Побывавшая недавно на бесконечных праздниках Тувы сенатор-»тувинка» Л.Нарусова вновь заговорила о строительстве железной дороги в Туву. С чего это она так? Более того, она этим летом раструбила в популярной телепередаче «Растительный мир» на всю Россию и на весь мир о «пробитом» решении по строительству этой самой дороги. Говорят, в Санкт-Петербурге уже откровенно смеются над прожектами Л.Нарусовой.
А мы что? Мы-то уж точно знаем все свои возможности.
Напомним читателю о том, что технико-экономическое обоснование железной дороги в Туву разработано еще в советские времена в 1970-80-х годах. Стоимость строительства оценивалось в то время в 15 миллиардов тогдашних советских рублей. Протяженность железнодорожного полотна от станции Курагино в Красноярском крае до Кызыла – 446 км. Но каких?! Предусматривалось прорубить два тоннеля протяженностью 3600 метров. Планировалось привлечение специалистов с Байкало-Амурской магистрали, однако строительство в то время было признано нерентабельным. Окупаемость железной дороги может быть достигнута при ежегодных перевозках 10-18 миллионов тонн грузов, а республика, например, в настоящее время может обеспечить лишь 4,5 миллионов тонн. По мнению специалистов, с учетом уровня развития промышленности и других отраслей экономики Тувы в целом рентабельность железной дороги не может быть обеспечена даже поставкой в перспективе коксующегося угля из Тувы в регионы со сталелитейным производством.
Казалось бы, все ясно, вопрос закрыт. Но с «избранием» сенаторов от Тувы С.Пугачева и Л.Нарусовой этот вопрос начал вновь эксплуатироваться, видимо, исходя из чисто политических соображений. Например, сенатор от Тувы Л. Нарусова на пресс-конференции в Доме правительства РТ 12 августа 2003 года заявила журналистам буквально следующее: «Сейчас просчитывается строительство железной дороги, но может получиться так, что водный путь будет более эффективным и менее БЮДЖЕТНО-ЗАТРАТНЫМ...». Не больше, не меньше! И это все при молчаливом согласии главного чиновника республики Ш.Д. Ооржака! Уж он-то знает, во всяком случае, должен знать об экономических реалиях республики. Но молчит Ш.Д., многозначительно кивая нарусовым и пугачевым, загадочно, по-восточному улыбаясь. Понятно: «Восток – дело тонкое...»
А между тем, речь идет о жизненно важных для республики вещах. Потом будет поздно, не до дипломатических улыбок. По крайней мере, возникает несколько важных вопросов:
Во-первых, почему молчат, как набравши в рот воды, наши депутаты разных уровней и, прежде всего, депутаты Великого Хурала РТ? Почему не поднимаются социальные, национальные и экологические последствия строительства этой самой железной дороги? А как же быть с перспективой тувинской туристической Мекки, о которой любит рассуждать Тувинбаши перед заезжими и иностранными гостями? Ведь речь идет о судьбах сотен тысяч жителей Тувы. Например, существует такая проблема. С конца 90-х годов в Кызыле ежегодно сдается практически только по одному полноценному многоквартирному дому. Массовое строительство жилья было прекращено в конце 80-х – начале 90-х годов. Поэтому строительство жилья для привлеченных из других субъектов России специалистов, в том числе и для потенциальных служащих тувинской железной дороги, вновь создаст определенный перекос в его распределении и теоретически может явиться еще одной причиной для обострения межнациональных отношений в республике. Не повлияет ли все это на ныне существующую национальную структуру населения республики?
Во-вторых, почему Л.Нарусова хочет передать на экспертизу проект предполагаемой железной дороги именно в Санкт-Петербургский проектно-изыскательский институт? А ведь этот институт бесплатно ничего не будет делать. Значит, необходимо платить деньги из бюджета Тувы, и деньги немалые. И самое смешное – после так называемой экспертизы этот самый институт подтвердит уже существующий вывод о нерентабельности железной дороги. А деньги будут уже выплачены. Уж не лоббирует ли интересы этого питерского института неутомимая сенаторша Л. Нарусова? И бескорыстно ли это все делается?
В-третьих, почему Л. Нарусова все время одновременно говорит о так называемом «водном пути» по Енисею, по которому якобы будут транспортироваться уголь и другие грузы? Но что толку от него, если он будет эксплуатироваться в лучшем случае полгода? И, как предсказывают, лет через 20 Енисей обмелеет так, что в Туве он станет несудоходным.
Напоминаем избирателю, что подобные предвыборные обещания давал Ш. Ооржак в период избирательной кампании по выборам председателя правительства РТ в 2002 году. Но «воз и ныне там». Правда, после совещания у министра транспорта России С.Франка только начинается проектирование водного пути для вывоза угля по водохранилищу Саяно-Шушенской ГЭС. Стоимость проекта будет предположительно оплачиваться Межпромбанком «тувинского» сенатора С.Пугачева. Как видим, опять все завязано на С.Пугачеве. Генеральным директором дирекции по проектированию назначен В.Веремеенко, а в Туве проект курировал всем известный в Туве «хозяйственник» А.Мельников, который ныне является заместителем того самого С. Пугачева. И вряд ли он занимается водным путем бескорыстно, «по доброй старой памяти».
В-четвертых, почему такой жизненно важный для Тувы проект строительства железной дороги не подвергается общественной экспертизе? Почему бы не провести всенародный референдум на эту тему? В конце концов, референдум – это прямое волеизъявление народа, форма непосредственной демократии. Одним словом, нарусовы, пугачевы, ооржаки приходят и уходят, а народ остается жить на своей родной земле.
Игорь Акэник