Чем он был знаменателен? Год Кремля. Президент России В.В.Путин свершил всё, к чему стремился. Парламент превратился в театр кукол, кукловоды которого служат в Администрации Президента. Любые правительственные законопроекты проходили утверждение не только без борьбы, но даже без прений и ненужных вопросов. Единственным препятствием в осуществлении кремлевских замыслов было время, не позволявшее голосовать за законы с большей скоростью. Сначала на обочину парламентского процесса были отжаты коммунисты, а затем вслед за ними растворились яблочники и правые. И лишь Жириновский всегда оказывался в нужное время в нужном месте и помогал Путину голосами.
Апофеозом думского коллапса оказались выборы депутатов нового парламента 7 декабря. Стеснявшиеся финансовой помощи олигархов, пытавшиеся на ходу перекраситься в социал-демократов, уступив Кремлю лозунги борьбы с капиталом за жизненные интересы простых граждан, не сумев объединить все левые силы, коммунисты с треском провалились, собрав вдвое меньше голосов, чем четыре года назад.
Также не удалась попытка СПС и «Яблока» усидеть сразу на двух стульях – поддерживать президента и ругать подотчетное ему же правительство. Получать деньги от крупнейших бизнесменов страны и бояться поддержать их от массированной атаки правительственных СМИ и силовых структур. Заявить себя оппозиционерами и одновременно в пику коммунистам поддержать проект Кремля о запрете референдумов. Внятными лозунгами можно было считать разве что призывы Явлинского вернуть первоначальное значение таким госучреждениям, как Суд, Прокуратура и Парламент, да борьба против ввоза в Россию ядерных отходов. Да лозунг правых за отказ от призыва и создание профессиональной армии.
Но оказалось, что народу не до того – лишь бы выжить. И как итог – вылет из Думы правых партий без каких-либо внятных перспектив на возвращение. И если «Яблоко» еще содержит в себе признаки партии (впрочем, как КПРФ и ЛДПР) и имеет шансы на возвращение, то СПС, похоже, вслед за Демвыбором и ПРЕСом на наших глазах уходит в политическое небытие. Самовосприятие структуры СПС самими лидерами на сегодняшний день таково, что И.Хакамада приняла решение о самовыдвижении на должность Президента, стараясь уйти от клейма «СПС».
Для других политиков этот год стал годом удачи и даже триумфа. После серенького результата думских выборов в 1999 году многие активисты ЛДПР покинули партию, не надеясь на способность партии выжить в условиях суровой политической конкуренции и пытаясь найти себе более перспективную политическую «крышу». Теперь настал их черед кусать локти, если не удастся трансформироваться в активистов «Единой России». За каких-то полгода В.Жириновскому удалось встряхнуть Россию и простыми, понятными лозунгами борьбы с бедностью, за интересы русских и против олигархов рекрутировать в ряды своих сторонников вдвое больше, чем 4 года назад.
Рывок же команды С.Глазьева, удачно названной «Родина», превзошел все ожидания. Пользуясь в принципе теми же лозунгами, что и ЛДПР, но подкрепленными идеями социального равенства, научными выводами и расчетами всеобщего благоденствия через введение ренты на полезные ископаемые, при солидной финансовой поддержке оставшихся неизвестными бизнесменов, они сумели за 2 месяца из ничего вырасти в избирательный блок, получивший из рук избирателей путевку в парламент страны.
Главными же триумфаторами стали чиновники от муниципального до федерального уровня во главе с главными Милиционером, Спасателем, Губернатором и Татарином. Это они теперь в составе «Единой России» по итогам выборов заполонили Государственную Думу. Успех чиновничества, имеющего ныне в Думе конституционное большинство, был настолько оглушителен, что забеспокоились не только доморощенные российские демократы, но даже и иностранцы. Им стало вдруг страшно: как бы не изменился курс России в сторону возрождения тоталитарного государства с цензурой СМИ, политзаключенными в тюрьмах и инакомыслящими в психушках, с командной централизованной милитаризованной экономикой, всесильными спецслужбами и несменяемым, нередко маразматическим руководством, разговаривающим с миром языком ракет с ядерной начинкой. Видимо, они не поняли, что наша страна давно изменилась. И именно в эту далеко не лучшую сторону.
Но результат декабрьских выборов имеет и очевидные плюсы. Кремль давно доминировал в парламенте. Но ранее это не выглядело так выпукло-монопольно. Кроме проправительственного Единства в Думе были фракции «Отечество» и «Народный депутат», которые внешне демонстрировали свою самостоятельность, размывая картинку дружной тройки, запряженной умельцем из Кремля Сурковым. Да и риторика Жириновского работала на публику достаточно удачно.
Теперь ничего этого не будет. И Путин, устремившийся к своему второму президентскому сроку, теперь будет вынужден нести единоличную ответственность за все происходящее в России. За бедность, преступность, и унижения россиян в стране и за рубежом. За войну в Чечне и террор по всей стране. Состояние экономики и общества. Развитие науки и культуры. Обороноспособность. Вымирание население и многое, многое другое. В том числе и то, что творится в малых городах и далеких деревнях огромной России, заплатившей огромную немыслимую цену за десятилетие гайдаровских реформ, оказавшихся теперь ненужными.
Сейчас все чаще звучит, что Кремль создал и привел к монопольной власти партию, до боли напоминающую КПСС. Конечно, это не так. В той печально известной партии была официально провозглашена идеология равенства и братства, она состояла в основном из рабочих и крестьян. А если и говорить о схожести КПСС и ЕР, то, скорее всего, следует заметить те же лица в руководстве, методы работы да их стремление к безраздельной власти, как в Центре, так и на местах. Не все, конечно. Романтики исчезли вовсе, освободив место для прожженных прагматиков, способных на многое. Иногда – на всё. А это мы уже проходили. Как в случае с убийством Кирова. 70-летнего опыта оказалось мало. Попробуем еще раз. Главное – монолитно. Единогласно. И в ногу.
В конце восьмидесятых стране не хватило финансовых ресурсов для решения насущных проблем, и она распалась. Сегодняшний бюджет России составляет менее 15% от бюджета России 1990 года. За 10 лет намечено удвоить внутренний валовой продукт (ВВП). А значит, и бюджет России через 10 (теперь уже 9) лет может достигнуть лишь 30-40% уровня 1990 г. В то время как Америка ежегодно приращивает этого ВВП столько, сколько Россия его создает за весь год. Очевидно, что никакая командная экономика не способна дать рывок, обеспечивающий в обозримом будущем бюджет хотя бы уровня неблагополучного 1990 года. Посмотрите на Газпром, МПС и РАО ЕЭС: сосредоточив львиную часть общероссийской собственности, они не являются локомотивами экономики страны, а часто наоборот – губят ростки нового. А другой модели развития экономики не заявлено.
Но неужели все так хмуро? Конечно, нет. Монополизация власти имеет и свои очевидные плюсы. Теперь власти нет нужды обращаться за помощью к криминальному сообществу, повсеместно компрометируя себя связями с бандитами, и настал момент региональным властям «сделать ручкой» уголовным авторитетам, набирающим силу. И мы можем стать свидетелями многочисленных громких процессов над всесильными известными широкому кругу уголовниками, не успевшими легализировать свой статус и свои капиталы. Теперь у центральной власти развязаны руки, и после мартовских выборов Президента России они по своему выбору смогут оставлять при власти или отодвигать на задний план тех или иных региональных руководителей. И выборы будут уже далеко не главным инструментом продвижения людей во власть. Начнется ревизия нажитых за годы смуты состояний. С соответствующими последствиями. И вряд ли будут продолжены дискуссии по поводу суверенитетов национальных республик. И если кто-то надеется, что скоро наступят годы брежневского застоя, то ошибается. Подошло время «наведения порядка», и под нож могут угодить и те, кто в свое время «колебался вместе с линией партии». Время иллюзий прошло. Теперь вперед, в ностальгическое прошлое.
А кому не нравится – дорога пока свободна. Но без капиталов. Добро теперь снова общенародное. И управлять им будут из Кремля.
Тогда куда мы идем? Кто знает?
А. Гаврилов