В минувшее воскресение череду чумных праздничных вакханалий продолжил столичный праздник, посвященный Дню города. Чувствовалось, что по задумке организаторов этот городской шабаш должен был стать генеральной репетицией перед широковещательно обещанным грандиозным увеселением следующего года, приуроченным к «некруглой» дате 90-летия основания Кызыла.
Как радостно сообщил Ш.Ооржак, ему удалось склонить В.Путина к подписанию соответствующего Указа, хоть по сложившейся практике, подобное счастье светило нам только к столетию, ибо предполагает преждевременную раскрутку федерального центра на весьма круглую сумму. Да и столетие отмечать все равно придется. Как, каким образом нашему местному Мефистофелю удалось толкнуть федерального гаранта на путь порока к растрате государственных средств – пока остается загадкой. Есть опасность, что юбилейные деньги будут бессовестным образом украдены ооржаковскими чиновниками. Однако, как любил говорить известный телеведущий В.Кузнецов, «вернемся к нашим баранам».
Торжество «освятили» своим присутствием не только городские даргалары, но и сам Шериг-оол Ооржак. Для них рядом с памятником Владимиру Ильичу, на том месте, где по советским праздникам ставили железную трибуну на санках, воздвигли огромную сцену. С нее народные «любимцы» рассчитывали, как и прежде, приветствовать проходящих мимо довольных и слегка пьяных трудящихся. Поначалу так и получилось. Артист Тувгосфилармонии Андрей Кокорин и бывшая красавица всея Тувы Саяна Салчак в броском наряде бодро выкрикивали по микрофону задорные призывы. Казалось, вот-вот над площадью восторженно пронесется: «Да здравствует КПСС!», или даже «Шериг-оолу - слава!», а развеселые компании ряженых, с успехом заменившие колонны демонстрантов, грянут в ответ радостное «Ура!» под восторженные клаксоны колонны ретромобилей, парад которых завершил торжественное дефиле.
Очень хорошо, что не пригласили на сцену стариков-ветеранов, почетных граждан Кызыла. Они бы явно испортили комические мизансцены, и потому скромненько восседали на жестких, не приспособленных для долгого сидения скамеечках напротив главных персонажей на противоположной стороне площади, а потом и вовсе затерялись в толпе зевак.
А смотреть было на что: по указанию сверху административно-командным методом к участию были привлечены все мыслимые и немыслимые организации и предприятия, начиная со школ и лицеев, Вузов и ССУЗов, заканчивая членами Общества слепых Тувы, которые задорно пели свои песни по всей улице Ленина рядом с монгольскими гражданами, объединенными в одну колонну сотрудников Генерального Консульства Республики Монголия в Туве и членов Монгольского культурного Центра в Кызыле. Некоторые даже умудрялись перед сценой продемонстрировать свои таланты и способности. Наиболее зрелищно смотрелись последователи «лучшего друга» восточных единоборств В.Путина – дзюдоисты, картинно продемонстрировавшие приемы каратэ. Борцы в трико, монголы со своим национальным флагом, слепые, исполняющие жалостливые песенки, ретромашины... – все это прошло мимо как в сюрреалистическом фильме...
Но когда шествие иссякло, и жаждущие зрелищ алчущей толпой окружили сцену, все это действо у подножия памятника вождю пролетариата стало напоминать театр кукол, где действующие лица изображали сами себя. Бывший секретарь Тувинского Обкома КПСС по разрушенному сельскому хозяйству Ш.Ооржак сладострастной улыбочкой на лице пытался изобразить полное удовлетворение. Ему явно не хотелось быть на виду у всех «петрушкой на палочке», а на «гения всех времен и народов» под презрительным взглядом Ленина Тувинбаши явно не тянул. Рядом с ним кызылский мэр Дмитрий Донгак робко пытался изображать тувинского Лужкова, скрипучим тихим голосом перебивая ведущих, выкрикивая невнятные лозунги. Бывший комсомольский активист и «убежденный борец с опиумом для народа», а теперь новообращенный «неистовый верующий» и «большой борец с преступностью» В.Яндай-оол опять почувствовал себя, по крайней мере, первым секретарем Тувинского Обкома ВЛКСМ. В восторге от высокого соседства трепетно надувал щеки председатель горхурала Ю.Ананьин, будто во сне вновь увидев себя первым секретарем Кызылского Горкома комсомола. Забавную труппу прекрасно дополняла женская фигура Людмилы Волгиной – что-то среднее между Александрой Коллонтай и Розой Люксембург. Компании явно не хватало присутствия «технарь»-депутата Б.Балчий-оола. Этот большой любитель подобных мероприятий, похоже, «толкал» свои изрядно надоевшие нудные речи в другом месте.
Наконец толпа рассосалась, а по площади Арата грустно и одиноко бродил степной «корабль» – верблюд. Похоже, только он никак не мог понять, чему радуются эти в массе своей нищие люди посреди пустыни разрухи и безнадеги.
Для приличной публики вечером в муздрамтеатре состоялся большой праздничный концерт звезд московской эстрады. Тем, кто попроще, была предназначена массовая тусовка и праздничная дискотека на площади Арата со всеми отсюда вытекающими для коммунальных служб города последствиями.
Праздник завершился грандиозным запуском в небо народных денег. Значительная часть которых была списана на банкет. Фейерверк удался. Чиновники остались довольны...
Наш корр.