Надвигаются думские выборы, и все больше внимания обращается на избирательные комиссии. А все потому, что законодательство и тувинская судебная практика таковы, что от того, какую позицию займут члены (или, что более важно – руководители) избирательных комиссий, во многом зависит результат тех или иных выборов. У нас уже стало привычной практикой, что именно члены избирательных комиссий фальсифицируют избирательные документы, подбрасывают в урны для голосования пачки отмеченных за определенных кандидатов избирательных бюллетеней, а затем расписываются в списках избирателей за якобы «проголосовавших» или передают кандидатам нужное количество бюллетеней для последующей организации преступными группировками вброса.
Так, на выборах председателя правительства в 2002 г. группировки по 20-40 человек, оснащенные кем-то соответствующими вкладышами в паспорта о временной прописке в г.Кызыле, переезжали от одного избирательного участка к другому, голосуя за всем известного близкого и дорогого криминалу кандидата. А по заявлению одного бывшего члена ЦИК РТ, на выборах мэра г.Кызыла в 2002г. победителю подбросили более 6 тыс. бюллетеней. Для обеспечения нужной явки избирателей (чтобы посчитать выборы состоявшимися) численность избирателей в г.Кызыле была искусственно занижена почти в полтора раза. К тому же для подстраховки на всякий случай сняли с выборов реального претендента – действующего мэра.
Не обошлось без этого и на выборах депутата Государственной Думы РФ в 1999 г. Н.Локтионову для победы над Г.Салчак только в г.Кызыле приписали почти 12 тысяч голосов избирателей. Чтобы провести в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Ушкалова, до сих пор не установленные следствием члены то ли ЦИКа РТ, то ли ТИКа г.Кызыла которые фальсифицировали протоколы об итогах голосования и списки избирателей.
Основной причиной всех этих выборных безобразий, как ни странно, является наша славная прокуратура, преступное бездействие которой множит число желающих за деньги порадеть тому или иному кандидату. Как правило, этими кандидатами являются или известные криминальные авторитеты, или правительственные чиновники. Таким образом, прокуратура РТ, тувинские органы власти и местная организованная преступность выступают в этих делах единым фронтом. И самым активным участником этих преступлений является Центральная Избирательная Комиссия РТ, сформированная в основном из правительственного чиновничества. Причем роль каждого в этом деле предельно расписана. ЦИК отвечает за формирование избирательных комиссий и следит, чтобы в них было как можно меньше представителей партий и как можно больше уголовников и разного рода чиновников. Правительство выдвигает криминализированных кандидатов, и с помощью разных наемных мерзавцев гаранских организует черный пиар. Из украденных из бюджета денег финансируется весь этот процесс, неосторожно названный однажды бывшим представителем Ооржака в г.Кызыле Гарфутдиновым «спектаклем».
При этом основная опора делается на министерство, городские и кожунные отделы образования. С приходом Морозова они превратились в постоянно действующие выборные штабы: собирают подписи нужным кандидатам, организовывают им встречи с избирателями, формируют избирательные комиссии, развешивают наглядную агитацию и обходят избирателей по квартирам. Как правило, это они распускают слухи и домыслы о неугодных властям кандидатах и членах их семей, распространяют подметные письма и «черные книжки». Думается, именно поэтому у нас в таком плачевном состоянии образование, что министр, ректор университета, многие руководители техникумов и училищ, зав.отделами образования и часть директоров школ и лицеев по сути больше ничем и не заняты, кроме как выборами. И деятельность их властью оценивается не столько по количеству краж, драк, убийств и изнасилований, совершенных школьниками, учащимися и студентами, не по качеству их знаний или поступлению по конкурсу на бюджетные места в ВУЗы страны, не по уважению в коллективах, а по реальным показателям в протоколах голосования. Не исключено, что именно в благодарность за это целому ряду директоров школ и ректору разрешили стать депутатами парламента.
Правительство же (совместно с прокуратурой) организует судебное прикрытие преступлений, если дело по выборам все же попадает в суд. Организованные преступные группировки спаивают или запугивают население и упорствующих членов избирательных комиссий, направляют боевиков для фиктивного голосования или организации беспорядков. С большой неохотой прокуратурой РТ иногда возбуждаются уголовные дела, когда сотрудники ФСБ, наблюдатели или избиратели ловят преступников за руку прямо на месте преступления. Но «умелыми» следователями разбирательство по ним волокитится годами, невзирая на наличие доказательной базы. А криминальные депутаты благополучно восседают в своих креслах, продвигаясь по служебной лестнице.
Даже возбужденное с какого-то перепугу прокуратурой дело о выборах депутата парламента в Пий-Хеме, очевидное для любого юриста, накрепко застряло в Верховном Суде РТ. Кто взял взятку – прокурор или судья – неизвестно. А может, для страховки, и тот, и другой?
Уголовное дело по фальсификации выборов, когда «депутатом» стал В.Ушкалов, расследуется уже второй год. Оно было незаконно приостановлено городской прокуратурой и только после вмешательства Генеральной прокуратуры было продолжено. Аналогичное дело по «выборам» С.Барыбина расследуется третий год, факт фальсификации в пользу В.Симчита на выборах парламента в 2002г. респрокуратура тоже никак не может закончить, хотя сотрудники ФСБ всех преступников взяли с поличным, а аналогичное дело того же Симчита 2000 года теперь уже окончательно похоронено ведягинской конторой «за неустановлением лиц». Бывший респрокурор, больше уделявший внимание охоте и знаменитой русской народной забаве, за игнорирование нарушений на выборах лишился должности, но и вновь прибывший особого рвения в борьбе за честные выборы не проявляет. Видимо, понимает, что может ненароком поколебать устои тувинской власти, за что по головке не погладят. А получить заветную генеральскую звезду ему еще только предстоит. А тем временем лже-депутаты всех уровней спокойно досиживают свои депутатские сроки, хотя им, скорее всего, следует эти сроки мотать в местах не столь отдаленных.
И вот в такой обстановке республика подходит к федеральным выборам. Пока местные и федеральные власти разбираются, какого кандидата поддержать, окружная избирательная комиссия (ЦИК РТ) решила «построить» территориальные избирательные комиссии. И для примера выбрала ближайшую – ТИК г.Кызыла. Та не выполнила Постановление ЦИКа по пересчету голосов на избирательных округах №№11 и 12 по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала 28 сентября. ЦИК посчитала, что этого достаточно для расформирования ТИКа и подала в Кызылский горсуд соответствующее заявление. 13 депутатов горхурала, в котором, как известно, сегодня заправляют криминальные авторитеты, по выборам которых так и не закончены уголовные дела, тут же услужливо подали свое заявление, слово в слово повторяющее заявление ЦИКа. Хотя не понятно, какое отношение городской Хурал имеет к территориальной избирательной комиссии? Он ее не формирует и муниципальные выборы эта комиссия не проводит. Неужели депутаты строем ходят, куда пошлют? Или послушно справляют нужду своего руководства?
Есть еще одна версия, объясняющая наезд на ТИК. Случайно или преднамеренно на недавно прошедших выборах в Великий Хурал из списков избирателей был исключен Ш.Д.Ооржак. Нужно было видеть огромные глаза бывшего гаранта, когда в день голосования, придя на избирательный участок, он это обнаружил и стал качать свои конституционные права. Член комиссии то ли действительно не признал даргу, то ли неудачно пошутил, выясняя, а где же живет и работает гражданин Ооржак. Только после вмешательства ТИКа Ш.Д.Ооржака внесли в дополнительный список.
17 октября в открытом процессе дело по заявлению ЦИК рассмотрела коллегия из трех судей – М.Чикашовой, И.Липкович и А.Болат-оол.
На вид простенькое, оно оказалось не таким уж ясным. Заявители – ЦИК представлял А.Оюн, а депутатов – А.Нуждин – никак не могли объяснить суду, зачем им потребовался пересчет голосов на этих округах. На округе №11 выборы не состоялись, поскольку вместо ооржавского требования явки избирателей в уродливые 43% на выборы явилось лишь 19% избирателей, а на округе №12 выборы были признаны недействительными из-за вопиющих нарушений законодательства участковыми комиссиями №№23 и30 при проведении и подсчете голосов.
Как известно, власовцы имеются везде. Нашелся сторонник ЦИКа и среди членов разгоняемой ТИК. Заместитель председателя ТИК В.Онопко неожиданно для своих товарищей заявил, что он согласен с необходимостью расформирования комиссии, вынужденно сославшись при этом на собственную бездеятельность, поскольку является одним из руководителей ТИК и как раз сам и должен был организовать её работу. Виталий объяснил, что он, мол, понимает позицию кандидатов, желающих узнать свой истинный рейтинг и удрученно признался, что, получив 7 октября в 16 часов постановление ЦИКа о пересчете бюллетеней в срок до 8 октября (т.е. в течение 1 часа), мог бы обратиться в ЦИК с просьбой отложить срок пересчета, тем более, что Закон устанавливает срок для подобных действий не менее 4 дней, но не сделал этого. Суд заинтересовало, что случилось на избирательном округе №12, повлекшее признание выборов недействительными. Сначала члены ТИК коротко объяснили, что отчеты участковых комиссий №№23 и 30 не прошли контроля системы «ГАС–выборы», и потому было принято такое решение. Но когда суд стал разбираться подробнее, то выяснилась следующая картина. К примеру, на избирательном участке №23 наблюдатели зафиксировали 80 избирателей, принявших участие в голосовании. Каково же было их удивление, когда при подсчете голосов в урнах для голосования оказалось... более 700 бюллетеней! Из них в более чем 600 бюллетенях галочки были проставлены против фамилии некоего араба Аль Зубеди.
Наблюдатели и член ТИК с правом совещательного голоса московский юрист из комитета «За гражданские права» А.Рекант стали составлять соответствующие акты. Тогда председатель комиссии Э.Барыска принялась выставлять их из зала голосования. Те, в свою очередь, позвонили в ТИК и вызвали представителя. Разбираться с нарушением законодательства прибыл... тот самый злосчастный В.Онопко. Члены комиссий тут же, на глазах изумленных наблюдателей, стали вписывать в списки голосования недостающие данные на якобы проголосовавших избирателей и расписываться за них. Не пресекая безобразий, В.Онопко лишь предложил «возмутителям спокойствия» отбыть в ТИК. Наблюдатели обратились в ЦИК. И только под утро ЦИК распорядилось опечатать всю документацию по выборам на округе №12. Но избирательные комиссии, прибыв в ТИК, как ни в чем не бывало, на глазах изумленных членов ТИК (впрочем, не всех – В.Онопко особого беспокойства не проявлял), продолжили «правки». А когда члены ТИКа принялись составлять соответствующие акты, и вовсе попытались скрыться на невесть откуда появившемся транспорте. Невзирая на возраст, член ТИКа А.Рекант смог догнать Э.Барыска и отобрать у нее сумку с документами, но подоспевший араб выхватил сумку и попытался скрыться в направлении кабинета председателя городского Хурала Ю.Ананьина. Возможно, именно там и располагались злоумышленники, пытавшиеся осуществить планы по «избранию» арабского зятя Тинмея. Но добежать до заветного кабинета Аль Зубеди не удалось. Настырный Рекант и двое подоспевших милиционеров его действия пресекли и возвратили документацию в ТИК, где ее, наконец, опечатали. Как выяснила потом ТИК, злоумышленникам удалось «увеличить» число «проголосовавших» с 80 до 376, но до заветной цифры в 742 подписи избирателей (это количество бюллетеней оказалось в урне для голосования) им дотянуть все же не удалось. Понятно, что при такой ситуации пересчитывать бюллетени не было никакого смысла, поскольку все более шести сотен бюллетеней за араба были в урны подброшены.
Судебная коллегия взвесила доводы сторон и закономерно пришла к выводу, что ТИК не имела достаточно времени для исполнения Постановления ЦИКа о повторном пересчете голосов на данных округах, а ЦИК не имела достаточных оснований как для назначения пересчета, так и для обращения в суд с просьбой расформировать ТИК г.Кызыла.
Кажется, в этом деле поставлена точка. А вопросы – остались. Странной кажется позиция секретаря ЦИК Л.Кара-Сал, которая сначала самоустранилась в день голосования от пресечения безобразий при подсчете голосов, а затем настойчиво инициировала поспешные, необдуманные и явно играющие на руку нечистоплотным членам избирательных комиссий Постановления ЦИКа о повторном пересчете бюллетеней и расформировании ТИКа. По мнению специалистов, за руководством УИК явно просматривается мрачная фигура Тинмея и его арабского родственника, пожелавшего на халяву проскочить в депутаты. Не исключено, что разговоры о том, что кто-то изрядно проплатил некоему влиятельному лицу в руководстве ЦИКа за избрание Аль Зубеди, имеют под собой почву.
Странным является и то, что на это заседание секретарь ЦИКа Л.Кара-Сал «случайно» не пригласила ряд членов ЦИКа и весь состав ТИКа – напрашивается мысль, что перед кем-то нужно было отчитаться... Кому? И перед кем? Надеемся, на этот раз, особенно учитывая приближающиеся думские выборы, прокурор К.Кудряев наконец-то проявит интерес к факту вопиющего нарушения выборного законодательства и даст указание рассмотреть заявление А.Реканта, лежащее без движения с 29 сентября 2003 года. В нем подробно расписаны все этапы преступления, и остается только выяснить, кто из членов УИК ставил фальшивые подписи в списках избирателей, и имел ли место факт, что после убытия Реканта из здания территориальной избирательной комиссии заместитель председателя ТИК г.Кызыла В.Онопко разрешил председателям УИК Барыска и Чакчин вскрыть опечатанную выборную документацию и продолжить фальсификацию подписей избирателей. И чем он при этом руководствовался. Хотелось бы по этому поводу узнать и точку зрения ЦИКа РТ, фактически поощряющей махинаторов.
А прокурора РТ К.Кудряева и председателя ЦИК РТ Ш.Монгуша просим считать данную публикацию официальным журналистским запросом и ответить в установленном Законом порядке. Кстати, на статью «Аль-Каида» в Туве» в №24 нашей газеты, в которой описывался весь этот беспредел, ЦИК и прокуратура ответили гробовым молчанием... Нечего сказать, господа? Если же вы и далее будете молчать, общественность на полном основании имеет право считать обе почтенные организации соучастниками и покрывателями данного преступления. Ведь преступники будут точно знать, что и на выборах депутатов Государственной Думы РФ они смогут безнаказанно воровать голоса и фальсифицировать волю избирателей. А нам тогда останется ждать, когда у народа, наконец, лопнет терпение и он найдет в себе силы вымести всю эту нечисть вместе с «избранными» правителями.
Впрочем, решение трех судей кызылского городского суда внушает мысль, что выздоровление общества возможно.
До встречи.
Семен Сучков-Задиристый