В №32 газеты «РИСК информ» была опубликована статья автора Сат Иры под названием «Зачем нужен такой балет», в которой она изложила свою точку зрения. Поскольку наша газета демократическая и уважает различные точки зрения, мы ниже публикуем другую точку зрения – читательницы Н. Тыртык-Кара. Пусть читатель сам сделает выводы о нынешнем состоянии тувинского балета.
Как ветеран труда, как поклонница танцевального искусства хочу вкратце рассказать читателям о работе благотворительного фонда, ансамбля «Эдегей», которым руководит председатель комитета культуры администрации г. Кызыла заслуженный деятель искусств республики Тыва, лауреата Государственной премии республики Тыва – балетмейстер, выпускник ГИТИСа Донгак В.О.
Как наш интернациональный народ и все интеллигентные люди, я очень горжусь и радуюсь стремительным ростом, большой творческой работой детского ансамбля «Эдегей», где обучаются и кропотливо трудятся дети интернационального народа г.Кызыла и Тывы.
С 1997 года по сей день, хотя было немало трудностей благодаря вдумчивого, кропотливого труда Вячеслава Донгака проделаны многогранные, творческие, созидательные даже научно-методические работы в этом дружном коллективе. Руководитель ансамбля как опытный балетмейстер, педагог смело, умело сплачивает вокруг ансамбля не только одаренных детей, но и родителей-общественников высокой культуры, гуманности, духовности.
Благодаря такой человеческой, доброй дружной работе родителей, учителей школ, детей авторский коллектив находится на самофинансировании. И этот уникальный детский ансамбль грамотно, достойно пропагандирует искусство тувинского народа (танцевального) не только в Туве, но и в регионах РФ, но и на лучших сценах стран Мира.
В программе (в репертуаре): Буддийская мистерия «Цам» (танец масок), народные танцы в обработке шаманского фольклора, тувинские народные танцы и танцы народов мира. Одноактные детские балеты «Эгил, эжим, эгил» и одноактный этнобалет «Шаманская мистерия» и Ансамбль танца «Эдегей», является обладателем 8 премий Гран-при международных конкурсов:
- «Самоцветы России» – 1999 год, г. Иваново;
- 11 Международный конкурс балетных формаций, Болгария;
- 8 Международный конкурс «Роза ветров» – 2000год, г. Москва;
- 3 Международный конкурс «Куаныш» – 2001 год, г. Алма-Ата;
- 1 Международный конкурс «Лица будущего ХХI века – 2000 год, в г. Красноярске;
- 2 Международный конкурс по современной хореографии «Айседора» – 2002 год, в г. Красноярске;
- XXV 1 Международный конкурс «Юность» – 2003 год, г. Москва;
- 1 Международный конкурс «Открытая Европа» – март 2004 года.
Ансамбль «Эдегей» – лучший хореографический коллектив России – 2000 год, лучший хореографический коллектив России – 2001 год. Ансамбль является обладателем международной национальной премии «Танцевальный Клондайк» – 2002 год, г.Москва.
В эти в праздничные дни, как и все творческие коллективы города и республики в честь юбилейных мероприятий ансамбль «Эдегей» готовит и представляет одноактный детский балет «Дюймовочка» (по мотивам сказки Г.Х.Андерсена) композитора Ильи Синкина.
Юные артисты 47 человек, девочки и мальчики с большим подъемом, вдохновением танцуют, отшлифовывают каждое движение для того, чтобы успешно выступить на праздничном концерте. В подготовке балета работают балетмейстер-постановщик Эртине Конгар, балетмейстеры-репетиторы заслуженный артист РТ Любовь Сюктерек и Тамара Стракова, педагог по актерскому мастерству, заслуженный артист РТ Надежда Наксыл, и она занята в одной из ролей в балете. Этот балет готовится по государственному заказу. К юбилейному концерту готовится и другой балет – балет легкости и красоты. Учащиеся училища искусств, студенты в течение лета готовятся к выступлению под руководством опытного балетмейстера Евгении Мичиновны Салчак и балетмейстера Ирины Олеговны Ондар. В эти дни репетиции проходят в залах филармонии, РШИ и на сцене Муздрамтеатра.
Однако, прочитав статью САТ ИРЫ в газете «РИСК Информ» под заголовком «Зачем нужен такой балет?» и «Сомнительные ПА Донгака», я просто удивлена жестокостью и бездуховностью автора. Живем мы в новом веке – XXI! Это век здоровья, развития, процветания. Все мы – интеллигентные люди, в том числе газетные работники, журналисты должны, прежде всего, честно замечать, оценить труд работающего, ищущего руководителя в такое не простое время, а не искать, выдумывать недостатки, гадать не нужные загадки с «пуантами» или «долларами» и т.д.
У работников газет должно быть новое человеческое видение... в освещении статей тем более в этом коллективе маленькие дети, которые с любовью, интересом занимаются, а вокруг них простые люди, родители, учителя, коллективы людей. Так беспощадно бить со страницы газеты просто нельзя. Это моё мнение матери, просто человека. По просьбе некоторых родителей, да и как журналист, я решила написать свое мнение по поводу просто очень непонятной статьи, в такое ответственное, историческое время, когда весь интернациональный народ города дружно готовится к юбилею.
Побывала я в научно-методическом центре «Эдегей» и ознакомилась, как работают дети, побывали 2 раза на репетициях артистов в балетах «Дюймовочка» и «Шопениана». Беседовала с Вячеславом Октяборевичем и другими специалистами.
Побывала я еще в гардеробе, где висят различные костюмы. Надо сказать, что в этом фонде идет огромное неоценимое вложение в искусство республики – это же здорово, когда человек зарабатывает и обратно вкладывает в развитие нашей культуры в различных направлениях. Именно с приходом Донгака В.О. в «Эдегей» республика имеет стремительный рост по развитию национальных костюмов. В фонде разработаны и изготовлены 4 коллекции уникальных костюмов, стиль которых начинается с 17 века. По качеству пошива и дизайна таких коллекций, таких костюмов в республике и даже нет центрально азиатских странах.
Все это – есть результат руководителя ансамбля «Эдегей» Донгак О.В. оказавшись во главе исследовательского процесса, он продолжает формирование национального стиля, его искусство постановщика приобретает собственного творческого почерка, строгую лаконичность образного решения танцев, способствуя развитию национальной хореографии.
Очень много можно писать, но так как трудящиеся республики особенно кызылчане хорошо знают и уважают творческой работы этого ансамбля и радуются успехам наших детей-танцоров. На этом заканчиваю свое собственное мнение.
Нам надо не забывать, что мы все окружены неким невидимым ореолом, который нам сопутствует с самого детства. Но если человек чувствует, что у него есть предназначение и шанс его реализовать, только сумасшедшая работоспособность поможет добиться таких колоссальных результатов и принести пользу своей родине.
Эту истину доказывает нам мастер своего дела Вячеслав Донгак. Я как ветеран труда, как поклонница искусства, в том числе танцевального горжусь, что он парень из неугомонного Улуг-Хема, он мой земляк. Его предназначение – поднять культуру родной республики.
Заслуженный учитель РТ Тыртык-Кара
(сохранен стиль автора)