Результаты кремлевской проверки:
На днях Ш.Ооржак вернулся из Москвы весьма огорчённым и на заседании правительства сообщил о бюджетных проблемах республики в следующем году. Среди множества причин, не позволяющих Туве получить необходимое количество денежных знаков, губернатор назвал пассивность депутата Государственной Думы Ч.Ондара, сенаторов С.Пугачева и Л.Нарусовой и спикера тувинского парламента В.Оюна, а также смену кураторов Тувы в Минфине России. До самокритики дело не дошло – среди «виновников торжества» не был назван ни он сам, ни и члены его правительства. По прогнозам Ш.Д., бюджет Тувы в следующем году может недосчитаться более 1,7 млрд. руб., т.е. почти трети всего финансирования.
Как удалось выяснить, депутат Ч.Ондар главной причиной такого отношения к Туве со стороны Минфина России считает отсутствие необходимой законодательной базы в Туве для расчета запрашиваемых сумм. Такой же точки зрения придерживается руководство тувинского парламента. По их мнению, правительство затягивает с направлением в Великий Хурал материалов для принятия законов РТ по социальной поддержке населения, что может негативно сказаться на бюджете Тувы. Сенаторы озабочены вольным использованием бюджетных средств правительством республики.
Как известно, правители приходят и уходят, а народ остается. Обеспокоенные такой перспективой, мы решили сами разобраться с причинами происходящего.
Правительством РФ установлен порядок: российским парламентом принимаются законы, во исполнение которых Федеральное Правительство принимает программы, а регионы – местные, соответствующие федеральным законы, и программы, включаемые в федеральные. Если их удается защитить, они обеспечиваются бюджетным финансированием. А контрольные службы затем проверяют фактическое использование средств на предмет нецелевого использования. Любые нарушения этого порядка приводят к исключению региона из программ, а за нецелевое использование бюджетных средств недавно была введена уголовная ответственность.
Мнение депутатов о том, как руководство Тувы готовит местные законы и программы, мы привели. А вот как оно использует выделенные Москвой деньги, можно узнать из материалов кремлевской комиссии Контрольного Управления Президента России, недавно проверявшей республику. Оговоримся сразу, что окончательного решения комиссии пока нет – её выводы рассмотрит Минфин России и официально утвердит Руководитель Контрольного Управления.
Кроме того, правительство категорически не согласно с её выводами и ускоренно готовит Кремлю свои возражения. Но даже справка, направленная в Минфин, заслушивает внимания читателей и, на наш взгляд, объясняет причины столь прохладного отношения к Туве московских чиновников. К тому же, пока белодомовцы сочинят «ответ турецкому султану», Минфин России закончит верстать бюджет – 2005.
Насколько нам известно, комиссия проверила результаты деятельности правительства по четырем блокам – в области экономики, инвестиций и инновационной политики (А.Брокерт), жизнеобеспечения (С.Барыбин), координации деятельности правоохранительных органов (В.Тарыма) и социальной политики (К.Конгар). А также и правительства в целом (Ш.Ооржак). Также были отдельно рассмотрены некоторые итоги деятельности мэрии г.Кызыла (Д.Донгак). Получилось так, что наибольшее освещение получила деятельность первого заместителя председателя правительства А.Брокерта.
В связи с большим объемом Справки мы не имеем возможности привести ее полностью и потому ограничимся лишь констатацией некоторых наиболее ярких фактов, выявленных комиссией, ее выводами и нашими короткими комментариями.
Итак, начнем с экономики, тем более что Брокерт по телевидению на всю республику публично доложил о положительных результатах проверки.
Справка начинается с определения ответственного:
«Задачи по разработке и проведению государственной политики в области экономики, анализа экономического положения республики, координации деятельности исполнительных органов государственной власти по реализации федеральных и республиканских целевых программ (...) возложены на первого заместителя Председателя Правительства РТ – министра РТ по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям». |
Далее дается общая оценка ситуации в Туве:
«РТ относится к числу высокодотационных субъектов РФ. В 2003 году удельный вес финансовой помощи составил в республиканском бюджете 92,1%». |
Оценивая общие итоги деятельности экономического блока, комиссия была вынуждена отметить:
«...в республике возросла доля убыточных предприятий с 45,6% в 2002 году до 50,7% в 2004 году. При этом сохраняется тенденция увеличения убытков и уменьшения прибыли. По крупным и средним предприятиям республики по состоянию на 1 июля т.г. кредиторская задолженность составила 2488,6 млн. руб., что на 39% больше уровня начала года и превышает дебиторскую в 2 раза. Ухудшились показатели выпуска продукции в металлообработке, легкой, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, где производство по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилось почти в 3 раза». |
Любопытно, что правительство РТ время от времени демонстрирует нам поразительные (в сравнении с предыдущим периодом) результаты экономической деятельности, по которым Тува якобы намного даже опережает средние показатели по России. По некоторым из них временами наблюдается рост даже в разы (!) демонстрируя народу мудрость нашего руководства. Вот что по этому поводу пишут проверяющие:
«Несмотря на то, что в 2003 году на крупнейшем предприятии республики – комбинате «Тываасбест» увеличен выпуск асбеста по сравнению с предыдущим годом в 7,2 раза и произошло удвоение объемов продукции промышленности стройматериалов, в целом по республике признать его работу удовлетворительной нельзя. Рост производства был обусловлен крайне низким выпуском продукции в 2002 году и неудовлетворительной загрузкой его мощностей – всего на 5,5%. ...Без учета влияния цветной металлургии произошло бы снижение индекса физического объема продукции до 98,6%». |
Как известно, Ш.Д.Ооржак в своем докладе Председателю Правительства РФ М.Фрадкову низкий уровень жизни тувинцев объяснил малой долей мощностей промышленных предприятий, приходящихся на душу населения. В связи с этим любопытны данные об использовании имеющихся в Туве предприятий, приведенные комиссией:
«Загрузка производственных мощностей муниципальных и государственных унитарных предприятий колеблется от 1,4% (МУП «Хову-Аксынский хлебозавод») до 8,4% (ГУП «Макоронпром»), а акционерных обществ от 1,1% (ОАО «Ак-Довурак хлеб») до 37,2 (ОАО «Саян-Алко» и ОАО ГОК «Туваасбест). (...) ГУП «Тувмашзавод» (загрузка мощностей – 6,7%), ГУП «Тувинские ковры» (2,7%), ГУП «Ак-Довуракская швейно-трикотажная фабрика» (7,6%)...
Использование мощностей в 2003 году составило по пиломатериалам – 23,5%, макаронным изделиям – 14%, хлебу и хлебобулочным изделиям – 9,0%, трикотажным и кондитерским изделиям – 7,6%, ковровым изделиям, шерстяной пряже, цельномолочной продукции, мясу, муке – менее 5%. За 8 месяцев 2004 года выпуск ковров составил всего 0,9%.
...Низкий контроль со стороны Правительства республики за деятельностью единственного производителя алкогольной продукции в республике ОАО «Саян-Алко» привел к его остановке из-за того, что 23 мая 2002г. истек срок действия лицензии. Из-за отсутствия производственно-хозяйственной деятельности этих предприятий практически потерян рынок реализации потребительских товаров и происходит неконтролируемый отток денежных средств в соседние регионы». |
Касаясь формирования бюджета и успехов республики в части увеличения собственных доходов, широко разрекламированных Ооржаком, комиссия сообщает:
«В 2003 году доля поступлений в бюджет из собственных источников составила 18% и была достигнута за счет факторов, не зависящих от результатов деятельности органов исполнительной власти республики. Прирост собственных доходов обусловлен изменениями в налоговом законодательстве, инфляцией и ростом заработанной платы работников бюджетной сферы... Объем государственного внутреннего долга РТ с начала 2003 года увеличился на 39,5 млн. руб. и на 1 июля 2004г. составил 1069,8 млн. руб.». |
О результатах проверки мэрии г. Кызыла в Справке скупо сказано:
«...почти половина предприятий г.Кызыла в первом полугодии текущего года имеет убытки в размере 280 млн. рублей. Все 18 муниципальных предприятий города в 2002 – 2004 годах работали убыточно». |
В связи с этим вспоминаются частые заявления мэра Д.Донгака по поводу того, в «Тываэнерго», на его взгляд, слабый менеджмент. Похоже, сам он, невзирая на заявленный им опыт антикризисного управления, так и не смог разобраться в 18 (!) карликовых МУПах, поставить во главе их толковых некриминальных руководителей и наладить там эффективную работу.
Кстати, не блистал он и ранее: по результатам его деятельности начальником ОАО «Тывасвязьинформ» образовался долг Внешэкономбанку в 100 млн. рублей за телефонную станцию «Siemens», что привело к решению Арбитражного суда о введении конкурсного производства, что, скорее всего, приведет к банкротству некогда могучего предприятия. Не исключено, что в результате его сегодняшней кипучей деятельности банкротами станут не только ОАО «Тываэнерго», но и большинство муниципальных предприятий.
Как видите, даже на нескольких сохранившихся муниципальных, государственных или с долей государства предприятиях правительство Тувы и мэрия г.Кызыла так и не смогли наладить эффективную работу. Убыточность и долги предприятий неумолимо растут. При этом рост собственных доходов республики обусловлен не успехами мудрого руководства, а лишь изменением российского законодательства, увеличившего отчисления налогов в местные бюджеты и заработную плату бюджетников и инфляцией.
При этом установлено, что в результате неэффективной хозяйственной деятельности предприятиями Тувы утерян местный рынок товаров народного потребления, прочно захваченный привозной продукцией. В свете этого странным выглядит заявление о положительных выводах комиссии – если выше опубликованное воспринимается как похвала, значит, комиссия не обнаружила главных недостатков и упущений. Хотя даже непосвященному в сложностях межбюджетных отношениях понятно, что доверять миллиарды федеральных денег такому правительству не совсем разумно.
Кажется, к такому выводу приходят и в Минфине России. А заявление о том, что изменения в кадровом составе Минфина мешает защите интересов республики, можно расценить как утрату возможности решить вопрос взяткой.
В следующих номерах мы продолжим разговор о результатах кремлевской проверки деятельности правительства РТ, особо остановившись на результатах проверки использования республикой федеральных средств по инвестиционным и другим программам и выводах о размерах коррупции в МВД Тувы.
Федор Редькин-Квасов