В правительственной газете «Тыванын аныяктары» («Молодежь Тувы») №30 от 24 июля 2003 года в рубрике «Древняя Тува» напечатана статья научного сотрудника Госархива РТ Татьяны Монгуш под названием «На каждом перевале повесили их головы» про так называемое «восстание 60-ти богатырей» («Алдан-Маадыр») Хемчикских кожуунов в 80-х годах ХIХ века. Приводим дословный перевод этой публикации.
В госархиве РТ имеется 11 дел про восстание Алдан-Маадыр. В свое время Седип-оол Танов, Шыдыраа Салчак и другие перевели исторические материалы со старомонгольского на тувинский язык. В них, в частности, рассказывается, что когда началось массовое воровство скота, монгольские нойоны (князья) обратились к китайским властям с требованием принятия решительных мер к скотокрадам. А те в свою очередь потребовали от тувинских властей казнить организаторов массовых краж скота. Сенгин Чангы и другие тувинские феодалы организовали массовую сходку с целью ареста и суда над скотокрадами, но кайгалы отказались прийти на суд. Так началась смута 60-ти беглецов – свидетельствуют исторические архивные документы.
В январе 1884 года Амбын Ноян Танды Тыва отдал приказ Верховному правителю Хемчикского Бээзи кожууна Чайзану Билигин-Очуру. Некий Чалан Чымба из сумона Сенгин написал следующее заявление: «14-го дня ночью одиннадцатого месяца Самбажык, Тачакай, Седен из сумона Чалана Тумен-Байыра, Комбурун, Комбулдай из сумона Чангы Санчы, Самдан из сумона Чангы Сарыга, Дажы, Севээндей из сумона Чангы Чаш-оола, Каткыжы, Элчинмей из сумона Чангына Сенгина, Айыжы, Сембээ, свое время имевший чиновничий чин «хунду» Дажыма из сумона Чонгулак, младший брат чиновника из этого же сумона Дыртык-оола по имени Дугержаа и некий Сангына вместе с четыремья незнакомыми людьми в общем количестве 18 человек приехали к нам и, угрожая оружием, отобрали насильно 68 ездовых лощадей, 2 бычка и наши ружья. При этом они угрожали нам: «Ты, Сенгин Чангы, сообщил в ставку Дугера Угердаа о том, что мы украли у дорбетов (имеется в виду у монголов – ред.) 200 лошадей. Поэтому мы уже больше не можем здесь оставаться и жить. Поэтому мы тебя убьем, а также твоих братьев Балчыя, Максыра, отца Чымба Хелина и отберем весь ваш скот». В настоящее время преступники находятся в долине реки Ак на границе двух кожуунов в местечке Кара-Даг».
6-го дня двенадцатого месяца Дугер Угердаа и Билигин-Очур дарга написали также подобные заявления. «Как быть в сложившейся ситуации?» – просили совета эти чиновники.
О 60-ти беглецах имеется следующее сообщение: «О ворах сообщил Сенги Чангы, поэтому, видимо, они будут ему мстить. В краже 200 лощадей у дорбетов участвовали и другие воры. Поэтому общее количество их достигает 50 человек».
Смутьяны-араты планировали захватить самых дерзких чиновников, прежде всего, ненавистного для всех Сенгина Чангы из рода «Ондаров». Но план остался неосуществленным.
В архиве имеется приказ генерал-губернатора Улаастая (административный центр Китайской Цинской империи, куда входила и Тува, селение на территории Монголии – Ред.) от ноября 1883 года Верховному правителю Тувы Амбын Нояну Олзей-Очуру: «Принять самые решительные меры по отношению к 60 разбойникам, нападающим на пограничные заставы». А тот, в свою очередь, написал приказ: «Правителям Хемчикских Даа и Бээзи кожуунов Дугеру Угердаа, Чайзан дарге Эрен-Дондупу, моим представителям Арыскану Чангы Хуру, Сонаму, Данчату, всем чиновникам и солдатам. 1884 год, октябрь». Амбын Ноян разъясняет в своем приказе содержание приказа генерал-губернатора Монгольского города Улаастай следующим образом: «Если не подавить преступную группировку с помощью оружия, они могут совершить более тяжкие злодеяния. Поэтому приказываю Верховному правителю Танды-Урянхая Олзей-Очуру: ознакомиться внимательно с этим приказом и сделать выводы. Если участники преступных группировок уже начали нападать на людей с положением, это уже не просто скотокрадство, а политическое дело. У этих преступников есть главари. Они поставили перед собой далекие и глубокие цели! А это очень тяжелое политическое дело. Поэтому приказываю: их уже более 60-ти человек, их количество не уменьшается. На их сторону переходят и другие араты. Надо их схватить. Руководствуясь моим предыдущим приказом, схватите всех преступников! Свяжите их и привезите в мою ставку. После их допроса их мы всех их должны отправить в Улаастай в Военный суд и для последующей казни».
О том, что Амбын Ноян собрал большой отряд и направил в Хемчик для беспощадного подавления смутьянов, свидетельствует следующий документ: «Доклад Верховному правителю Танды-Урянхая Амбын Нояну от Хемчикского Угердаа Дугера, дарги Бээзи кожууна Эрен-Дондупа, представителя ставки Амбын Нояна Арыскана Чангы Сонама (1884 год)»:
«С целью подавления вооруженной смуты группировки аратов 27 дня девятого месяца, встретившись с командованием войск после их прибытия, договорились о нижеследующем: группа смутьянов захватили Эрен-Дондупа дарга со всеми его служащими и прибыли арестовать меня. Они напали в количестве 70 человек во главе с Дажыма. Эрен-Дондуп дарга убежал от смутьянов и присоединился к нам. Сонам Чангы со своими солдатами вместе с нами стреляли по смутьянам и прижали их к горе. Дажыма, Сегбе, Самба, Чамбалчык, Бапыжык, Эникей, Конзукай, Дугулдак, Караберген... – всего 14 человек – пойманы. Их сообщник Самба сам застрелился. Битва продолжалась до темноты. Смутьяны ранили одного солдата... Выполняя Ваш приказ, в целях доставки арестованных в Вашу ставку, назначили ответственными Сугдура Чангы, Арыскана Чангы Балчыя, Чайзана Дыртык-оола и Байынды. Задержанных сопровождают 60 солдат в направлении Вашей ставки. Материалы допроса арестованных направляем Вам. Войска из двух кожуунов преследуют остатки тех смутьянов. Если не арестовать всех участников смуты, они могут еще раз подняться на очередную смуту. Мы Вас просим, Амбын Ноян, поймать их всех, очистить нашу страну от преступных элементов».
Задержанных отправили в Улаастай. Там их обезглавили, погрузили их головы на верблюды и доставили обратно в Туву.
«Заявление от Хемчикского Угердаа и Соруктуг дарга. Временно управляющему делами Амбын Нояна Чангы Ендану, 1885 год:
В приказе ставки Амбын Нояна требуется указать конкретные места для вывешивания голов участников смуты. По этому поводу сообщаем следующее: в целях определения конкретных мест для демонстрации аратам и вывешивания голов участников смуты назначили ответственными Намзуруна, Ортээлчика Демчи. Пять голов, среди которых голова Самдана, вывесили на северной стороне Хемчика на перевале Оруктуг горы Кара-Даг.
Головы пяти преступников, среди которых голова Холбага, повесили на южной стороне Хемчика напротив речки Шеми. Головы четырех воров, среди которых голова Хертека Сорукпая на Чыргакы на перевале Улуг-Узук.
Головы пяти человек, среди которых голова Сарыга Кадачы, повесили на правом берегу реки Чадаана на перевале Бел. Головы двух воров, среди которых голова Кока Самбажыка, вывешена в местечке Кок-Тей на Хемчике. Так были вывешены головы преступников...»
ОТ РЕДАКЦИИ: Как убедился читатель, прочитав беспристрастные сухие строки из архивных документов, так называемые герои были обыкновенными ворами-скотокрадами, объединенными в организованную преступную группировку (ОПГ).
Как видно из архивных документов, тогдашние власти и судили и наказали их по суровым законам того времени, и не где-нибудь, а в Улаастае. А ведь могли бы их казнить и в Туве. Нынешние власти, под руководством земляка тех самых воров-скотокрадов, никак не могут справиться со скотокрадством. По иронии истории, маршруты нынешних кайгалов те же: территория Монголии, южные и западные хемчикские кожууны. Только сейчас скотокрады распространяют свое «ремесло» на всю Туву. Не случайно по тувинскому ТВ молодой известный историк Омак Шыырап заявил справедливо о том, что из-за невыносимой обстановки со скотокрадством в республике тувинцы в основной своей массе прохладно относятся к шумному празднованию очередного юбилея воров-скотокрадов.