Клавдия Антоновна Прохорова была неправильно воспитана. Ей с детства внушили, что нужно верить людям. Добром кончиться это не могло, потому что работала Клавдия Антоновна кассиром в бане «Центральная» Кызылского банно-прачечного комбината.
Приказом директора этого муниципального предприятия утверждена инструкция, по которой кассир в конце рабочего дня обязан «снять» кассу, занести результаты в кассовую книгу, а затем лично сдать дневную выручку в главную кассу предприятия вместе с кассовой книгой, при этом бухгалтер должен проверить правильность учиненных записей и заверить этот факт собственной подписью.
Однако на практике эта инструкция нередко нарушалась. Причем по инициативе руководства. Бывало, позвонят кассиру: «Есть ли в кассе какая мелочишка? Срочно нужна наличность для решения неотложных производственных проблем. Сейчас подъедет человек, выгребите из кассы все, что есть, отдайте ему, а потом оформим!». Прохорова только догадывалась, какая именно нужда толкала руководство на нарушение установленных правил. По большому счету ей было все равно: веники с большой выгодой для предприятия покупали или дефицитные шайки по случаю. Она могла и не догадываться о таких мотивах, как срочная нужда руководства залить похмелье или «накрыть поляну» для вышестоящего начальства. Делала, как говорили. Надеялась заслужить уважение. Однако вышло то, что вышло.
7 июня прошлого года приехала заведующая складом Е.Маркова, забрала выручку, а вечером из конторы Прохоровой сообщили по телефону, что у нее выявлена в подотчете недостача 510 рублей, которая будет взыскана из ее зарплаты. И действительно, из зарплаты вычли. Напрасно она показывала на подпись в кассовой книге, попусту заверяла начальство, что Маркова расписалась за деньги, а значит, она и должна нести ответственность за полученную сумму. Впрочем, Маркова и в суде отказалась от подписи. Деньги, мол, получать получала, но нигде не расписывалась и даже считать не стала.
Тут бы мировому судье Р.Инми поинтересоваться у Марковой, а какое отношение она имеет к кассе, почему тратила драгоценное рабочее время на выполнение несвойственной ей функции? Наконец, если она упорно не желает признавать своей подпись в кассовой книге, с ответом на этот вопрос мог бы справиться эксперт-почерковед.
Но суд был, если не поспешный, то очень скорый. Решение в пользу администрации, интересы которой представлял опытный юрист. А Прохоровой перед судом разъяснили, что ей представитель по такому пустяшному делу не положен.
После такого суда Клавдия Антоновна написал в газету, как окончательно разочаровалась в нынешней судебной системе:
«Думала, что мировой суд откроет правду. Оказалось, я глубоко ошиблась. Он защищает только чиновников, которые имеют деньги и власть. Администрация БПК наняли адвоката против меня, а мне сказали, что по гражданским делам мне адвокат не положен, да мне и адвокату платить нечем. Если бы главный бухгалтер Владыкина С.В. платила со своего кармана, она бы, может, и задумалась, а государственные деньги не жалко. Адвокату заплатили, конечно, кругленькую сумму. БПК выиграл, с меня высчитали 510 рублей, а адвокату наверно в десять раз больше заплатили. Это на их совести, хотя про совесть говорить не уместно в данном случае.
У предприятия адвокату платить деньги есть, но зато нет, чтобы платить за мусорные контейнеры. Скоро в баню «Центральная» клиенты будут заходить через мусорные сугробы, если еще видно будет баню. Хорошо, что сейчас зима, и мусор снегом занесло. В центре города такое безобразие никто не видит, ни свое начальство, ни городское. В конце письма хочу выразить свое пожелание людям, что к мировым судьям не стоит обращаться, они на стороне чиновников, а от простых людей им никакой выгоды. Обращаться больше не хочу никуда – это все бесполезно. Не было правды, и не будет никогда».
Все вроде бы правильно. Но с последним утверждением можно поспорить. Вся правда этой истории заключена в инструкции. Не нужно выполнять никакие указания начальства, если они идут вразрез с законами и установленными правилами. Особенно если дело приходится иметь с теми, кто живет не по законам, а по понятиям.
Отдел борьбы с негодяями