Председатель регионального отделения профсоюза работников образования и науки Олег Фортуна обратился к прокурору г.Кызыла с заявлением о том, что персонал образовательных учреждений столицы республики более двух месяцев не получал заработную плату и более пяти месяцев компенсацию за методическую литературу.
Прокурор Кызыла В.Ф.Ведягин на это заявление отреагировал представлением в адрес мэра Кызыла Д.Донгака и председателя комитета по образованию г.Кызыла Г.Гостевой.
Как следует из этого документа, в системе образования города Кызыла работает 2,7 тысячи человек, по данным финансового управления по г.Кызылу сумма долга по заработной плате учителям за май-июль 2003 года составила 3743 тысячи рублей, а за август 2003 года еще 7833 тысячи рублей.
Господин прокурор не ограничился констатацией безобразий, а дал юридическую оценку удивительным фактам, на которые он неожиданно наткнулся при проведении проверки тревожного сигнала. Выяснилось, что Конституцией РФ гарантировано право гражданина на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Негодяи из городской администрации в нарушение ст.136 Трудового кодекса должны выплачивать зарплату учителям не реже, чем каждые полмесяца, точно в день, который предусмотрен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным или индивидуальным трудовым договором. Более того, если зарплата будет задержана более чем на 15 дней, работник вправе, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу до полной выплаты задержанной суммы, а проштрафившийся работодатель обязан в соответствии со ст.236 ТК РФ кроме задержанной зарплаты выплатить работнику проценты не ниже одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день задержки.
Сильно начав, господин Ведягин закончил свой пассаж вяло и неуверенно. Все, на что он решился – предложил «устранить выявленные недостатки». А мог бы зычным прокурорским голосом потребовать, чтобы гнусные нарушители закона извинились перед учителями и немедленно выплатили всю задолженность и предусмотренные законом проценты. О более решительных мерах даже говорить не приходится, хотя ст.145.1 УК РФ, предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев. Чтобы привлечь подонков к ответственности, прокурору нужно только установить, по какой причине была задержана зарплату и не было ли тут корыстной или иной личной заинтересованности?
На этом месте самое время спросить у Д.Донгака: на какие деньги купил он для себя импортный джип? так ли уж необходимо было ему шикарное средство передвижения? и были ли предусмотрены для этого в городском бюджете деньги?
Ведягин не спросил. Постеснялся. Понимает – тут только начни копать – сразу выяснится, что в целом по республике за восемь месяцев просроченная задолженность по заработной плате на одного работника составляет 9266 рублей, а в социальной сфере и того больше – 12974 рубля. Каждый из этих работников вправе требовать ежедневную компенсацию за пользование его деньгами в размере около 10 рублей. Причем работодатель по закону обязан начислять эти деньги без требования работника – автоматически.
Кто виноват в массовых нарушениях конституционных прав трудящихся? Кто ответит за циничное попрание закона?
Никто! Такой вывод следует сделать, ознакомившись с представлением Ведягина.
И это уже не первый случай, когда прокуратура смотрит сквозь пальцы на явные нарушения закона главным городским чиновником. В ноябре прошлого года Д.Донгак с телеэкрана агитировал за группу кандидатов в Великий Хурал. Суд признал его деяния незаконными, заместитель прокурора Бредненко в судебном заседании размахивал кулачком, кричал, что мэра нужно наказать самим строгим образом, тем более что ответственность за подобные нарушения предусмотрена ст.5.11 Кодекса об административных правонарушениях (штраф от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда). Где теперь этот Бредненко? Отправлен на пенсию! Не за опрометчиво ли высказанные угрозы пострадал горячий борец за законность?
Ответы на все эти вопросы мы конечно же не получим. Правительство, администрация и прокуратура предпочитают помалкивать, когда речь идет о нарушениях и злоупотреблениях чиновников.
Отдел борьбы с негодяями