Окончание. Начало в №№ 8,9
Мы продолжаем публикацию беседы с доцентом кафедры математического анализа ТывГУ А.М. Борзенко.
– Немного о качестве вузовского образования, жизни наших преподавателей.
– Следует признать, что за последние годы качество образования ухудшилось. Видимо, в наше время образованные люди власти уже не так нужны. Происходит интенсификация труда преподавателей. Норма учебной нагрузки рассчитывается из большего, чем ранее, числа студентов на одного преподавателя. В целях экономии средств на образование не оплачиваются консультации к лекционным и практическим курсам, индивидуальные занятия со студентами. По многим дисциплинам отменены контрольные работы, или их количество сведено к минимуму. Число часов учебной нагрузки растет.
Экономия на образовании идет по всем направлениям. Так, например, на руководство курсовой работой студента сельскохозяйственного факультета преподавателю оплачивается из расчета за один час (всего!) работы. И это притом, что работу студент выполняет в течение года. Программы, по которым готовят студентов, не упрощаются, а абитуриенты из года в год приходят в вузы все с более слабыми знаниями. Час работы преподавателя вуза стоит меньше часа работы школьного учителя. Не знаю еще такого вуза в России, где преподаватели, как и у нас, не получали бы дотаций из местного бюджета. Многие из преподавателей подрабатывают. При разговоре со мной бывшие мои ученики, ныне работающие в Белом Доме, стыдливо умалчивают о сумме их зарплаты.
Руководство нашего вуза необъективно относится к работе преподавателей. Те из них, кто не соглашается с практикой «натягивания» хороших оценок, обвиняются в плохой работе. Это самый удобный способ, при котором не уменьшается число выдаваемых дипломов. При этом отпадает надобность руководству организовывать самостоятельную работу студентов. Не нужны читальные залы, методкабинеты, новая литература, технические средства обучения и т.д. Нет соответствующего внимания и к своим ученым. Это одна из причин, по которой процентный показатель «остепененных» преподавателей в нашем вузе не соответствует требуемому минимуму.
Скоро предстоит очередная государственная аттестация университета. Похоже на то, что снова придется искать «мертвых душ» в других городах, чтобы «подтянуть» этот показатель.
– Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы школы?
– Низкая зарплата учителей вынуждает их более интенсивно, а значит, менее качественно работать. Для родителей образование их детей становится все более платным. Кызылские школы (да и классы) страшно переполнены. Программы обучения усложняются. При этом мало кто из учителей доволен существующими учебниками. Технические средства обучения в школу почти не поставляются. Если учителя пенсионного возраста прекратят работать в школе, то там почти не останется специалистов. Учительская профессия давно не является престижной, и учительские места заполняются по остаточному принципу. Все с ужасом ждут новых реформ образования, в результате которых образование станет платным.
Это совсем перекроет дорогу в жизнь талантливой молодежи из небогатых семей. Просчеты правительства в области образования сказываются не так сразу, а через несколько лет. Но уже сейчас мы ярко видим результаты этих просчетов, когда нами управляют наши же, в прошлом не самые сильные, ученики.
– В чём Вы видите причины низкого уровня жизни россиян?
– На многих, в том числе и самых высоких должностях, сидят неспециалисты. Молча поощряется служение властям, начальникам, даже если это идет вразрез с моралью и законами, и вредно обществу.
– Ваши пожелания?
– Научитесь играть в шахматы сами, если до сих пор не научились, научите играть своих родных и близких. Возможно, через шахматы придет понимание того, что наша жизнь может быть честной, организованной и красивой. Перестаньте бояться начальников.
Очень благодарен всем тем, кто поддерживает игру в шахматы нашей молодежи, поддерживает игру нашей сборной. Всех жителей нашей республики поздравляю с Новым Годом! Счастья всем и уверенности в том, что наступят лучшие времена.
Беседу провел В.Бузыкаев