С какой-то непонятной периодичностью этот вопрос встает перед гражданами России из года в год и из века в век. Почему? Может быть все потому, что мы толком не представляем себе: что же это такое «гражданское общество». Или наше российское «гражданское общество» такое особенное, непохожее на уже существующие гражданские общества, прежде всего западноевропейские?
Это уж наверняка. Ведь исторический путь России очень отличается от исторического пути Западной Европы. Это еще заметил А.С.Пушкин.
«Нет сомнения, что разделение церквей отъединило нас от Европы, и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали. Но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные просторы поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чужими христианскому миру».
(Из письма А.С.Пушкина А.Чаадаеву, 19 октября 1836 года).
Тот факт, что Россия – не Европа, мы понимали всегда и понимаем сегодня, только не все. У нас, в России, никак не может быть так, как в Европе. Менталитет не тот. Так уж история распорядилась: и церкви разделились не сегодня, даже внутри православной церкви последние 70 лет не все благополучно, и монгольское нашествие не последнюю роль сыграло, хотя было оно так давно.
Итак, во-первых, гражданское общество России не может быть даже похожим на гражданское общество Западной Европы. История у нас очень различается. И мы, россияне, очень отличаемся от «цивилизованных» европейцев.
Но помнит ли Европа исторический подвиг, совершенный Россией, для спасения христианского мира? Ведь формально, Россия спасла христианский мир когда-то от татаро-монголов, а совсем недавно – от коричневой чумы нацизма. Или так считаем только мы с вами?
Не помнит! Видимо, поэтому «благодарная» и «цивилизованная» Европа устами «железной леди» Маргарет Тэтчер обозвала Россию «Верхней Вольтой с ракетами», и предложила сократить население России до 45 миллионов человек, чего достаточно для охраны нефтяных месторождений.
Но подвела Верхняя Вольта. Придя к власти, ее новый лидер переименовал страну, назвав «Буркина-Фасо», что означает «Страна Благородных Людей».
Назвать Россию «Страной Благородных Людей с ракетами» М.Тэтчер уже не решается. Спасибо и на этом.
Но как быть с построением гражданского общества в России? Вот в этом нам можно и нужно равняться на неблагодарную Европу!
По условиям своего земного бытия человеческая природа, как в отдельных лицах, так и в целых народах раскрывается не вся вдруг, целиком, а частично и прерывисто, подчиняясь обстоятельствам места, времени и даже окружающей людей природы.
Например, древние греки, раздробленные на множество слабых городских республик, с непревзойденной силой и цельностью, развили в себе художественное творчество и философское мышление.
А римляне, основавшие небывалую военную империю из завоеванного ими европейского мира, дали миру удивительное гражданское право.
С прямыми предками славян – даками, у римлян ничего не получилось. Покорить не удалось, пришлось Дакию уничтожить.
Не выиграли римляне ни одного похода на балтийский берег, принадлежавший венедам – славянам. Даже Александр Македонский, двинулся было на Балтику, но получил хороший пинок от венедов и пошел на Восток.
Поэтому, во-вторых, славяне как-то выпали из поля влияния идей римского права. Остались не охваченными, не впитали в себя прелестей западноевропейской цивилизованности. Но зато восточные славяне сильны задним умом.
Китайцы дали миру порох, шелк, бумагу, компас. Каждый народ что-то внес в развитие человеческой цивилизации. Даже американцы, всем сегодня надоевшие в желании заявить о своей значимости и умении делать деньги практически из воздуха.
Потомки греков, смешиваясь с покорившими их варварами, потом воскресили древнее греческое искусство и сделали Италию образцовой художественной мастерской не только для всей Европы, но и для всего цивилизованного мира.
Родичи варваров, оставшиеся в лесах Германии, спустя века особенно усердно распространяли достижения римского права, ставшего основой для формирования законодательства всех правовых государств мира.
А американцы учат всех делать деньги – честь и совесть нашей эпохи бандитского капитализма.
И в-третьих. Тайна исторического процесса собственно не в странах и народах. Во всяком случае, не исключительно в них самих, не в их внутренних и постоянно данных раз и навсегда особенностях, а в тех многообразных и изменчивых, счастливых и неудачных сочетаниях внешних и внутренних условий развития, которые складываются в странах и на континентах для того или другого народа, и на более или менее продолжительное время.
Через людские общества, подпавшие под действие сочетаний условий их развития, наружу вызывались и вызываются те или другие свойства представителей рода человеческого, раскрывающие природу человечества с разных сторон.
«Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями.
Восточным славянам, в продолжение веков, пришлось упорно бороться с лесами и болотами своей страны Руси, напрягая силы на черную подготовительную работу цивилизации. Им предстояло, не теряя приобретенной в этой работе житейской выносливости, напряженно работать над самими собой, развивать свои умственные и нравственные силы, с особой заботливостью устанавливать свои общественные отношения.
В борьбе с нежданными метелями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью русские стали больше осмотрительными, чем предусмотрительными, выучились больше замечать следствия, чем ставить цели, воспитали в себе умение подводить итоги насчет искусства составлять сметы. Это умение и есть то, что, мы называем задним умом. Поговорка русский человек задним умом крепок вполне принадлежит великороссу. Но задний ум не то же, что задняя мысль.
Русский мыслит и действует, как ходит. Кажется, что можно придумать кривее и извилистее российского проселка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямее: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу.
Русскому легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своем величии. Русский принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума».
(В.О.Ключевский).
Тем же американцам проще.
Соединенные Штаты Америки формировали авантюристы и прочие отбросы европейского общества: бандиты, пираты, разбойники и т.д. В такой среде отношения всегда строились на «понятиях». Но небольшая горстка аристократов – отцов и основателей США, переложили «понятия» и получили из них законы. Переложение «понятий» в законы прошло достаточно удачно.
Основывать новое государство, как говорится, «с нуля», все-таки проще, чем реформировать страну, имеющую тысячелетнюю историю.
С другой стороны, и географическое положение США сыграло положительную роль. У них северная граница находится на широте Киева, матери городов русских. Да и два океана, Атлантический – с Востока и Тихий – с Запада, обеспечивают мягкость климата и высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Все остальное для Америки – дороги, города, промышленность – внесены европейской цивилизацией, дикой девственной природой. И необъяснимая злоба и ненависть к России – тоже.
Должно быть, каждому народу от природы положено воспринимать из окружающего мира, как и из переживаемых судеб, и претворять в свой характер не всякие, а только известные впечатления, и отсюда происходит разнообразие национальных складов (или типов), подобно тому, как неодинаковая световая восприимчивость производит разнообразие цветов.
Все исторически слагавшиеся общества возникали под влиянием и в результате различных сочетаний местных условий развития.
Вот почему нужно внимательно и подробно изучать сочетания условий развития человеческих обществ. Чем полнее мы узнаем свойства и действие этих условий, каждого в отдельности или в данном наиболее своеобразном подборе условий, тем точнее определим состав людского общежития и природу составных его элементов.
П.Косс
Продолжение следует