Вас не интересует, почему в стране развелось столько фальшивых орденоносцев и псевдо-ученых, не способных самостоятельно написать текст в пять строк без грамматических ошибок? Сообщение о том, что министр Аренин запросто выявил у себя в министерстве более пяти десятков правоохранителей с ворованными дипломами, подстегнуло интерес к вопросу добывания фальшивых дипломов безграмотными чиновниками. А тут в редакцию поступили документы, уличающие министра сельского хозяйства Тувы и руководителя отделения Аграрной партии России Н.Б.Алдачи в том, что он не только трижды судимый, но и предъявляет в официальные органы фальшивый диплом о высшем образовании, хотя еще в 1989 году был отчислен из сельскохозяйственного ВУЗа за академическую неуспеваемость.
Редакция опубликовала эти материалы, надеясь на предусмотренную Законом реакцию заинтересованных сторон: Госуниверситета, который обязан разобраться с утечкой документов строгой отчетности; МВД РТ, который должен установить, за какие именно деяния должен ответить Алдачи в четвертый раз – кражу, незаконное приобретение бланка диплома, изготовление подложного документа или только его предъявление официальным органам; правительство РТ, трудоустроившее проходимца с фальшивыми документами; и товарищей по Аграрной партии, так безрассудно доверивших святое дело борьбы за права тружеников сельского хозяйства матерому уголовнику.
Рассчитывали и на реакцию самого Николая Бугалтыровича, который, как порядочный человек, должен был от стыда сгореть; или, в ином случае, по примеру своего товарища-алкоголика по правительству Тувы, пойти и поджечь редакцию ненавистной газеты.
Как Вы уже догадались, дорогой читатель, ничего подобного не произошло, и до сих пор все перечисленные персонажи хранят невозмутимое спокойствие. И Алдачи никто не уволил, и сам он добровольно хлебное место не освободил. А амбициозная кадровичка правительства Лидия Ондар без всякого стеснения продолжает давать обширные интервью, не упоминая о фальшиводипломнике, который при её попустительстве (или содействии?) пролез в правительство Тувы. Сей факт можно расценить только как проявление нездоровой обстановки в республике, когда наличие в составе правительства уголовника-рецидивиста не пугает ни главу правительства Ооржака, ни его кадровика Ондар, ни министра Аренина, ни тем более ректора ТывГУ Дубровского.
На реакции ректора следует остановиться отдельно. Готовя публикацию статьи, редакция в соответствии с Законом «О СМИ» направила в университет запрос о получении фальшивого диплома на имя Н.Б.Алдачи. На телефонные звонки ректор убедительно увещевал, что ответ на запрос отправлен в газету, как того требует Закон. Но тот никак не мог дойти до редакции, и нам пришлось лично обратиться за его получением в учебную часть университета. И получили ответ-отписку за подписью не ректора университета, а двух его незаметных подчиненных – юриста В.В.Саин-Белек и начальника УО И.Н.Цепелевой.
Как следует из письма, оно было составлено еще 3 февраля 2004 года, хотя отметок об отправлении мы не обнаружили. Не будем винить работников университета за то, что они не отправили нам письмо и не смогли осилить без ошибок текст в четверть листа – они, вероятнее всего, филологическим образованием не отягощены. Впрочем, знание грамматики великого и могучего даже в тувинском высшем учебном заведении все же обязательно.
Но вернемся к тексту ответа. Делая запрос, мы наивно исходили из соображений, что наличие фальшивого диплома у члена правительства – факт, подрывающий веру в государство и позорящий учебное заведение, его обнародование всколыхнет ученое сообщество, и руководство университета посчитает своим долгом помочь в выявлении и пресечении позорного явления, захлестнувшего республику.
Увы! Ничего подобного не произошло! К нашему изумлению, клерки университета отказались предоставить редакции какую-либо мало-мальски интересную информацию, сославшись на то, что «университет как владелец конфиденциальной информации обязан защищать ее в целях предотвращения утечки... и несет ответственность ... за нарушение режима защиты информации».
С какой стати воровство бланков дипломов, их продажа, информация о списках экзаменационных комиссий и выпускников стали гостайной? К тому же распространение сведений об окончании ТывГУ никак не может считаться информацией, порочащей гражданина. Неужели Саин-Белек и Цепелева стыдясь, скрывают от посторонних факт службы в этом учебном заведении?
С другой стороны, обнаружив факт кражи или подделки документов, они ОБЯЗАНЫ бить в колокола и принимать все меры, чтобы предотвратить совершение подобных преступлений в будущем. А тут выходит, что, по мнению Саин-Белек и Цепелевой, в их обязанность входит сохранение конфиденциальной информации о том, что уголовник Алдачи не заканчивал высшего учебного заведения (где они имеют честь получать зарплату), а где-то то ли выкрал, то ли купил ворованный бланк диплома о высшем образовании. Видимо, их личной доблестью следует считать и сокрытие от общественности того факта, что диплом с указанным номером никому никогда не выдавался или выдавался, но не Алдачи, и что государственной экзаменационной комиссии, члены которой якобы подписали данный диплом, в природе не существует, либо она есть, но такой диплом не подписывала.
Читатель скажет: диплом Алдачи выдан не ТывГУ, а Тувинским филиалом Красноярского государственного института, поэтому никакого отношения Цепелева и Саин-Белек к этому преступлению имеют! Позвольте не согласиться. Поскольку при создании ТывГУ названный филиал влился в его состав, и весь архив с бланками и печатями находится в ТывГУ. Отдельные работники университета, даже никогда не работавшие в том филиале, по сей день имеют доступ к этим документам. Скорее всего, диплом куплен или заполнен был здесь, в Кызыле. Вряд ли Алдачи тувинский диплом продали в московском подземном переходе, как Чолбенею – ташкентский.
Интересно читателям будет узнать и о поведении ректора, запоздало прочитавшего подготовленный его работниками фиговый листок. Многие, вероятно, подумали, что Николай Григорьевич, прочтя сию не очень грамотную и абсолютно невнятную филькину грамоту, пришел в ярость и затопал ногами от возмущения. Ничуть не бывало! Он интеллигентно улыбнулся, весело блеснул очками и довольно отметил, что юрист университета научилась-таки писать подробные письма ни о чем. И это его глубоко удовлетворяет! Как будто толочь воду в ступе юристу университета положено по должности. Начальник немного пораскинул мозгами и предложил редакции повторить запрос, не упоминая конкретного уголовника из правительства. Затем он долго и подробно объяснял, как у них исключительно хорошо налажен учет документов. Объяснял так, что хотелось верить.
Но червь недоверия точил: откуда при таком строгом учете в республике столько фальшиводипломников? Университет то и дело потрясают скандалы по поводу взяточничества преподавателей и мошеннических операций лиц, не имеющих прямого отношения к учебному процессу. Ректору Дубровскому пока удавалось избегать быть напрямую втянутым в эти разборки. Хотя за все происходящее в ВУЗе отвечает именно он.
Ему многое прощается – и весьма посредственное качество преподавания, и отсутствие необходимого для статуса университета количества «остепененных» преподавателей, и поборы, и штамповка фиктивных выпускников. Считается, что он со всем этим борется, но силы явно несоразмерны. Действительно, следует признать: работать Николаю Григорьевичу просто некогда. Он вечный депутат и доверенное лицо на выборах всех и всяческих президентов. Где уж тут укараулить учебный процесс, уберечься взяточничества и избежать изготовления фальшивых документов! Мы к этому относимся с пониманием.
Но почему, если в университете, по мнению ректора, все нормально, и никто торговлей «образованием» не занимается, в учебном заведении соблюдается такая конспиративность в деятельности учебной части? Неужели в начальственных кабинетах незримо присутствует страх, что кто-то может потянуть за ниточку, ведущую к щедрому торговцу дипломами об образовании? Вряд ли сам Алдачи дома, в кустарных условиях, изготовил себе и бланк, и печать! И опасно: поставишь не ту цифру, букву или фамилию – и тут же угоришь.
К тому же, по слухам, купить в университете уже заполненные на изыскателя «корочки» намного дешевле и надежнее любого изготовления. Правда, спрос не очень велик из-за низкой котировки учебного заведения. Короче, не МВТУ имени Баумана. Сколько ремесленных училищ не объединяй, университет не получишь. Вне всякого сомнения, юрист и начальник учебной части ТывГУ все это понимают.
Думается, среди этих «конспираторов» в первую очередь и следует дознавателю ОД УВД г.Кызыла лейтенанту милиции Ховалыгу А.С. искать благодетелей Алдачи, так опрометчиво сподобивших ему ксиву об образовании. По крайней мере, в этом случае понятно, почему они упорно скрывают от огласки «конфиденциальную информацию» о лжедипломниках.
О тарифах и ассортименте услуг любой желающий может справиться по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл, ул. Ленина, д.36, Тывинский госуниверситет, каб.110.
Семен Сучков-Задиристый