Кажется, Вы зашли на мобильную версию сайта, используя настольный компьютер. Кликните мышкой по надписи, чтобы перейти на полную версию сайта. 
   
«Мы попадем в рай, а они – просто сдохнут!» ©
Сообщение для всех: "Если у вас имеются проблемы с работой сайта risk-inform.ru, попробуйте воспользоваться https://risk-inform.com, https://riskinform.blogspot.com или https://t.me/riskinform"
 Логин:
 Пароль:
   
 
A- | A | A+ 12pt

№10, 10 марта 2004 года («РИСК информ»)

ТАК КТО ГЛУМИТСЯ НАД ИСТОРИЕЙ?

Надо признать сразу: безусловно, Дозур-оолу Лаймазаповичу Тинмею нет никаких оснований любить нашу газету. Ведь именно в ней в разное время были опубликованы острые материалы, проливающие свет на неблаговидные дела как самого Д.Тинмея, так и его сынка Орлана. Чего стоят хотя бы материалы об участии в двух поджогах нашей редакции (и, скорее всего – в качестве организатора) Тинмея-младшего, проворачивании подозрительной сделки (похожей на хищение) с бюджетными деньгами Тинмея-старшего, или об уголовном деле о незаконном приобретении и продаже боеприпасов, где фигурантами являлись уже оба Тинмея.

Малоприятны ему и наши вполне обоснованные предположения, что оба Тинмея до сих пор не за решёткой только потому, что их ближайший родственник Илья Товарищтай служил то начальником уголовного розыска МВД, то заместителем Главы республики по правоохранительным органам. А не так давно газета вновь осмелилась критикнуть Д.Тинмея, неизвестно за какие заслуги вдруг ставшего Почетным гражданином Кызыла («Кандидат к доктору», «РИ», №19 за 2003 год). Кстати, поводом для этой статьи была статья Тинмея в «Тувинской «правде», наполненная гневом на отличие взглядов наших авторов на так называемое «восстание 60 богатырей».

И вот неугомонный писака вновь взялся за перо, дабы излить гнев своей души на нашу публикацию «Менты» (№8 за этот год). Нет, не на саму статью обижен кандидат экономических наук, а на то, какими нам видятся так называемые «60 богатырей», лишившихся голов за разбой и насилие.

«Резким диссонансом, прямым вызовом национальной памяти и достоинству народа, – изливает душу Д.Тинмей, – звучат ныне очернительские, глумливые выпадки в газетах «РИСК» и «РИСК информ», в адрес тех, кто за поддержку угнетенных, борьбу против захватчиков тувинской земли, местных феодалов-кровососов были жестоко казнены и головы их выставлены на столбах на перевалах... Так, в выпуске №14 в июле 2003 года газеты «РИСК» национальные герои заклеймены разбойниками и бандитами, а в декабрьском №19 свои публикации подали как материалы о переоценке деятельности организованной преступной группировки под условным названием «60 богатырей». При этом провокатор пытается натравить на нашу газету Администрацию Сут-Хольского района и потомков кайгалов. Впрочем, этот его приём не нов: Тинмей уже длительное время пишет свои «разоблачительные» статьи, пытаясь натравить на газету прокуроров. Правда, результат всегда получается обратный: каждый раз суд осуждает его самого за распространение недостоверной и клеветнической информации. И теперь он обвешан исполнительными листами, как рождественская елка игрушками.

Что на это можно сказать? Вопрос о «героизме» 60 беглецов поднимался не раз и не только нами. Вместо монолитного воззрения большевистской истории, которой эти скотокрады романтизировались, но не идеализировались, в 1990-х годах стала настойчиво проводиться точка зрения, которую так рьяно отстаивает Тинмей. Надо сказать, что ничего удивительного нет: исторические события со временем теряют свою многоликость, отдельные детали стираются из народной памяти, современники или свидетели умирают или уничтожаются, в публикациях упоминаются только «нужные» документы (как правило, тщательно отредактированные), и из всех разнообразных точек зрения постепенно выкристаллизовывается «заказанная» – нужная власти. Из-за конъюнктурных псевдо-ученых нередко случается, что история становится продажной наукой: каков будет строй в государстве, какая будет идеология – такие будут и исторические концепции. Надо хвалить Сталина как жесткого, но справедливого властителя, – и Иван Грозный предстает как борец с боярами-«изменниками», заступник народа. Надо ругать Сталина – приводят число погибших от опричнины. 20-й век особенно богат на такие «перевороты» в исторической науке.

Как известно, наш сегодняшний Глава республики в некотором роде является потомком тех бандитов, и нам вполне понятно упорство, с каким некоторые наши современники пытаются представить кайгалов в роли народных заступников. Нищая интеллигенция республики доведена до такого состояния, что некоторым ее представителям не кажется зазорным за кусок мяса влиться в хор восхвалителей подонков...

Но давайте вернемся к тинмеевской публикации. Поскольку автор представляется как ученый-экономист, не будем строго судить его за бесплодную попытку родить истину в областях истории, криминалистики и филологии, где он ученых степеней пока не поимел. Хотя поражает наглая самоуверенность, с которой он выступает в сферах знания, ему маловедомых. (Вот Л.Натпит-оол, выступивший в прошлом году на ту же тему, – тот откровенно признался: «Я, мол, дилетант в исторической науке, но свое мнение имею»). И спокойно разберемся в этом деле на основании публикаций авторитетных ученых, обоснованно уважаемых за труды именно в обозначенной области, а не холуйствующих угодников, способных из карьеристских устремлений черное выдавать за белое и наоборот.

Приведем выдержку из одного исторического труда: «Самым крупным из выступлений 19-го века было восстание «60 богатырей» 1883–1885 гг. Поводом взрыва народного гнева явились вероломство ряда хемчикских феодалов. Выдавая себя за заступников бедноты, обижаемой маньчжурскими и монгольскими феодалами, они снаряжали группы «кайгалов» (удальцов) для угона скота из Монголии с целью ослабления напряженной обстановки, вызванной массовым падежом скота и разорением аратов. Избегая ответственности перед властями за сопричастность в воровстве, они подставили под наказание рядовых участников набегов. На это араты ответили неповиновением, вооруженной борьбой. Их пытались уговорить вернуться в свои аалы и примириться с властями. Но восставшие, как вспоминал Адаштай, «начали у монгушских и оюннарских баев ловить скот и продовольствоваться им».

К прискорбию Тинмея, это не наши фантазии на тему о корнях тувинского бандитизма, характеризующиеся как разжигающие межнациональную рознь и клевещущие на наших «святых» «героев». И не какого-нибудь самозванца, а строки известного ученого-историка Юрия Лудужаповича Аранчына, опубликованные в его труде «Исторический путь тувинского народа к социализму» (Новосибирск, 1982 год, с.34).

Впрочем, к удивлению нашего «защитника» бандитов (а также нас самих), аналогичной нашей точки зрения невольно придерживается и... «Тувинская правда»! Она неосторожно перепечатала в номере за 2 марта 2004 года достаточно подробный рассказ доктора исторических наук В.И.Дулова «От древних времен до наших дней», опубликованный в «Ученых записках» еще в 1953 году.

Приведем и прокомментируем лишь некоторые фрагменты, дающие полную картину событий по версии Дулова.

Вот как ученый характеризует порядки в Туве в то время: «Власть тувинского чиновника была исключительно деспотичной. Произволу и насилию тувинских феодальных правителей не было границ. В третьей четверти ХIX в. выделялись своей жестокостью два чиновника-феодала: Базыр – правитель Даа-хошуна и ондарский сумонный чангы Сенге». Особенно ярко он описывает владыку клана Ондара: «...Сенге – садист, насильник, конокрад, пьяница – возбуждал к себе ненависть подвластных людей». Живописует Дулов и степень криминализации тувинского общества того времени: «В начале 80-х годов тувинские баи Сенге и другие направили в Монголию несколько групп (кайгалов) для увода скота в Туву». Иначе, как международным бандитизмом, это никак не назовешь. И Сенге здесь выступает в роли организатора банды, а кайгалы – исполнителей.

Такое положение не могло устроить монголов, страдающих от преступников: «Монгольские князья стали настаивать перед китайским правительством на принятии решительных мер против кражи скота тувинцами». А когда запахло жаренным, организаторы бандитизма вероломно «сдали» своих подручных для спасения собственной жизни: «Тувинские чиновники, в частности, тот же Сенге, выдали своих наемных людей, занимавшихся угоном скота. Однако, когда они пытались предать суду конокрадов, то араты отказались явиться на суд и ушли в степи».

Вот тут-то и открывается новая страница деятельности преступников. Когда их предали организаторы, перед лицом неминуемой смертной казни они решили мстить своим бывшим хозяевам, воруя не только монгольский скот, но и тувинский. При этом насилуя и убивая местное население. «Отказавшись явиться на суд и ушедшие в степь Оргу-Шоль, группы Дажима и Самбажика поселились на горе Кара-Даг. К осени 1883г. вокруг Самбажика, Дажима и Кожагара-Комбулдая объединились несколько десятков человек. Основной костяк образовала группа в 60 человек, по числу которых и все движение, в которое позже вливались новые десятки людей, феодально-байская верхушка прозвала «алдан дургун» (60 беглецов). Они заявили: «Чем быть под вашей властью, мы сделаем Кара-Даг ханом, а Оргу-Шоль – троном», и начали у монгушских и ондарских баев ловить скот для продовольствия». В массе своей бандиты представляли в основном западные хемчикские роды: «...К восстанию примыкали люди разных сумонов Даа и Бэйсе хошунов, но главным образом были люди из родов Монгушей, Ондаров, Ховалыгов, Сарыгларов, Хертеков, Кучугетов и др.», – пишет историк.

Теперь уже на бандитов стало жаловаться китайским властям и тувинское население, не способное обуздать ими же взращенную организованную преступность. И власти активно взялись за ликвидацию бандитизма: «Положением в Туве заинтересовались китайские власти. Амбын-нойон дал указание самым беспощадным образом расправиться с восставшими и их родственниками – и их жизнь была поставлена вне закона». А когда воины из законопослушных восточных хошунов, которых было приблизительно столько же, сколько и бандитов, стали вылавливать «беглых богатырей», те тут же «скисли»: «Восставшие не сумели оказать должного сопротивления отрядам цириков, были рассеяны, убиты либо пленены», – описывается в статье Дулова.

«Группу захваченных отправили на суд в Улясутай. Пленных судил сам цзян-цзюн. По русским данным, в Улясутае было казнено 42 восставших. Головы казненных сложили в особые корзины и, погрузив на верблюдов, по шесть голов на каждого, вывезли в Туву. Эти головы привезли весной 1885г. и, привязав их к столбам, на которых были сделаны соответствующие надписи, расставили на перекрестках дорог, на перевалах в горах».

А теперь скажите, уважаемый читатель, где тут «богатыри» и «борцы» за народ? Да, когда они угоняли скот сначала у монголов с подачи своих подонков-хозяев, а затем и у самих хозяев, они были наглые, смелые и мужественные. Но как только им стали противостоять вооруженные люди приблизительно тем же числом, что и они, их геройство тут же улетучилось. Что героического в этих трусливых отморозках мог найти Тинмей?

К слову, все это происходит и сейчас. После прихода к власти выходцев с Хемчика скотокрадство в республике резко активизировалось. Настолько, что фактически уничтожило скотоводство как отрасль экономики, лишив стимула для её развития. И думается, что попытки обелить шпану 19-го века продиктованы не столько желанием восстановить историю, сколько идеологически «обелить» сегодняшних уголовников и их высоких покровителей в коридорах власти, а также то, что они сделали с экономикой.

Ведь общеизвестно, что скотокрадство и торговля ворованным мясом сегодня – преступная отрасль, где крутятся огромные деньги, сравнимые с бюджетом республики. И без «крыши» в правительстве и правоохранительных структурах это было бы невозможно. Да и посмотрите, кто подался в поборники «беглецов»? Член правительства, руководящий коммунальным хозяйством, отсидевший в свое время срок за разбой, да ученый-экономист, всем своим семейством неоднократно имевший проблемы с Законом.

А для сведения читателей приводим современную квалификацию деяний т.н. «богатырей» в соответствии с Уголовным Кодексом России. Если бы их сейчас судили.

Итак, налицо организация преступного сообщества (ст.210), грабеж (ст.161), разбой (ст.162), бандитизм (ст.210), вооруженный мятеж (ст.279), организация незаконного вооруженного формирования и/или участие в нем (ст.208), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов (солдат кто убивал?) (ст.317), – вот далеко неполный перечень статей Уголовного кодекса, по которым проходили бы прославленные «герои» в наши дни. Обычные бандиты, намеревавшиеся в случае чего рвануть за кордон... И неважно, какими целями они оправдывали свою деятельность: они начали с преступлений, преступлениями же и закончили.

И не надо обижаться на «бандитов», «шпану» и прочее – наша газета просто позволяет себе роскошь называть вещи своими именами и не выдавать, согласно новому политическому заказу, черное за белое, провалы за успехи, а скотокрадов за «героев». Они этого не заслуживают.

Семен Сучков-Задиристый 

P.S. И еще. В запале Д.Тинмей пишет, что мы якобы назвали Главу правительства подонком. Это гнусная ложь. Во избежание новых инсинуаций приводим стишок, посвященный Уроку Конституции, проведенному Ш.Д.Ооржаком, полностью.

ПОДОНОК

Бывает, что один пример
Важней любой инструкции.
На днях на публике премьер
Читал о Конституции.
Он осветил со всех сторон,
Детально непростой предмет:
«Нам Конституция – закон
И ничего главнее нет!»
Нашел хорошие слова
Про президента, думу, суд,
Прогресс, гражданские права,
И право главное – на труд.
Я слушать был еще бы рад,
Внимать ему как брату...
Но тут спросил какой-то гад:
«Когда дадут зарплату?»
Из-за таких стоит прогресс,
Успехи наши – куцые.
Подонку шкурный интерес
Дороже Конституции!

Рахат ЛУКУМ

Как видите, автор подонком назвал не Учителя, а того, кто в исторический час обучения конституционным правам вдруг не к месту вспомнил о нарушаемых Учителем конституционных прав на получение зарплаты, тем самым «испортив песню»... Если Тинмей этого не понял, спорить с ним бессмысленно.

Впрочем, где-то Дозур-оол Лайзапович, может быть, и прав: публично водить народ за нос, по крайней мере, неприлично... Но заметьте: мы этого не говорили.

 

risk-inform.ru/text/2004/10/kto10.html

(3477 раз прочитано)

 
   
 Доска объявлений 
   
 
Другие материалы номера 10 >
 
   
   
 
Материалы по теме:
» За что сидит Тинмей? (№3, 10 ноября 2004 г.)
» Безопасность начальника – главная забота службы безопасности (№2, 3 ноября 2004 г.)
» Криминальная милиция (№42, 27 октября 2004 г.)
» О.Тинмей – тувинский О.Бендер?  (№39, 6 октября 2004 г.)
» Ты не прав, Тинмей! (№1, 29 сентября 2004 г.)
» Права народов: что уже сделано и что еще надо сделать?  (№37, 15 сентября 2004 г.)
» 60 лет вместе (№36, 8 сентября 2004 г.)
» Кто убил Эппа? (№31, 4 августа 2004 г.)
» Лекам (№19, 12 мая 2004 г.)
» Дело о поджоге (№16, 21 апреля 2004 г.)
» ...И вся президентская рать (№15, 14 апреля 2004 г.)
» Менты (№8, 25 февраля 2004 г.)
» В новый год со старым хламом (№2, 14 января 2004 г.)
» На всю Россию!  (№21, 17 декабря 2003 г.)
» У Тинмея будут неприятности (№20, 10 декабря 2003 г.)
» Кандидат к доктору (№19, 3 декабря 2003 г.)
» Блеск и нищета тувинской буржуазии (№16, 12 ноября 2003 г.)
» Кто ковыряет дырки в бюджете? (№28, 29 октября 2003 г.)
» «Монголоиды» или «арии»?  (№26, 15 октября 2003 г.)
» Орлан Тинмей положил на всех... (№25, 8 октября 2003 г.)
» Путь ко мне (№24, 3 октября 2003 г.)
» Резервация лучше, чем республика?  (№15, 19 сентября 2003 г.)
» Путь ко мне (№15, 19 сентября 2003 г.)
» Орлан Тинмей продолжает вставлять палки в колеса туранским предпринимателям (№22, 12 сентября 2003 г.)
» Кто же они – 60 богатырей? или «Исторические» происки дилетанта (№21, 5 сентября 2003 г.)
» Кого же чествовала республика? (№18, 15 августа 2003 г.)
» «На теле общества есть много паразитов!» - (№17, 8 августа 2003 г.)
» Богатыри оказались кайгалами (№14, 18 июля 2003 г.)
» Путь ко мне (№12, 3 июля 2003 г.)
» Будет ли Аллея Героев в Кызыле? (№11, 27 июня 2003 г.)
» Новости (№7, 30 мая 2003 г.)
» Братва делает выборы (№6, 23 мая 2003 г.)
» Славный сын своего народа (№5, 16 мая 2003 г.)
» Ласковые объятия удава (№3, 1 мая 2003 г.)
Непокоренный. Памятник жертвам политических репрессий.
Комментариев: 19

Материал входит в раздел тематического архива:
 
   
Случайная картинка

В детстве я обожал Жака Кусто. Мечтал, что вырасту, и тоже стану исследователем дна. Мечты сбываются...

Газета
 • Свежий номер  • Архив газеты  • Тематический архив  • Карикатуры  • Юмор
Внеклассно
 • Новости  • Опросы  • Календарь обещаний  • Доска объявлений  • Форум
О нас
 • Обратная связь  • Статистика  • Помощь
Пользователи
 • Регистрация/Вход  • Добавить новость  • Добавить фото
Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше.Материалы сайта предназначены для лиц 16 лет и старше. Ответственность за достоверность опубликованных материалов несут авторы. Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на газету «РИСК» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «РИСКа» — risk-inform.ru
Страница газеты РИСК в ТелеграмеСтраница газеты РИСК в Телеграме Для писемДля писем
Лента новостей RSSЛента новостей RSS Зеркало сайтаЗеркало сайта
Страница газеты РИСК в Живом ЖурналеСтраница газеты РИСК в Blogspot Страница газеты РИСК в YouTubeСтраница газеты РИСК в YouTube