Продолжение. Начало в №18
И даже природа нигде и никогда не действует на людей одинаково, всей совокупностью своих средств и влияний. Ее действие подчинено многообразным географическим изменениям: разным частям человечества по его размещению на земном шаре она отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды, миазмов, болезней, – даров и бедствий. А от этой неравномерности зависят местные особенности людей.
Речь не идет об известных антропологических расах – индоевропейской (белой), монголоидной и негроидной, происхождение которых, во всяком случае, нельзя объяснить только местными физическими влияниями; подразумеваются те, преимущественно бытовые, условия и духовные особенности, какие вырабатываются в людских массах под очевидным влиянием окружающей природы и совокупность которых составляет то, что называется народным темпераментом.
Так и внешняя природа наблюдается в исторической жизни как природа страны, где живет известное людское общество, и наблюдается как сила, поскольку она влияет на быт и духовный склад людей.
Итак, в-четвертых, людское общежитие строят три основные исторические силы: человеческая личность, людское общество и природа страны. Каждая из этих сил вносит в состав людского общежития свой запас элементов, или связей, в которых проявляется ее деятельность, и которыми завязываются людские союзы.
Но у России есть еще одна существенная особенность – географическая и историческая. Другими словами, у нее история с географией совершенно иная, отличная от истории и географии Европы и Северной Америки.
Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа. Россия – переходная страна, посредница между двумя мирами: между Западом и Востоком, между христианством и мусульманством, буддизмом и другими, не менее значимыми восточными религиями и верованиями. Европе в этом смысле значительно проще. Она решает свои проблемы в более простой духовной и религиозной среде.
Культура России неразрывно связана с Европой, но природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли её к Азии или в неё влекли Азию.
Так российское общество оказалось посредником западноевропейскому и азиатскому обществу. И менталитет россиян оказался переходным.
Людское общество образуют человеческие личности, семьи, члены различных добровольных объединений и прочие им подобные объединения людей, которые стремятся достичь благосостояния и максимально возможной свободы, сообразуясь с данными им географическими, природными, политическими и другими, порой самыми неожиданными, условиями. А уж в России этих неожиданных условий было и есть тьма неисчислимая.
Веками трясет Россию. Если не война, так болезни; если не болезни, то революции, бунты или перестройки на основе «нового мышления»; если нет недоразумений в светской среде, так возникают религиозные. Одним словом, Россия – страна вечнозеленых помидоров: ничто и никогда не доводится до логического конца, ничто начатое никогда не заканчивается. Россия – стихия. И потому судьба её непредсказуема, как непредсказуемо её прошлое.
Человеческое общество обычно понимается как историческая среда, не в смысле какого-либо специального людского союза, а просто как факт, что люди живут вместе и в этой совместной жизни оказывают влияние друг на друга. Это взаимное влияние совместно живущих людей и образует в строении людского общежития особую стихию, имеющую особые свойства, свою природу, свою сферу деятельности.
Общество составляется из отдельных людей; но люди, составляющие человеческое общество, сами по себе каждый – далеко не то, что все они вместе, в составе общества. Здесь они усиленно проявляют одни свойства и скрывают другие, развивают стремления, которым нет места в одинокой жизни отдельного человека, посредством сложения личных сил производят действия, непосильные для каждого человека в отдельности.
При позитивной организации общества людей эти стремления обычно направлены на движении к неким целям, которые называются идеалами. Сегодня общественные идеалы часто называются национальными идеями. Сколько в Росси наций, столько и идей. Но всегда ли есть они в наличии эти национальные идеи? И конструктивны ли предлагаемые нам национальные идеи и идеалы? Объединяют ли они россиян, независимо от их вероисповедания, культурного уровня, цвета кожи, разреза глаз, национальности, в единый народ, в единое общество?
Человеческое общество, без сомнения, должно иметь идеалы, понятные всем людям, принимаемые и поддерживаемые каждым отдельным человеком, каждой организованной группой людей. Иначе в обществе исчезает стабильность и единение.
Россия уже давно живет во время, обильное идеалами, но идеалами, борющимися друг с другом, непримиримо враждебными. Это затрудняет целесообразный выбор приемлемого и общего для всех идеала. Наступило время оглянуться на наше прошлое. Знание и беспристрастная оценка своего прошлого облегчает этот выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности, путь к формированию общества, которое принято называть гражданским. Свою историю, которой можно гордиться или о которой можно скорбеть, мы должны знать. И учитывать ее результаты.
Но учимся ли мы на исторических уроках? Ведь наше прошлое – «сплошные ошибки и заблуждения» – шли туда, не зная куда, стоили то, не зная что.
Ошибки умные люди не совершают, они их обходят. Умные люди учатся на чужих ошибках. Но ошибки-то совершают дураки. Учиться на чужих ошибках – это значит учиться у дураков? Но это была шутка. А теперь серьезно.
Для осуществления идеалов необходима энергия действия, энтузиазм убеждения; при осуществлении их неизбежна борьба и жертвы. Но для их торжества нужны не только крепкие нервы и самоотверженные человеческие характеры; нужны еще и сообразительные умы, и нужны достойные лидеры, преданные идеалам, способные повести за собой людей.
Как легко испортить всякое хорошее дело и сколько высоких идеалов люди успели уронить в грязь, захватать неумелыми и неопрятными руками!
Если общество не имеет идеалов, то всегда найдется человек или группа людей, которые начнут навязывать обществу свои собственные идеалы, представляя их как общепринятые.
В нашей истории, не так уж давно, подобное произошло. Ражий и рыжий выкрикнул: «Есть такая партия!» – и Россия совершила невероятный кувырок, последствия которого еще долго будут отражаться на нашей земной жизни.
Другой рыжий и ражий каждому жителю великой страны продал за 25 рублей бумажку, которая называлась «ваучер», и пообещал за нее автомашину «Волга» через несколько лет. А что в итоге? Совершаем новый кувырок, последствия которого непредсказуемы: рождаемость падает, а смертность растет, война идет на территории России, и не только в Чечне, Запад принял стойку и ждет своего часа, Восток в этом ожидании мало чем уступает Западу.
Для достижения своих «идеалов» деловыми и бойкими людьми организуются партии (в том числе и политические), преступные синдикаты, банды и другие коллективы единомышленников. Создаются они, прежде всего, для того, что бы прийти к власти в стране, в регионе, в городе, в квартале или в отдельном дворе и даже на отдельном предприятии, в учреждении или в организации, а не для блага всего народа. Не создается только гражданское общество. Живем как в тюрьме. Даже в тюрьме реальной властью чаще всего обладает не официальная администрация, а какой-нибудь авторитет, поддерживаемый группой «товарищей».
Сегодня по этой схеме формируется государственная власть, даже власть в армии, на флоте, во многих, в других силовых структурах, где господствуют феодальные и криминальные нравы и порядки, где, к нашему удивлению, появляются «оборотни» и прочие умельцы страну расхищать. Такое положение вещей не ведет к построению гражданского общества, а уводит от его формирования.
И неважно, как такая власть именуется. Важно, что такие порядки существуют практически всюду, где к власти пришли «серые». Они едины. Они выступают от имени каждого из нас. Они говорят, что за время их правления размер бюджета вырос в два раза, но не говорят о том, что цены выросли в пять и даже пятьдесят раз. Они говорят о справедливости, но отказывают в поддержке униженным и обобранным региональной властью: «Не смешивайте экономические проблемы с политикой!». Политика – это стремление и взятие власти, а экономика вроде бы здесь не причем.
Да как же не смешивать! Экономика – продолжение политики. И нет политики без экономики. Но и справедливость – тоже политика.
Придя или захватив власть, авторитет, царек, пахан или возглавляемая им партия, синдикат, банда путем демагогических заявлений о желании достичь (чаще всего) «всеобщего блага», стремится добиться благосостояния и максимально возможной свободы для себя и своих близких, и тех, кто поддерживает их.
П.Косс
Продолжение следует