Продолжение. Начало в №18, 19
Родственников и друзей лидеры, паханы, авторитеты, царьки расставляют на самые хлебные места. В том числе назначают первыми руководителями организаций, предприятий, регионов, и даже стран, если сами не становятся ими. Именно так! По крайней мере, до сих пор так все и происходило. Не верите? Так читайте труды историков. А еще проще, окиньте взором так называемое бывшее советское пространство. Особое внимание обратите хотя бы на Туркмению или на Туву, Башкирию, Татарстан.
И нет в такой ситуации места перспективе построения гражданского общества. Мужчина не чувствует себя гражданином – достойным сыном Отечества, женщина – достойной дочерью Отечества. Все мы пасынки и падчерицы.
А «вольные люди» тут как тут. И власть они захватят уж обязательно! Сегодня способов захвата ой как много! Причем все они – демократические, когда не важно как ты голосуешь, а важно, кто подсчитывает. А уж подсчитывать в современной России научились! Вот уж этому у истории обучились в совершенстве!
В истории Руси варяги – прямые потомки славян новгородских – были военными наемниками. Из них набирались военные дружины южных славян. Но стоило только зазеваться местным авторитетам, как варяги из наемников превращались в хозяев, властителей. Фактически захватывали власть. Одним из таких проворных наемников оказался Рюрик с братьями.
Легенда о том, что северные славяне пригласили варягов – не то предков шведов, не то норвежцев – словами: «Страна наша богата, но прядка в ней нет. Придите и владейте нами», перекидывает мостик в сегодняшний день. Приходите и владейте! И уже есть результаты. Приходят и владеют. Нередко приходят и владеют иностранцы, а жить нас учат те, кто родился «за бугром».
Однако соврал историк относительно Руси! Не «порядка в ней не было», а «наряда в ней не было». То есть некому управлять и занимать чиновничьи должности. Династия князей, правивших Новгородом, исчезла. Видимо, не нашлось приемников у князя – детей и внуков. Нет наряда и в сегодняшней России. «Серые» же не способны управлять, не воруя. В гражданском же обществе воровство не поощряется.
В здоровом гражданском обществе властвующая верхушка, зараженная идеями государственности, разрешает каждому человеку более или менее свободно преследовать, по собственному разумению, свои интересы, вступать в конкуренцию с другими членами общества, и даже с целыми сословиями, своим трудом или капиталом. Но до тех пор, пока свободный субъект не нарушает законов справедливости, смысл которых и определяет гражданственность общества.
Сегодня в России законы справедливости устанавливают «серые», которые знают только то, что им хочется жить широко и шикарно. Здесь действует золотое правило: «У кого золото, тот и устанавливает правила». Золото у «серых», значит, и правила они устанавливают свои.
В такой ситуации основная масса людей, у которых нет золота, оказывается за гранью физического выживания. А голодному человеку нет дела до гражданских свобод и гражданского общества и не нужна ему «Декларация прав человека и гражданина». Он поставлен на грань между жизнью и смертью, он есть хочет и хочет выжить. И всякий, кто предложит ему кусок хлеба, – его царь и Бог, его господин, справедливый и великодушный. И тогда города, поселки, больницы и школы не к зиме готовятся, а к зимовке, как демонстранты к голодовке; люди из граждан превращаются в электорат. Они уже не граждане, а мелкий и крупный рогатый скот – быдло, которых можно и нужно гнать к избирательным урнам. Демократия все-таки наступила!
Накорми их и владей, управляй. Раздели доход от ренты на недра и землю, которую Бог дал всем и каждому, между страждущими, и устанавливай наряд, лучше в пятнистой форме, с танками и пулеметами. И вырастет тогда идеал: мускулистый, с автоматом, в бронежилете, который никого в обиду не даст. Сам будет обижать, лично!
Однако общество нуждается не только в законах справедливости, сколько в светлых и вдохновляющих идеалах: идеалах, обращаясь к которым, хочется жить долго и счастливо, трудясь на благо своих близких, детей и внуков, и тем самым трудиться на благо всех и каждого россиянина. Общество нуждается в стабильности и безопасности, в духовной чистоте.
При советской власти идеалом было построение коммунизма под лозунгом: «От каждого – по способности, каждому – по потребности!»
Идеал красивый, но вот способности у всех разные, а потребности, к сожалению, у каждого свои и, чаще всего, безразмерные. Но общие идеалы были. Сегодня их нет вообще, а это значительно хуже наличия несовершенных идеалов.
Другой пример. Когда Гитлер пришел к власти в Германии, он объявил:
«Германия превыше всего!».
Ничего себе идеал! Правда, немцев он устроил – ситуация в Германии была соответствующей. Владеть всем миром захотелось Германии, но чем все закончилось?
Увы! Человек, созданный по образу божьему, несовершенен. В любом обществе были, есть и будут отдельные граждане или организованные группы граждан, желающие иметь много и сразу, и не своим трудом, не своим талантом, а за чужой счет. Для подавления желающих иметь «много и сразу» как раз и нужно государство с его институтами власти, защищающими интересы граждан. Государство – это инструмент любого общества, в том числе и гражданского. И оно, в лице Правительства, служить должно обществу, а не самому себе. Если государство не служит обществу, то оно должно быть реформировано и заменено другим, отвечающим интересам общества.
* * *
Самым ярким примером «иметь много и сразу», без сомнения, является жилищно-коммунальная реформа.
Фактически же, если я не прав, то пусть меня товарищи поправят, Правительство России решило улучшить дела в этой области, выкачав из тощего кармана простых людей деньги за давно сгнившие коммуникации, котельные, распределительные пункты, разводку сетей внутри жилых домов. Народу предложено полностью оплачивать постоянно растущие услуги коммунальщиков, когда верхней границы роста цены на эти услуги не видно даже в перспективе. Фактически предлагается выкупить гнилой товар и несуществующие услуги, который никакой здравомыслящий человек приобретать не будет. Тем более по ценам качественного товара и услуг.
Коммунальная реформа уже сегодня выдает любопытные фокусы.
Оказывается «счетчики на холодную или горячую воду должны устанавливаться на весь многоквартирный жилой дом единые, а внутри дома жильцы должны разбираться между собой сами; статья 539 Гражданского кодекса гласит, что «коммунальная организация не может оказывать услуги отдельным гражданам».
Что же это получается? Скоро и электрические счетчики будут устанавливаться на весь многоквартирный жилой дом единые? А дальше жильцы между собой разберутся сами. По логике так получается.
То же происходит и в Туве. Жилищно-коммунальная реформа преподносится обществу как некий идеал, на достижение которого общество должно бросить все свои силы, ничем другим не заниматься.
Недавно Правительством идеалом объявлялась борьба с бедностью. И даже рапорты по этому поводу были: бедных стало на 20 миллионов меньше, за последние два года доходы населения выросли на 26%. Но Правительство резко переключилось на другие общественно значимые идеалы, и борьба с бедностью как-то притихла. Неправильно был выбран идеал.
Разобрались, что деньги на эту реформу нужны. А где их взять? В бюджете? Так бюджет все время сжимается как шагреневая кожа.
Если до приватизации предприятие 100% прибыли перечисляло в бюджет, то сегодня в бюджет идут только налоги с предприятия. Налогов всего 30% от прибыли, если она, конечно, есть. Чтобы предприятие отчисляло в бюджет столько же денег, как до приватизации, оно должно работать, по крайней мере, в 3,4 раза эффективнее, чем до приватизации. Где есть такие приватизированные предприятия? Таких нет. Более того, сколько предприятий приказали долго жить? Вот поэтому и денег нет в бюджете!
П.Косс
Продолжение следует