На одной из сессий Законодательной Палаты Великого Хурала при рассмотрении кадровых назначений на вопрос депутата Анатолия Дамба-Хуурака о том, когда же председатель Правительства республики представит на утверждение в парламент структуру Правительства, Шериг-оол Ооржак с раздражением отпарировал: «Это политический вопрос и я не стану на него отвечать!». А напрасно, ведь этот вопрос в гораздо большей степени экономический, чем политический. Мы давно обращаем внимание читателей на то, что собственных доходов республики едва хватает на содержание чиновничьего аппарата. И, тем не менее, с каждым годом количество госчинуш растет в геометрической прогрессии. Чем хуже живет народ, тем у нас больше становится государственных нахлебников, причем без всякого контроля со стороны народа и федерального центра.
Проиллюстрируем все это на основе простой статистики. От своего предшественника Владимира Ефимовича Серякова нынешний глава исполнительной власти Шериг-оол Ооржак принял структуру аппарата Совета Министров численностью в 68 штатных единиц и пятью заместителями Председателя Совмина. И это в то время, когда все промышленные, транспортные, перерабатывающие предприятия, совхозы и колхозы, строительные организации, учреждения бытового обслуживания и коммунального хозяйства работали, то есть было чем управлять. Сегодня же в Аппарате Правительства республики и Канцелярии Председателя Правительства числится 166 штатных чиновников госслужбы и аж 10 (!!!) заместителей Председателя Правительства, в том числе три первых (???) заместителя. И это при том, что государственного сельского хозяйства уже нет, промышленность держится только на золотодобыче, от автотранспортных предприятий осталось только пассажирское АТП, остатки речников, авиаторов, строителей, коммунальщиков влачат жалкое существование. Для примера: у Председателя Правительства России Михаила Касьянова шесть простых заместителей, в наших ближайших соседних регионах у Председателя Правительства Республики Хакасия Алексея Лебедя – тоже шесть, в том числе один первый, у губернатора Иркутской области Бориса Говорина семь равноправных заместителей. Комментарии здесь абсолютно излишни, Не случайно среди народа ходит анекдот:
«Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский с укоризной отчитывает Шериг-оола Ооржака:
– Почему руководимая Вами республика по всем показателям находится на последних местах?
– Неправда, – обиженно возражает Ооржак, – по трем позициям мы твердо занимаем первое место!
– По каким же?
– По количеству чиновников на душу населения, по уровню преступности и по безработице, – гордо отвечает Шериг-оол».
Анекдот, что называется, в точку, он ярко характеризует печальный итог деятельности государственной власти в республике под руководством нашего «великого кормчего». А чтобы вешать народу «лапшу на уши» и создавать видимость своей плодотворной работы, в структуре канцелярии Председателя Правительства содержится целая бригада штатных журналистов в количестве десяти боевых единиц. Это больше, чем журналистский состав любой республиканской газеты. Правда, все они почему-то публикуются в СМИ под вымышленными фамилиями и псевдонимами (Капустин, Гаязов, Ермаков, Маркова, Карэник, Сидоров, Кудинов и т.п.). Им, видимо, стыдно осознавать, что вся правительственная хвалебная показуха и вся гнусная «чернуха» на оппонентов исходит из самого Правительства, с благоволения и указания самого Шериг-оола Ооржака.
Аргументом упразднения поста Президента Тувы при принятии новой Конституции было обещание, что численность чиновников «Белого дома» значительно сократится за счет упразднения Администрации Президента республики. На деле произошло все с точностью до наоборот. Если год назад Аппарат Правительства насчитывал 72 чиновника, а в Администрации Президента было 69 работников, то сегодня Аппарат Правительства вырос до 102 штатных единиц, а в Канцелярии Председателя Правительства «трудятся» 64 чиновника. Как видим, вместо сокращения прирост еще на 26 государственных нахлебников. И это не считая увеличения штатной численности в министерствах. Например, только в Министерстве финансов у Радислава Баяна штаты выросли со 160 до 198 человек. При существовании в республике Управления Министерства юстиции России по Республике Тыва создается еще одно однородное ведомство – Министерство юстиции республики со штатной численностью аж 33 человека. К примеру, в штатах Министерства образования и Министерства здравоохранения по 19 сотрудников, в Министерстве промышленности – 11. Вот так представляет административную реформу наш «гарант» Конституции, ежегодно наращивая чиновничий аппарат! Безликая и непотопляемая армия государственных дармоедов, как раковая опухоль, интенсивно пожирает всю республику, и нет просвета этому беспределу.
В завершение хотим предложить читателям еще один анекдот, больше похожий на реальность:
«В народе ходят слухи, что Ооржака осенила великолепная идея ликвидации безработицы: перевести все трудоспособное население республики в категорию госслужащих. Чтобы на каждого избирателя было по одному депутату, на каждого подчиненного по одному начальнику, на каждого начальника по одной секретарше, на каждого жителя по одному милиционеру и т.д. Чтобы все друг другом управляли и получали бы за это зарплату. Вот только одна проблема: где взять деньги на это?»