Продолжение. Начало в №12, 24-27, 29 газеты «РИСК», №15, 16 «РИСК информ»
Глава двенадцатая
СРЕДИ ЖЕНЩИН
Выход человека из тюрьмы ревностно опротестовывался коммунистами Тувы, даже если он помилован Верховным Советом с оставлением за собой около пяти лет и досрочным снятием судимости. Не сумев трудоустроиться в Кызыле, я уехал в Москву, оттуда в Тобольск, что в Тюменской области, но Сергей Михалков уговорил меня вернуться в Кызыл, «к тувинской нации». Сергей Владимирович написал письмо в секретариат тувинского обкома КПСС. А.А.Канзаю. Тот, посоветовавшись с Г.Ч.Ширшином, вышел с предложением к писателям: «Алдын-оол Дулушевич – наш товарищ. С кем не случается. Есть предложение рекомендовать его переводчиком в редакцию газеты «Шын».
На этом совещании присутствовали все члены Союза писателей РСФСР, подавляющее большинство которых здравствует и поныне. «Нет, – сказал тогда Кызыл-Эник Кудажи, – это тоже идеологическая работа, пусть сначала поработает на стройках народного хозяйства и оттуда принесет характеристику».
Пусть все невежественно, но я не порицаю убеждения людей. А тот флюгер всего через год со страниц газеты «Содействие» бросил в лицо своим единомышленникам: «Прочь от власти, политические проститутки!» Вот так яд! Жаль, что им до сих пор пропитывают школьников, молодежь и избирателей.
К моему счастью, тогда повеяли новые перемены. Я работал в кооперативах «Связист» при городском узле связи и «Рукопись» при Тувинском книжном издательстве по литературному профилю, потом государственная работа: редактор в республиканском музыкально-драматическом театре, специалист Инспекции по защите свободы печати, помощник председателя гостелерадиокомпании «Тыва», старший научный сотрудник международного научного центра...
Истинно верующему человеку нетрудно и несложно идентифицировать и визуализировать Всевышнего. Ещё в 1981 году Бог мне показал кое-какие приметы будущей спутницы жизни, что, как всякая новинка, побудило меня к размышлениям и что стихотворно мною зашифровано в соответствующем месте моей вещи «Слово на прицеле ружья. Стихи, молитвы, тарины». «Эзотер смотрит не на человека, а на его качества», – размышлял я. – «Но и это еще не все. Качества людей никогда не бывают в вакууме. Что, если с ней, с аккуратной, чистоплотной и нравственной, как Бог показал, не смог ужиться никто? Если она многодетна и фактически стала сводной сестрой своих собственных детей, безгранично и беззаветно ею любимых? Если она внутренне сломлена, и черепки ее натуры никак не собрать? Но, как ни размышляй, «скоро» по времени Бога – быстро, а по времени людей – долго, оно тащится по сердцу примерно так, как если бы тащился напильник по железу, царапая и по-своему, по-«железяковски», стоная».
Прибыв в Туву с севера Красноярского края, я застал свою родину превращенную в некий «интернат», а своих земляков – изнеженными, беспомощными, которым во всем обязано-де помочь государство, никто не должен-де жить лучше, не помогая родне, обычно неудачникам, пьяницам, не по средствам многодетным. Доступные женщины встречались, часто молодые и юные, но нужных примет никто не проявлял. Я её, мою аккуратную, чистоплотную и нравственную, встретил 17 июля 1988 года, хотя никаких примет сперва и не заметил. Ровно через две недели она меня окликнула, я назвал её по имени, мы пошли к её дому, взявшись за руки. Утром оба признались, что чувствуем себя, будто мы вдвоем жили «с самого начала». С вечера 30 июля мы не разлучались; через неделю тайком расписались; через два года она прописала меня на свою жилплощадь, и вот буквально месяц назад мы отметили ровно пятнадцать лет нашей совместной жизни, оба обожаем внуков, выросших при нас и на наших руках, прочим им везения во всем и щедрости в богатстве.
Может быть, читатель удивлен тем, что я не называю по имени жену. Но ведь я не пишу биографию, – я пишу науку, а согласно древним эзотерическим знаниям, как и согласно могущественной тантре, жена должна быть одна, это не всегда конкретный человек, это скорее всего, обязанность, призвание, вдохновение или что-то в этом роде. Родившись, призванным развить великодушие, я щедрым могу быть только на слово, на стихи, на живописную прозу, но и на эту стезю меня пускают с трудом. Тридцать лет я пробивался в тувинскую литературу, прорвав железный щит нашей тогдашней «могучей кучки» – Саган-оола, Сарыг-оола и Пюрбю. Помог Н.С.Хрущев, которому я отправил свой первый роман «Удаль молодецкая», поставив вопрос, нужна ли такая вещь советской литературе или нет. Помог Михаил Шолохов, отметив крупные, яркие детали образов, подчеркнув, что социалистические преобразования заставляют людей переделать свой характер на нужный лад. Приехали из Москвы критики Михаил Шкерин и Ванцетти Чукреев, и 23 декабря 1963 года состоялось обсуждение романа, открывшее мне и всем молодым авторам дорогу на широкий издательский простор. Ныне здравствуют многие участники того воистинне жаркого обсуждения. Тогда я победил, и побежденные извлекли для себя добрый урок, но это были достойные, реалистичные, и, самое главное, честные люди. Теперь же все должности заняли другие люди, совершенно других качеств; на писательском «безрыбье» изобилуют «раки» да «лягушки», которым важнее сегодня насытится со стола «единственного в Туве садиста» и называться «народным писателем» Бай-Тайги, Сут-Холя и т.д., после чего для них «хоть потоп».
Верно говорят, что история рассудит нас. Но и сегодня ясно, что многие из нас непреходящую ответственность перед будущим превратили в пустой звук. Они даже в религиозных делах преследуют преимущество над другими, задобряя священнослужителей, бюджетными средствами, и добровольными пожертвованиями по разнарядке. И как невежественны они в богоугодном смысле слова, как презираемы Буддой, Христом, Магометом, и всеми будущими буддами! Они наивно полагают, будто им забронированы места в раю. Ан нет! Вы попадете в мир низших существ, и для вас земная секунда растянется в сутки вашей будущей обители! Если 70 лет Советской власти протянулось во времени Бога 7 часов, – всего одна смена рабочего дня, – то для вас во времени обители низших существ одна смена протянется 70 лет, а вы за все свои грехи не успеете отчитаться только за одну смену. В этом случае единственный выход – это спасать душу, наращивать добрые дела как можно большему количеству людей и всех живых существ. «После нас хоть потоп» тут не проходит.
Глава тринадцатая
ГЛАСНОСТЬ
Если я скажу, что есть два мышления: словесное, вербальное, и интуитивное, идеальное, – то вы не поверите, или, в лучшем случае, скажете, что ничего не понимаете. А ведь то же самое утверждали Ф.Энгельс и В.И.Ленин, вы отлично понимали и даже получали «отлично» на экзаменах. Ведь, давая два словесно различных определения своей диалектики («...чистое движение мысли в понятиях» и «...в этой сущности вскрыть (выявить) противоречие, которое она, эта сущность, имеет сама в себе»), В.И.Ленин указал, что эти два определения и «дела природы», выражаемые этими определениями, тождественны. Отсюда следует вывод, что вербальное мышление («движение мысли») и интуитивное мышление, выражаемое «делами природы» (то есть символами, еще что-то сугубо идеальным), тождественны. Иначе говоря, параллельно со словесным мышлением существует и другой вид мышления, который я обозначаю интуитивным. Имплицитно признавая два вида мышления, Ф.Энгельс утверждал, что легче соотносить «вещим снам» уже состоявшиеся события, чем выводить из них будущие события.
Алдын-оол Даржаа
Окончание следует