В прошлом году у директора Кызылской птицефабрики спросили, а почему у него в курятнике так темно, птичий гуманист неожиданно ответил, что в темноте курицы легче переживают муки голода и холода. Сегодня многие кызылчане тоже спрашивают, почему лампочки горят в треть накала, а в квартирах дубак?
В редакцию позвонила читательница, проживающая в пятиэтажке на улице Кочетова: в квартире еле горят электрические лампочки, отказывается работать телевизор – напряжение в сети едва дотягивает до 190 вольт. Жаловалась во все инстанции, приходят, делают замеры, сокрушаются и сочувствуют, а помочь ничем не могут. Разнообразные специалисты утверждают, что всему виной кафе, открытое на первом этаже, да еще как всегда не ко времени наступившие холода. Мол, когда строили дом, то не рассчитывали, что в нем будет размещено предприятие общественного питания, а на холода, как на загадочное стихийное явление природы, и вовсе жаловаться некуда.
Ситуация самая типичная, особенно сейчас – поздняя осень, уже и «грачи улетели», а подать тепло в дома все еще только обещают. Жильцы, вместо того, чтобы греться политической активностью и напряжением мысли, дружно врубили «электрогрелки», единодушно полагая, что лучше сидеть во тьме, чем мерзнуть возле телевизора.
Обвинять озябших граждан в совершении энергетической диверсии или хвалить за находчивость? Спорить на эту тему можно так же долго, как и бесполезно. Это все равно, что ругать плохую погоду или обижаться на зиму.
Однако рискнем найти виновных. Начнем с самого простого – с кафе. Появилось оно явно не столько по желанию владельцев, сколько по решению городской администрации. Ибо иначе перевести жилое помещение в иной статус нельзя. Подобные решения должны приниматься с учетом всех особенностей дальнейшего мирного сосуществования предприятия общественного питания с жилым фондом и его несчастными обитателями. Наряду с архитекторами, санэпид- и прочими «надзорами и поборами» это решение, конечно же, согласовано и с энергетиками.
Теми самыми, которые теперь сочувственно цокают языком и бессильно разводят руками. Впрочем, речь нужно вести не об отрасли народного хозяйства и не о злодее Чубайсе, а о конкретном весьма мелком чиновнике, который учинил свою подпись на злополучном документе. О чем он думал, когда подписывал соответствующее согласование? Если не о нагрузке на сеть и количестве электроэнергии на душу населения, то об уровне благосостояния предпринимателя, который рискнул в этом доме открыть кафе и размере взятки, который этот бедолага может себе позволить.
Если теперь жильцы многострадального дома надумают в суде отменить опрометчиво принятое решение об открытии в их доме точки общественного питания, то пострадавший предприниматель озадачится проблемой попусту розданных чиновникам денег и перспективой их возвращения. А тут самое время подключить прокуратуру и ОБЭП.
Сложнее с климатом. Отсрочить наступление зимы почти также трудно, как заплатить республиканские долги «Тываэнерго». А.И.Верзакову, который сейчас на хозяйстве в этом светлейшем ОАО, откровенно начихать, платит ли конкретный гражданин регулярно по навязанным ему грабительским тарифам.
Ему хозяева-олигархи поручили любым образом содрать с республики свои барыши, а кто задолжал – горожане или доведенные до нищеты сельчане – разбираться недосуг. Поэтому он и говорит: я второй котел не растоплю и задвижку на тепло не открою – пока не рассчитаетесь по счетам, в том числе и за кожууны, которые, похоже, давно уже уверились, что элекроэнергия – такой же божий дар как солнце, воздух и водопроводная вода. При этом Верзаков ничем не рискует, а, учитывая, что сам проживает в отдельном коттедже, ему лично бояться холодов нет никакого смысла. Шериг-оол Дизижикович тоже живет в коттедже и вместо решения проблем энергетики больше озадачен построением музеев и мавзолеев, освоением водных пространств и разъяснением исторических недоразумений. Сложнее городскому мэру Донгаку. В прошлом году он, очень желая сесть в кресло мэра, не пожалел 80 миллионов рублей, которые должны были поступить в городской бюджет, а ушли неизвестно куда. Подыгрывая Донгаку, городской Хурал с подачи Ю.Ананьина согласился с откровенным грабежом. Депутат Тинмей невнятно вякнул, мол, город не выживет после такого «обрезания», но, получив хлебное место водочного контролера, благоразумно замолчал. Примерно такой суммы сейчас и не хватает для расплаты. Попытка выжать недостающие средства из предпринимателей привели к тому, что очень многие из них свернули деятельность, и бюджет усох еще больше. Поэтому Донгак решил больше домашними средствами денег не изыскивать – «кабы хуже не получилось», а 26 сентября издал величайшей глупости постановление №1959, которым обязал А.И.Верзакова обеспечить подачу теплоэнергии с 26 сентября! С таким же успехом он мог своим решением продлить лето и отсрочить сезон холодов. Главное – исполнителем назначить Барыбина. Этот кинется исполнять! Ему не впервой разгонять облака с целью установления хорошей погоды!
Думается, что теперь в качестве ответного хода А.И.Верзаков подпишет приказ, коим обяжет Донгака немедленно внести в кассу «Тываэнерго» необходимую сумму. Игра продолжится. Горожанам останется только наблюдать за ее перипетиями в промерзших домах при тусклом свете чахоточного электричества. До тех пор, пока у власти ооржаки, донгаки и барыбины, пока рубильник в руках чубайсовского подельника Верзакова.
Отдел борьбы с негодяями