Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
Сколько депутаты Законодательной Палаты Великого Хурала РТ не надували щеки и не взывали к общественности, принять бюджет республики им пришлось в срочном порядке и без разбирательств. Все их негодование по поводу слабого бюджета и поздних сроков представления улетучились, как только САМ явился в парламент и начал устрашающе шевелить бровями. Думается, абсолютное большинство депутатов так и не удосужилось хоть что-то уяснить себе в главном финансовом документе года. Впрочем, многие из них в принципе не в состоянии осилить многостраничный текст. Идя им навстречу, а также учитывая интерес избирателей, мы публикуем некоторые результаты анализа бюджета, чтобы депутаты хотя бы сейчас поняли, за какой документ они так дружно проголосовали. Впрочем, особо винить их не приходится: делить особо было нечего, т.к. правительственная команда фактически провалила защиту бюджета Тувы на 2004 год, оставив население один на один со своими проблемами. Невзирая на это, увеличив себе финансирование за счет многострадального народа, они еще более усугубили положение кожуунов и городов республики. Однако обратимся к цифрам.
Наименование показателей
2003 год
Проект бюджета на 2004 год
Предвари-тельное исполнение бюджета, тыс.руб.
Удельный вес в общем объеме расходов, %
Сумма, тыс.руб.
Откло-нение, тыс.руб.
Темп прироста, %
Уд. вес в общем объеме расходов, %
Номи-нальный
С учетом уровня инфляции
Государственное управление и местное самоуправление
265041
5,51
306038
40997
15,5
4
6,24
Судебная власть
5868
0,12
13528
7660
130,5
108
0,28
Международная деятельность
1500
0,03
0
-1500
-100,0
-100
-
Правоохранительная деятельность и обеспечение
90473
1,88
109810
19337
21,4
9
2,24
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому процессу
15576
0,32
18756
3180
20,4
8,5
0,38
Промышленность, энергетика и строительство
587559
12,22
546054
-41505
-7
-16
11,13
Сельское хозяйство и рыболовство
31271
0,65
38346
7075
22,6
10,5
0,78
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
4354
0,09
7780
3426
78,7
61
0,16
Транспорт, связь и информатика
10700
0,22
14770
4070
38
24
0,30
Жилищно-коммунальное хозяйство
24252
0,50
90544
66292
273,3
236
1,84
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
79755
1,66
92554
12799
16
4,5
1,89
Образование
327623
6,81
308971
-18652
-5,7
-15
6,30
Культура, искусство и кинематография
82880
1,72
84489
1609
2
-8
1,72
Средства массовой информации
17737
0,37
20701
2964
16,7
5
0,42
Здравоохранение и физическая культура
536589
11,16
590047
53458
10
-1
12,03
Социальная политика
169895
3,53
191417
21522
12,7
1,5
3,90
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы
2081675
43,28
2124962
43287
2
-8
43,31
Бюджетные ссуды муниципальным образованиям
140000
2,91
0
-140000
-100
-100
-
Дорожное хозяйство
152929
3,18
101777
-51152
-33,4
-40
2,07
Прочие расходы
184544
3,84
245888
61344
33,2
20
5,01
ВСЕГО РАСХОДОВ
4810221
100,0
4906432
96211
2,0
-8,1
100,00
Объем расходов республиканского бюджета предусмотрен в размере 4906432,0 тысяч рублей с ростом к фактическому уровню 2003 года на 2%. Основными направлениями расходов республиканского бюджета в 2004 году станут расходы на финансовую помощь другим бюджетам бюджетной системы (43,3%), на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику (23,9%), промышленность, энергетику и строительство (11,1%).
Наибольшее снижение по сравнению с фактическим уровнем 2003 года в реальном выражении допущено на дорожное хозяйство, строительство, образование, культуру и финансовую помощь бюджетам муниципальных образований. Из-за нецелевого использования в 2003 году финансовых средств по северному завозу в сумме 108 млн. руб. Туве уменьшено на эту же сумму финансирование северного завоза в 2004 году. Невзирая на Послание Президента РФ Федеральному Собранию, в котором он определил необходимость проведения административной реформы и Указ Председателя Правительства РТ №16 от 09.01.04 г., коим предельная численность аппарата управления исполнительных органов государственной власти на 2004 год сокращена на 19 единиц, расходы по разделу «Государственное управление и местное самоуправление» предусмотрены в размере 306038,0 тысяч рублей, что на 15,5% выше предварительного исполнения республиканского бюджета за 2003 год. Они составляют почти 70 процентов объема собственных доходов республиканского бюджета.
Сохраняется тенденция повышения удельного веса расходов на государственное управление. Вот как выглядит удельный вес расходов на государственное управление за 2002-2004 годы Тувы в сравнении с Республикой Хакасия и Российской Федерацией:
Наименование показателей
2002 год
2003 год
2004 год
Республиканский бюджет республики Тыва
4,3%
5,5%
6,2%
Республиканский бюджет республики Хакасия
-
5,3%
5,1%
Федеральный бюджет Российской Федерации
4,1%
3,9%
2,9%
Также с большим ростом предусмотрены расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, которые предусмотрены в размере 109810,0 тысяч рублей с ростом на 19337,0 тысяч рублей или на 21,4%.
Расходы республиканского бюджета на содержание правительственных СМИ на 2004 год запланированы в объеме 20701 тысяч рублей с ростом к 2003 году на 27,5%.
При этом объем средств, направляемых на финансирование по разделу «Промышленность, энергетика и строительство», составляет 546054,0 тысяч рублей, что ниже предварительно исполненных ассигнований 2003 года на 41505,0 тысяч рублей или на 7,1%.
На развитие сельского хозяйства и рыболовства предусмотрено направить 38346,0 тысяч рублей, что на 7 075,0 тысяч рублей, больше ассигнований текущего года. На реализацию республиканских целевых программ по Министерству сельского хозяйства и продовольствия РТ в 2004 году направляется на финансирование четырех программ 2,2 млн. рублей, что составляет 47% к уровню 2003 года.
По подразделу «Госкомитет по реформе ЖКХ» объемы финансирования снизятся на 8,5 млн. рублей. В 2004 году объемы финансирования жилищно-коммунального хозяйства по консолидированному бюджету республики предусмотрены в размере 210,2 млн. рублей, что составляет к уровню прошлого года 62,1%.
В связи с проведенной индексацией заработной платы работников бюджетной сферы с 1 октября 2003 года в 1,33 раза резко обострится положение с финансированием учреждений социальной сферы, на что дополнительно потребуется 481 млн. рублей. Предусмотренное в проекте увеличение финансирования бюджетных учреждений на 284,4 млн. рублей покрывает сумму индексации фонда оплаты труда всего лишь на 59%. Источник финансирования недостатка средств на фонд оплаты труда не определен и будет компенсироваться, скорее всего, за счет уменьшения средств, выделенных на другие статьи сметы бюджетных учреждений. Что неизбежно повлияет на уровень обеспечения учреждений продуктами питания и медикаментами.
В 2004 году предусматривается выделить средства на закупку медикаментов 50648 тысяч рублей и на продукты питания – 26711 тысяч рублей, тогда как в 2003 году на эти цели были израсходованы соответственно 55034 тысяч рублей и 27572 тысяч рублей. Сокращение по этим позициям без учета инфляции составило 5247 тысяч рублей.
Наименование показателей
Норма в день (руб.)
Темп прироста (%)
2003 год
2004 год
Номинальный
Реальный
Образование (питание)
дошкольные учреждения
29-67
32-00
7,9
-2,8
школы-интернаты
39-81
42-70
7,3
-3,4
интернаты при школах
25-98
27-00
3,9
-6,4
детский дом
42-69
45-70
7,1
-3,6
группы продленного дня
17-54
18-00
2,6
-7,5
Здравоохранение
питание
60-10
62-36
3,8
-6,5
медикаменты
101-71
109-20
7,4
-3,3
Социальная политика
Дома-интернаты
питание
74-31
75-00
0,9
-9,1
медикаменты
6-00
6-00
0
-9,9
Центры социальной помощи
питание
35-03
46-70
33,3
7,82
медикаменты
1-00
1-00
0
-9,9
Финансовая помощь бюджетам других уровней. В соответствии с законопроектом общий объем финансовой помощи от федерального бюджета составит в 2004 году 4398 824 тысяч рублей, т.е. рост к 2003 году на 108302 тысяч рублей или на 2,5%. Удельный ее вес в объеме доходов консолидированного бюджета РТ без учета источников внутреннего финансирования составляет 80% против 82% в 2003 году.
Общий объем финансовой помощи из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в 2004 году проектируется в размере 2124962 тысяч рублей и по сравнению с 2003 годом уменьшится в реальном выражении на 8% и опустится до уровня 2002 года, хотя объем финансовой помощи, предоставленной республиканскому бюджету в 2004 году, возрастет по сравнению с 2002 годом на 576,7 млн. рублей или на 15%. Удельный вес объема финансовой помощи муниципальным образованиям в общем объеме финансовой помощи снизился с 55,7% в 2002 году до 48,3% в 2004 году.
В 2004 году сокращается доля доходов (без учета источников внутреннего финансирования) бюджетов муниципальных образований в общем объеме доходов консолидированного бюджета РТ на 0,6%, а доля их расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета – на 1,7%. Удельный вес расходов бюджетов муниципальных образований в общих расходах консолидированного бюджета составит в 2004 году 50,6% против 52,3% в 2003 году.
Вот как выглядит распределение финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на 2004 год в сравнении с итогами предварительного исполнения республиканского бюджета за 2003 год в разрезе муниципальных образований:
Наименование
2002 год
2003 год
2004 год
Общий объем финансовой помощи от федерального бюджета (в млн.руб.), (в процентах к предыдущему году)
3822,1
4290,5 112,3
4398,8 102,5
Общий объем финансовой помощи от республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований (в млн.руб.), (в процентах к предыдущему году)
2127,8
2086,1 98,0
2125,0 101,9
Удельный вес финансовой помощи бюджетам муниципальных образований в объеме финансовой помощи от федерального бюджета, %
55,7
48,6
48,3
В 2004 году по сравнению с 2003 годом финансовая помощь в целом уменьшилась по Тере-Хольскому, Тоджинскому, Улуг-Хемскому, Чеди-Хольскому кожуунам, по городам Кызылу и Ак-Довураку. По этим муниципальным образованиям общее номинальное снижение объемов финансовой помощи составит 72,4 млн. рублей.
Наименование
Объем финансовой помощи бюджетам муниципальных образований
Отклонение
за 2003 год, тыс.руб.
В бюджете на 2004 год, тыс.руб.
в тыс.руб.
в процентах
Бай-Тайгинский
109966
118369
8403
7,65
Барун-Хемчикский
153664
158564
4900
3,19
Дзун-Хемчикский
155654
176566
20912
13,44
Каа-Хемский
90156
102583
12427
13,79
Кызылский
128024
136273
8249
6,45
Монгун-Тайгинский
92036
92952
916
1,00
Овюрский
89289
101042
11753
13,17
Пий-Хемский
91846
105549
13703
14,92
Сут-Хольский
95082
98244
3162
3,33
Тандинский
102413
108893
6480
6,33
Тере-Хольский
25635
21543
-4092
-15,97
Тес-Хемский
85847
95402
9555
11,13
Тоджинский
74837
58820
-16017
-21,41
Улуг-Хемский
158629
153190
-5439
-3,43
Эрзинский
78751
84817
6066
7,71
Чаа-Хольский
56012
60708
4696
8,39
Чеди-Хольский
88497
80130
-8367
-9,46
г.Кызыл
295557
279106
-16451
-5,57
г.Ак-Довурак
114255
92211
-22044
-19,3
ВСЕГО
2086149
2124962
38813
1,86
Бюджетная обеспеченность на одного жителя колеблется от 5,8 тысяч рублей в Кызыле до 17,9 тысяч рублей в Монгун-Тайгинском кожууне. Замечена странная закономерность: чем больше в муниципальном образовании процент русскоязычного населения, – тем меньше бюджетная обеспеченность.
Наименование
Объем расходов бюджетов муниципальных образований
Численность по предвари-тельным данным ВПН 2002 года, тыс.человек
Объем расходов бюджета на 1 жителя
По итогам предварительного исполнения бюджета за 2003 год, тыс.руб.
на 2004 год, тыс.руб.
по итогам 2003 года, тыс.руб.
на 2004 год, тыс.руб.
Бай-Тайгинский
126437
135417
12,3
10,3
11,0
Барун-Хемчикский
177432
182045
12,7
14,0
14,3
Дзун-Хемчикский
186026
208796
21,4
8,7
9,8
Каа-Хемский
116698
127223
13,1
8,9
9,7
Кызылский
184638
192865
22,7
8,1
8,5
Монгун-Тайгинский
106311
105616
5,9
18,0
17,9
Овюрский
106499
115984
7,9
13,5
14,7
Пий-Хемский
119144
130259
11,4
10,5
11,4
Сут-Хольский
108542
115075
8,4
12,9
13,7
Тандинский
128635
136488
13,8
9,3
9,9
Тере-Хольский
28998
25570
1,8
16,1
14,2
Тес-Хемский
99794
109297
8,9
11,2
12,3
Тоджинский
102689
89763
5,9
17,4
15,2
Улуг-Хемский
197699
188371
19,5
10,1
9,7
Эрзинский
97473
100723
8,0
12,2
12,6
Чаа-Хольский
63799
69131
6,5
9,8
10,6
Чеди-Хольский
100544
94195
8,1
12,4
11,6
г.Кызыл
620641
603283
104,1
6,0
5,8
г.Ак-Довурак
144730
119604
13,0
11,1
9,2
ВСЕГО
2816729
2849705
305,5
9,2
9,3
Таким образом, впервые за последние годы расходы бюджета республики и республиканского бюджета на 2004 год сформированы с отставанием от темпов роста инфляции. В реальном выражении расходы консолидированного бюджета Республики Тыва на 2004 год снижаются к уровню 2003 года на 5,8%.
В 2004 году будут обеспечены более высокие темпы роста расходов республиканского бюджета, чем темпы роста инфляции, на государственное управление, судебную власть, правоохранительную деятельность, содержание правительственных средств массовой информации, науку, сельское хозяйство, охрану окружающей среды и природных ресурсов, транспорт, предупреждение и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, прочие расходы. При этом объем средств за счет местной адресной инвестиционной программы увеличился на 6,8 млн. рублей к уровню 2003 года. В консолидированном бюджете республики на 2004 год предусматривается сокращение средств на жилищно-коммунальное хозяйство республики несмотря на то, что на конец ноября 2003 года кредиторская задолженность по ЖКХ составила 666,7 млн. рублей.
Сложившаяся в республике система межбюджетных отношений не соответствует принципам бюджетного федерализма и требованиям рыночной экономики. Распределение объема финансовой помощи не позволят муниципальным образованиям вести хозяйство самостоятельностью. Нарушено требование ФЗ РФ «О финансовых основах местного самоуправления» от 25.09.1997 года №126-ФЗ, которым установлено, что распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возраста в общей численности населения, долю лиц пенсионного возраста, площадь территории муниципального образования, уровень душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования. При этом доля муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований должна устанавливаться в процентах и утверждаться законодательным актом субъекта РФ.
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.
Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru