Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
A- | A | A+ 12pt

№19, 3 декабря 2003 года («РИСК информ»)

ВОЗНИКНЕТ ЛИ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

Продолжение. Начало в №18

И даже природа нигде и никогда не действует на людей одинаково, всей совокупностью своих средств и влияний. Ее действие подчинено многообразным географическим изменениям: разным частям человечества по его размещению на земном шаре она отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды, миазмов, болезней, – даров и бедствий. А от этой неравномерности зависят местные особенности людей.

Речь не идет об известных антропологических расах – индоевропейской (белой), монголоидной и негроидной, происхождение которых, во всяком случае, нельзя объяснить только местными физическими влияниями; подразумеваются те, преимущественно бытовые, условия и духовные особенности, какие вырабатываются в людских массах под очевидным влиянием окружающей природы и совокупность которых составляет то, что называется народным темпераментом.

Так и внешняя природа наблюдается в исторической жизни как природа страны, где живет известное людское общество, и наблюдается как сила, поскольку она влияет на быт и духовный склад людей.

Итак, в-четвертых, людское общежитие строят три основные исторические силы: человеческая личность, людское общество и природа страны. Каждая из этих сил вносит в состав людского общежития свой запас элементов, или связей, в которых проявляется ее деятельность, и которыми завязываются людские союзы.

Но у России есть еще одна существенная особенность – географическая и историческая. Другими словами, у нее история с географией совершенно иная, отличная от истории и географии Европы и Северной Америки.

Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа. Россия – переходная страна, посредница между двумя мирами: между Западом и Востоком, между христианством и мусульманством, буддизмом и другими, не менее значимыми восточными религиями и верованиями. Европе в этом смысле значительно проще. Она решает свои проблемы в более простой духовной и религиозной среде.

Культура России неразрывно связана с Европой, но природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли её к Азии или в неё влекли Азию.

Так российское общество оказалось посредником западноевропейскому и азиатскому обществу. И менталитет россиян оказался переходным.

Людское общество образуют человеческие личности, семьи, члены различных добровольных объединений и прочие им подобные объединения людей, которые стремятся достичь благосостояния и максимально возможной свободы, сообразуясь с данными им географическими, природными, политическими и другими, порой самыми неожиданными, условиями. А уж в России этих неожиданных условий было и есть тьма неисчислимая.

Веками трясет Россию. Если не война, так болезни; если не болезни, то революции, бунты или перестройки на основе «нового мышления»; если нет недоразумений в светской среде, так возникают религиозные. Одним словом, Россия – страна вечнозеленых помидоров: ничто и никогда не доводится до логического конца, ничто начатое никогда не заканчивается. Россия – стихия. И потому судьба её непредсказуема, как непредсказуемо её прошлое.

Человеческое общество обычно понимается как историческая среда, не в смысле какого-либо специального людского союза, а просто как факт, что люди живут вместе и в этой совместной жизни оказывают влияние друг на друга. Это взаимное влияние совместно живущих людей и образует в строении людского общежития особую стихию, имеющую особые свойства, свою природу, свою сферу деятельности.

Общество составляется из отдельных людей; но люди, составляющие человеческое общество, сами по себе каждый – далеко не то, что все они вместе, в составе общества. Здесь они усиленно проявляют одни свойства и скрывают другие, развивают стремления, которым нет места в одинокой жизни отдельного человека, посредством сложения личных сил производят действия, непосильные для каждого человека в отдельности.


При позитивной организации общества людей эти стремления обычно направлены на движении к неким целям, которые называются идеалами. Сегодня общественные идеалы часто называются национальными идеями. Сколько в Росси наций, столько и идей. Но всегда ли есть они в наличии эти национальные идеи? И конструктивны ли предлагаемые нам национальные идеи и идеалы? Объединяют ли они россиян, независимо от их вероисповедания, культурного уровня, цвета кожи, разреза глаз, национальности, в единый народ, в единое общество?

Человеческое общество, без сомнения, должно иметь идеалы, понятные всем людям, принимаемые и поддерживаемые каждым отдельным человеком, каждой организованной группой людей. Иначе в обществе исчезает стабильность и единение.

Россия уже давно живет во время, обильное идеалами, но идеалами, борющимися друг с другом, непримиримо враждебными. Это затрудняет целесообразный выбор приемлемого и общего для всех идеала. Наступило время оглянуться на наше прошлое. Знание и беспристрастная оценка своего прошлого облегчает этот выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности, путь к формированию общества, которое принято называть гражданским. Свою историю, которой можно гордиться или о которой можно скорбеть, мы должны знать. И учитывать ее результаты.

Но учимся ли мы на исторических уроках? Ведь наше прошлое – «сплошные ошибки и заблуждения» – шли туда, не зная куда, стоили то, не зная что.

Ошибки умные люди не совершают, они их обходят. Умные люди учатся на чужих ошибках. Но ошибки-то совершают дураки. Учиться на чужих ошибках – это значит учиться у дураков? Но это была шутка. А теперь серьезно.

Для осуществления идеалов необходима энергия действия, энтузиазм убеждения; при осуществлении их неизбежна борьба и жертвы. Но для их торжества нужны не только крепкие нервы и самоотверженные человеческие характеры; нужны еще и сообразительные умы, и нужны достойные лидеры, преданные идеалам, способные повести за собой людей.

Как легко испортить всякое хорошее дело и сколько высоких идеалов люди успели уронить в грязь, захватать неумелыми и неопрятными руками!

Если общество не имеет идеалов, то всегда найдется человек или группа людей, которые начнут навязывать обществу свои собственные идеалы, представляя их как общепринятые.

В нашей истории, не так уж давно, подобное произошло. Ражий и рыжий выкрикнул: «Есть такая партия!» – и Россия совершила невероятный кувырок, последствия которого еще долго будут отражаться на нашей земной жизни.

Другой рыжий и ражий каждому жителю великой страны продал за 25 рублей бумажку, которая называлась «ваучер», и пообещал за нее автомашину «Волга» через несколько лет. А что в итоге? Совершаем новый кувырок, последствия которого непредсказуемы: рождаемость падает, а смертность растет, война идет на территории России, и не только в Чечне, Запад принял стойку и ждет своего часа, Восток в этом ожидании мало чем уступает Западу.

Для достижения своих «идеалов» деловыми и бойкими людьми организуются партии (в том числе и политические), преступные синдикаты, банды и другие коллективы единомышленников. Создаются они, прежде всего, для того, что бы прийти к власти в стране, в регионе, в городе, в квартале или в отдельном дворе и даже на отдельном предприятии, в учреждении или в организации, а не для блага всего народа. Не создается только гражданское общество. Живем как в тюрьме. Даже в тюрьме реальной властью чаще всего обладает не официальная администрация, а какой-нибудь авторитет, поддерживаемый группой «товарищей».

Сегодня по этой схеме формируется государственная власть, даже власть в армии, на флоте, во многих, в других силовых структурах, где господствуют феодальные и криминальные нравы и порядки, где, к нашему удивлению, появляются «оборотни» и прочие умельцы страну расхищать. Такое положение вещей не ведет к построению гражданского общества, а уводит от его формирования.

И неважно, как такая власть именуется. Важно, что такие порядки существуют практически всюду, где к власти пришли «серые». Они едины. Они выступают от имени каждого из нас. Они говорят, что за время их правления размер бюджета вырос в два раза, но не говорят о том, что цены выросли в пять и даже пятьдесят раз. Они говорят о справедливости, но отказывают в поддержке униженным и обобранным региональной властью: «Не смешивайте экономические проблемы с политикой!». Политика – это стремление и взятие власти, а экономика вроде бы здесь не причем.

Да как же не смешивать! Экономика – продолжение политики. И нет политики без экономики. Но и справедливость – тоже политика.

Придя или захватив власть, авторитет, царек, пахан или возглавляемая им партия, синдикат, банда путем демагогических заявлений о желании достичь (чаще всего) «всеобщего блага», стремится добиться благосостояния и максимально возможной свободы для себя и своих близких, и тех, кто поддерживает их.

П.Косс 
Продолжение следует

risk-inform.ru/text/2003/19/grajd19.html

(3192 раза прочитано)

 
   
 Доска объявлений 
   
 
Другие материалы номера 19 >
 
   
   
 
Материалы по теме:
» Красный день России (№2, 3 ноября 2004 г.)
» Швондеры на параде (№34, 25 августа 2004 г.)
» Как создавалась Легенда (№13, 31 марта 2004 г.)
» Как создавалась Легенда (№11, 17 марта 2004 г.)
» Мы - не Запад. И не Восток... (№6, 11 февраля 2004 г.)
» Возникнет ли в России гражданское общество?  (№20, 10 декабря 2003 г.)
» Шивишкин – значит доносчик (№20, 10 декабря 2003 г.)
» Возникнет ли в России гражданское общество? (№18, 26 ноября 2003 г.)
» Ничто не ново под Луной!  (№21, 5 сентября 2003 г.)
» Княжеский крест (№15, 25 июля 2003 г.)
» Княжеский крест (№14, 18 июля 2003 г.)
» Княжеский крест (№12, 3 июля 2003 г.)
» Княжеский крест (№11, 27 июня 2003 г.)
» Батый идет на Русь (№8, 6 июня 2003 г.)
» Каким должен быть градоначальник? (№6, 23 мая 2003 г.)
» Батый идет на Русь (№6, 23 мая 2003 г.)
» Батый идет на Русь (№5, 16 мая 2003 г.)
» Батый идет на Русь (№4, 9 мая 2003 г.)
» Потомкам о Чингисхане (№14, 9 апреля 2003 г.)
» Иосиф Виссарионович Сталин (№10, 12 марта 2003 г.)
» Иосиф Виссарионович Сталин (№9, 5 марта 2003 г.)
» Гений или злодей? (№9, 5 марта 2003 г.)
» Как добивают Русь святую (окончание) (№5, 5 февраля 2003 г.)
» Как добивают Русь святую (продолжение) (№4, 29 января 2003 г.)
» Как добивают Русь святую (продолжение) (№3, 22 января 2003 г.)
» Как добивают Русь святую (№2, 15 января 2003 г.)
» Тува - перекресток времен (№48, 31 декабря 2002 г.)
» Тува - перекресток времен (№47, 25 декабря 2002 г.)

Материал входит в разделы тематического архива:
 
   
Случайная картинка

Жизнь коротка, потерпите меня ещё немного!

Шутка 2011 года

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube