Наконец-то свершилось! Конституционный суд, о роли и значении которого так много говорилось с высоких трибун республиканской власти на протяжении нескольких последних лет, 8 января рассмотрит первое обращение и вынесет свой первый вердикт.
Неискушенный читатель, услышав о столь знаменательном событии, очевидно, предположит, что первое заседание Конституционного суда будет посвящено рассмотрению животрепещущего, имеющего жизненно важное значение для дальнейшего развития государственного строительства и демократизации тувинского общества вопроса. Увы, мой читатель, увы! Все гораздо банальней, прозаичней, а правильно будет сказать – меркантильнее.
25 ноября 2003 года Председатель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Дандар-оол Ооржак обратился в Конституционный суд республики с запросом о толковании статьи 101 Конституции Республики Тыва, в которой установлен порядок осуществления депутатских полномочий депутатами Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала. Чем же так заинтересовала председателя-аксакала эта статья Основного закона республики? Что убеленному сединами государственному мужу в ней неясно, какую такую «неопределенность в понимании положений Конституции» он обнаружил? Ведь в статье черным по белому прописано, что «депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия без отрыва от основной деятельности, за исключением случаев, установленных законом Республики Тыва. Депутаты Законодательной палаты осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе»?
Ответ на этот вопрос лежит, как говорится, на поверхности. Еще в июле 2002 года на первом организационном заседании палаты аксакал-председатель, не дожидаясь, когда будет принят закон, устанавливающий тот самый случай, при котором депутаты Палаты представителей могут осуществлять свою деятельность с отрывом от основной деятельности, избрал себе заместителя и семь председателей комитетов палаты, положив им неслабую, на уровне министерской зарплату. «Для крепости», как поговаривал в свое время один из руководителей Верховного Совета Тувинской АССР, свои незаконные действия Д.К-Х. Ооржак подкрепил Постановлением Палаты представителей №19 от 21.11.02 года.
Постановление Палаты представителей – документ, конечно, сильный, но до статуса Закона Республики Тыва явно не дотягивает и аргументом в защиту беззакония служить не может. Но кого это волнует? Легче сказать, кого это беззаконие не волнует. Не волнует законодателей из нижней палаты парламента, не волнует прокуратуру, не волнует Управление министерства юстиции РФ по Республике Тыва. Мало беспокоит сложившаяся коллизия и гаранта нашей Конституции, что по-человечески понятно: ведь его супруга занимает должность председателя одного из комитетов Палаты представителей. Мало того, складывается впечатление, что Председатель Правительства откровенно благоволит всем действиям Палаты представителей и ее председателя – финансирование оплаты труда не совсем легитимных заместителя и председателей комитетов верхней палаты было открыто в бюджете 2002 и 2003 года по полной программе.
Очевидно, что легкое беспокойство испытывает только сам председатель Палаты представителей Д.К-Х.Ооржак. Причем, это беспокойство не связано с муками совести за свершенное не совсем безупречное, с точки зрения конституционности, деяние. Напротив, одолевают мысли: а как бы это деяние узаконить? А тут, как говорится, «рояль в кустах», полгода назад назначенные Палатой представителей судьи Конституционного суда. Люди, в основном, все хорошо знакомые, можно сказать, родные. Достаточно вспомнить их биографии и основные этапы жизненного пути, опубликованные на страницах газеты «Тувинская правда» 5 июля 2003 года. Кто-то является земляком Председателя Правительства Ш.Д. Ооржака, кто-то начинал свою карьеру под его руководством в исполнительных органах Барун-Хемчикского или Улуг-Хемского, тогда еще районов. Кто-то работал под непосредственным руководством сына Дандар-оола Кок-Хунаевича – Дандара Дандар-ооловича Ооржака в государственно-правовом управлении Администрации Президента, позднее – под его же руководством в Канцелярии Председателя Правительства. Кое-кто из них уже продемонстрировал свою лояльность вышестоящему начальству – с именем одного из судей связаны все скандалы во время проведения республиканских и местных выборов, с именем другого – не менее скандальный судебный процесс в Улуг-Хеме.
Словом, сегодня, когда в России и особенно у нас, в Туве, к людям служивым на первое место выдвигается требование личной, беззаветной преданности к высокому начальству, а проявление собственного мнения, не совпадающего с мнением начальствующего, приравнивается к измене Родине, предсказать вердикт Конституционного суда по запросу Председателя Палаты представителей несложно: как дважды два нам докажут, что Постановление Палаты представителей на территории Республики Тыва имеет силу закона. А затем в правительственных газетах нам в очередной раз сообщат, что «в истории государственного строительства Тувы открылась новая страница, сделан очередной шаг в сторону демократизации, утвердилось верховенство ЗАКОНА».
И дай бог нам ошибиться в своем прогнозе.
Или все-таки диагнозе?
Ю. Мор