татаро-монгольских воинов, не упускавших возможности участвовать в грабежах. Даже Александр неоднократно брал у своего монгольского названного брата дружину и шел войной на русских князей, и не только на сторонников Запада, но и на своего родного брата Андрея.
Но поскольку папа римский объявил крестовый поход против «схизматиков» (православных) и «татар», то, волей или неволей, создавался и укреплялся военный союз Орды и Руси. Как бы там ни было, но союз с Ордой давал Руси возможность передохнуть, собраться с силами, непрерывно отбиваясь от наседавших на нее шведов, финнов и немцев.
Для упрочнения этого союза с Ордой русскими князьями еще при Ярославе – отце Невского, было принято решение официально объявить Батыя верховным русским князем. Но в 1257 году умирает Батый. В Золотой Орде начались распри. Сын Батыя Сартак становится жертвою его дяди Берке, который, умертвив племянника, вверил дела русские своему наместнику Улавчию. Из Орды ушли и объявили себя ханами многие монгольские военные начальники. В Орде тоже были самозванцы.
Александр встретился с ханом Берке. Этот приемник Батыя любил искусства и науки; ласкал ученых, художников; украшал новыми зданиями свою Капчакскую столицу и позволил руссам, в ней обитавшим, свободно оправлять христианское богослужение, так что митрополит Кирилл (в 1261 году) учредил для них особую епархию под именем Сарской.
В 1263 году, возвращаясь из Золотой Орды, 14 ноября Александр Невский заболел и умер, истощив силы душевные в беспрерывных распрях с русскими князьями и внешними врагами. Только вольный Новгород столько сил отнял у князя! Да еще наседавшие шведы и немцы! Все оцепенели от ужаса. По летам своим Невский мог бы жить еще долгое время. Уж очень он был необходим для государства.
Тело Александра было погребено 23 ноября в монастыре Рождества Богоматери во Владимире и покоилось там до самого 18 века, когда государь Петр I вздумал перенести останки бессмертного князя на берега Невы, как бы посвящая ему свою новую столицу.
Слава Александра, по свидетельству наших родословных книг, привлекла к нему из чужих земель – особенно из Германии и Пруссии – многих именитых людей, потомки которых ревностно служили России на первейших должностях воинских и гражданских не одно столетие.
В княжение Александра Невского начались в Золотой Орде, которая к тому времени именовалась уже Кипчакской, несогласия и распри. Один из главных воевод татарских, Ногай, не захотел повиноваться хану Берке, ушел из Орды и в окрестностях Черного моря основал свое независимое ханство. Этот мятежник заключил союз с греческим императором, который в 1261 году взял Царьград и восстановил древнюю монархию.
Ногай еще скажет свое слово в судьбе Руси: сыны Александра оказались уж очень недружными. Враждуя, они будут поочередно приводить на Русь ногайцев и разорять наследство отца.
Вскоре после смерти Александра немцы подступи к вольному городу Новгороду. И чуть было не рухнуло дело всей жизни Александра. Но верный договору, тогдашний хан Золотой Орды Менгу-Тимур прислал на помощь новгородцам свою конницу. Немцы отступили и подписали мирный договор на условиях, предложенных новгородцами. Вскоре Смоленск – вольный город, – устав от постоянного давления Литвы, тоже попросился в русско-ордынский союз и стал его заставой на западной границе.
Так Великий Русский Князь Александр Ярославич Невский на века определил судьбу русского и татарского народов. Он спас Русское государство и православную веру, за что и был причислен церковью к лику святых.
Русь продолжала жить и крепнуть союзом с Ордой. Собирая налоги с руссов, Орда Батыева принуждена была щадить Русь для своих же выгод. И эта дань больше выглядела как общий котел для найма воинов в бесконечной борьбе с наседавшими немцами.
Изъявив уважение к духовенству, татаро-монголы старались задобрить священнослужителей, чтобы они не возбуждали народ против монголов и чтобы хан ордынский спокойнее мог повелевать руссами.
Что делать! Ордынцы расположились навсегда кочевать в привольных окрестностях Волги и Дона. А с соседями нужно как-то ладить: воля сильных – закон для благоразумных слабых. Святой Александр Ярославич (Невский), будучи князем благоразумным, рукою державною карал мятежников в земле русской, которые не подчинялись воле ордынского хана, но и наглые притеснения монголов пресекал. Дань поголовная, требуемая монголам, угнетала бедных, а не богатых людей, будучи для всех равной; бедствия же войны отчаянно страшили и бедных и богатых, и русских и, как ни странно, татаро-монголов.
Русский народ платил посильную дань и покорился, но с условием: не иметь дела с ханскими баскаками, а доставлять определенное количество серебра прямо в Орду или через посредничество русских великих князей.
Александр Невский терпеливо сносил время жестокой зависимости, которое более и более отягощало народ. Но господство монголов на Руси открыло туда путь многим купцам хорезмским и хивинским, которые издревле славились опытом в торговле и хитрым корыстолюбием. Открылись, как при хазарах в первом веке нашей эры, древние торговые пути на Ближний Восток, поскольку Византийская империя под ударами турков-османов стремительно катилась к своему закату. Восстановление торговли с Ближним Востоком и Средней Азией укрепляли Русское государство и несли мир с кочевыми народами.
Ну, а Русь окончательно разделилась на два самостоятельных государственных образования: на Русь Святую и Великое Княжество Литовское.
После страшной грозы Батыева нашествия Русь как бы отдыхала в течение тридцати лет. Правление Ярослава Всеволодовича и его сына Святого Александра Невского обеспечило ей стабильность во внутреннем устройстве и мир с южными соседями. Торговля с Ближним Востоком, одобряемая ханскими грамотами, позволяла купцам и земледельцам платить дань без затруднения. Военный союз Руси с Золотой Ордой поставил на место шведов и немцев, беспрестанно нарушавших заключенные договоры о мире.
Тяжел ты, крест княжеский! И не всякому ты по плечу! Вот и дети Александра Невского не сумели укрепить и развить дело своего великого отца. И немало бед Русь перенесла из-за их неразумных поступков, пока не пришел князь Дмитрий, названный за заслуги свои перед Отечеством Донским.
П.Косс