Продолжение. Начало в №12, 24-26 газеты «РИСК», №15 «РИСК информ»
С одной стороны, я сотрудничал с центральными газетами, в том числе с «Правдой»; находил доступ к подлинным рукописям Пушкина и Максима Горького, задобрив главных хранителей зарубежными сигаретами или духами; пообщался с крупными писателями, норовя понаблюдать за их манерой письма; писал эзотерически выверенные произведения (в числе которых три из первых романов тувинской литературы), десятки поэм и повестей, сотни стихотворений и статей. С другой стороны, я целиком и полностью верил написанному В.И.Лениным, партийному слову, пренебрегал словами здравомыслящих людей и «вещими снами».
К сожалению, я с ранней юности вбил себе в голову, будто каждое наше жизненное действие является тактическим шагом, частью тактики, проявляемой во имя стратегии, «эпизодом» нашего продвижения вперед, подобно тому, что В.И. Ленин назвал «эпизодом гражданской войны». Замечу, что раньше в Тибете умерщвляли далай-ламу, как только он начинал возвышать себя над когортой влиятельных лам, и этот процесс назывался «эпизодом перевоплощений». Поэтому я сегодня стыжусь в душе многих своих поступков, оплакиваю много из того, что когда-либо делал. Например, в ночь с 24 по 25 октября 1952 года пал от ангины мой единственный конь – самый близкий друг в течении семи лет. Мы с отцом вырыли яму, закопали душу, а лошадиную голову, согласно обычаю, поставили на самой высокой скале ближней горы. И все. Никаких эмоций, потому что душа – вторичное, а первичное – реальность, когда-либо это должно случиться; хорошо, что случилось сейчас, при мне, а не без меня. Я пережил много потерь и лишений, иногда незаслуженных, но сегодня с горечью в душе оплакиваю этот уже далекий «эпизод».
Глава девятая
ЛИЧНЫЙ ПЛАН
Разумеется, личный план каждого из нас – вещь глубоко индивидуальная и глубоко интимная. Как говорится, каждый по-своему сходит с ума. Но кто осмелится признаться, хотя бы в душе, в глубокой тайне от других, что чрезмерная любовь – это опасность? Что она – самая коварная из всех привязанностей, от которых нас призывают освободиться поголовно все мировые религии в той или иной форме? Что это – ложка дегтя в вашей чистой молодой жизни, подобной белой бумаге, где не начертано ни одной буквы, ни вопросительных и восклицательных знаков? И безумие ли, кощунство ли об этом говорить? Не разумнее ли выводить из прошлого опыта все выводы, сколь бы они горьки ни будут?
Возможно, кое-кто посчитает эти слова некорректными, слишком откровенными. Тем не менее, если следовать древним эзотерическим знаниям, то именно такой ракурс проблемы наиболее плодотворен. Ведь мы имеем дело с только раз дарованной Всевышним жизнью, наша судьба складывается с первых шагов, с ранее неиспробованных дел, с неведомых деяний. Если Всевышний разными непонятными символами предостерегает, если вам приснились грозные, непонятные письмена на небе, начертанные молнией, то не надо было уводить в степь девушку сказочной красоты, делать её женщиной и жениться на ней. Стоило задуматься, когда в юрте, где бок о бок спят три поколения родственников, лезет под тебя твоя двоюродная сестра, выросшая в роскоши, но в данный момент не только дыша девичьей, обжигающей жарой и почти неуправляемой, пульсирующей дрожью от недавно узнанного удовольствия, но и интуитивно решая часть дел некогда богатого, но спившегося и обнищавшего отчима. Не надо было бездумно радоваться и слепо верить, когда цыганка сказала: «Будешь жить в богатстве и счастье, если перевалишь сорок лет», а надо было крупно выделить неприметное слово «если», надо было думать, что до сорока тебе жить еще восемь с половиной лет, надо было обдумывать каждый свой шаг, остерегаться всего, как бы чего не вышло, тихо и осторожно дожить до сорока.
Советское воспитание и советский образ жизни породили в нас беспечность по отношению к суровым реалиям судьбы и её лихим поворотам. Мы материалистически уповали на сознательность, которой у нас никогда не было. Мы жили и живем сиюминутной виной, сиюминутной расплатой, а вот соотносить их со всеми эпизодами биографии никогда не старались. Древние эзотерические знания предполагают именно обратное. Если для сравнения выбрать камнепад, то всегда имеется первый камень, который держит остальные, всегда готовый сорваться под их тяжестью или промывания почвы дождями. Если же рассмотреть снежную лавину, то, хотя и комки снега притягиваются друг к другу и могут даже повисать, всегда имеется устойчивый массив, который готов сорваться не только под тяжестью, но и от неслышимых резонансов звуков. Что это так, это я знаю на своей шкуре. Пребывая часами и сутками под воздействием звуков бубна «кожуунного шамана», я почти физически ощущал, какая могучая резонансная сила грубо выталкивала из меня плохое.
В личном плане человек может сделать очень многое для накопления составляющих доброй судьбы. Я убежден, что для этого без эзотерических знаний и тантрических действий по извлечению пользы не обойтись. По этому поводу дело упирается в приобретение целесообразного соотношения материализма и идеализма, гармонии между материальным и идеальным. Правильно, что эту проблему поднял М.С.Горбачев на Апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, и Россия через считанные годы воспряла духом и вернулась в лоно всемирной эволюции. Это значит, что мы – россияне – прислушались к зову вселенской целесообразности и общечеловеческой справедливости.
Все знают, что пренебрегать материальным нельзя. Если на вас нацелены клыки, ножи или дула оружия, то спокойно сидеть невозможно.
Пренебрегать идеальным тоже нельзя. Разница только в том, что материальные угрозы видны глазу, явны, а идеальны невидимы, их обнаружить обычными органами чувств невозможно. Легче всего их можно обнаружить имплицитно, интуитивно, а такому мышлению мы не обучены, наши физиологические навыки, существовавшие в очень отдаленные времена, безнадежно утеряны. Даже на уровне простейших ощущений и поверхностной памяти мы оказываемся невежественнее животных. Мы можем дважды обжечься горячей пищей, когда даже простейшие не допустят повторных раздражений, если это зависит от них. Это на самом деле так, несмотря на то, что современный уровень восприятия и обработки внешней информации человеческим организмом и подсознательного привлечения общечеловеческого опыта необычайно поднялся и вплотную подходит к границам заложенных возможностей. Например, мы могли бы более грамотно проанализировать все прожитые и пережитые события своей жизни и обнаружить какие-то закономерности, чем это делал на интуитивном уровне первобытный человек, несмотря на то, что материальное в виде конкретных знаний, книг, печатных букв недвусмысленно давит и даже убивает идентичное идеальное. Но мы сквозного взгляда на протяжении всей своей биографии не делаем, поэтому не видим ее «роковые» пятна. Более того, мы давно привыкли к тому, что буквы унифицируют схожие звуки в разных языках, в результате чего языки всех народов постепенно теряют индивидуальное звучание.
Разумеется, главная закономерность жизни незыблема: рождение – страдания – достижения – смерть. Тем не менее, выбор человеком действий безграничен. Дело только в том, преследуют ли эти действия многополярные, многоплоскостные, многоуровневые обогащающие цели, или они долбят одно и то же слабое звено. Ясно, что первое спасение для человека, а второе – его гибель.