В Кызылском городском суде начались слушания по уголовному делу о поджогах нашей редакции. Прокуратурой предъявлено обвинение Монгушу А.В., Очуру Т.С. и несовершеннолетнему Соколову Д.Г. в умышленном поджоге в ночь с 9 на 10 ноября 2001 года и с 11 на 12 января 2002 года помещения редакции газеты с целью воспрепятствования законной деятельности журналистов.
Нужно отметить, что злоумышленники были оперативно установлены и уличены в совершенном преступлении благодаря усилиям сотрудников Уголовного розыска и РУБОП МВД, за что мы им очень благодарны. Но бочка меда была испорчена ложкой дегтя: городской прокурор по неизвестным нам причинам умудрился выпустить из-под стражи подозреваемых, в результате чего один из них – Соколов – успел до рассмотрения дела судом совершить еще одно преступление и теперь косит под умалишенного в читинской психушке.
Нужно прямо сказать: расследование такого дела в Туве – случай беспрецедентный. Ведь поджог помещения СМИ – это не хулиганство и даже не грабеж. Это покушение на конституционные права граждан.
В зале суда собралось много народа. Судья, секретарь, прокурор, двое обвиняемых, один из которых почему-то не ушел в отведенное для обвиняемых место, с десяток свидетелей, среди которых странным образом оказался О.Тинмей, два адвоката, потерпевший и несколько темных личностей, идентифицировать которых не удалось, но чье нежелание оставлять следы на плёнке редакторской фотокамеры говорило само за себя...
Скажем сразу: процесс только начался и объявлен перерыв до 13 мая для розыска и привода свидетелей. Но само начало процесса, тем не менее, говорит о многом.
Начнем с того, что подначиваемый адвокатом подсудимый Монгуш с места в карьер отказался от своих первоначальных показаний. Он сразу заявил, что совершал поджог не за обещанные Очуром 3 тысячи рублей (в чем признавался на следствии), а из идейных соображений, чтобы прекратить деятельность СМИ. Сразу было видно, что это было хоть и плохо, но все же заранее отрежессировано. Судья и обвинитель никак не могли взять в толк: зачем обвиняемый берет на себя более тяжкую вину, чем до судебного процесса. Ведь если дело пойдет так же и дальше, то ему можно будет предъявить обвинение не по ст.167 ч.2 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества путем поджога, предполагающую до 5 лет лишения свободы, а по ст.205 ч.2 УК РФ – терроризм, предполагающую наказание лишением свободы на срок от 8 до 15 лет! При этом адвокат Полад весь судебный процесс старался как можно ближе подвести своего подзащитного именно к этой статье УК. Как выяснилось позднее, не случайно. И это нашло свое подтверждение при допросе свидетелей, которые тоже дружно «забыли» свои прежние показания, данные под присягой, и завели совсем другую «песню».
Началось с того, что шофер директора алкогольного центра отказался от своих первоначальных показаний, что он подвозил О.Тинмея к зданию редакции, где тот давал указания обвиняемому Очуру. При этом водитель напрочь отказался от своих показаний следствию, сославшись на то, что подписал подготовленные следователем бумаги не читая, поскольку русским языком не владеет ни в какой мере. Правда, он никак не смог объяснить суду, на каком языке изъяснялся 2 года со своим начальником Орланом Тинмеем, не говорящим по-тувински ни слова, сообщив только, что хоть Орлан Дозур-оолович и не говорит по-тувински, но кое-что все же понимает... Думается, что для обвинителя и суда было очевидно лжесвидетельство на суде и прокуратура предпримет в связи с этим предусмотренные законом меры и привлечет виновного к уголовной ответственности.
Удивило и выступление жены подсудимого Монгуша. Она подтвердила заявление самого Монгуша о его политическом экстремизме и добавила, что он отказался от своих прежних показаний о том, что его с целью поджога редакции нанял Очур после того, как тот передал ему 60 тысяч рублей.
Таким образом, после изменения показаний Монгушом и свидетелями выходит, что ни Очур, ни Тинмей к поджогу отношения не имеют, а в тюрьму на срок от 8 до 15 лет пойдет один Монгуш, поскольку его подельник Соколов вовсю «косит» под психа.
Впрочем, позиция адвоката вполне понятна: он является близким родственником жены Орлана Тинмея и его задача, видимо, состоит не в помощи подсудимого, а в спасении родственника. А вот как им удалось вовлечь в это жену и самого подсудимого – вопрос. Впрочем, если бы горпрокуратура не тянула время и не выпускала бы опасных преступников до суда (и Очур и Монгуш уже были судимы ранее за совершение тяжких преступлений, и разговор об этом отдельный), то у бандитов бы не было возможности отстроить новую схему ухода от уголовной ответственности. Кстати, Очура под стражу не взяли... И обвинителя, на глазах у которого разваливают уголовное дело, это не обеспокоило... Так они скоро всех свидетелей обработают. И судить будет некого.
Мы будем держать читателей в курсе судебного процесса.
Редакция