День 1мая выдался в Кызыле солнечным, но холодным и неприветливым. К тому же пронизывающий холодный ветер окончательно «добивал» праздничное настроение. Ну что нам погода! Так уж повелось издавна: бывшего советского человека ничем не напугаешь, когда речь идет о каком-либо праздничном мероприятии. Так было и на этот раз. У входа в столичный парк к 10 часам утра собралась не очень большая компания политически активных кызылчан. До обещанных в прессе 1000 человек не тянуло, но все-таки народ был. Судя по наспех изготовленным призывам и плакатам было видно, что собрались здесь в основном тувинские «Заединщики» и представители профсоюзов. Преобладали студенты, учителя, медики, одним словом – интеллигенция.
Ровно в 10 утра вся эта нестройная колонна двинулась в направлении центра тувинской столицы. Кто-то играл на баяне, пытаясь создать праздничный настрой, чего явно не получалось. Погода делала своё коварное дело. Кое-кто время от времени выкрикивал лозунги типа «Да здравствует партия «Единая Россия!», но особого отклика они в толпе не находили. Видимо, и сами митингующие понимали и осознавали, кто виноват в низкой зарплате трудящихся...
А между тем над демонстрантами веяли транспаранты, требующие достойной зарплаты. По идее профсоюзов первомайская акция должна была проходить под лозунгом «Достойная зарплата – путь к преодолению бедности!» и вылиться в активную акцию протеста. Но поддержать эту, по сути, антиправительственную акцию должны были члены тувинского регионального отделения партии «Единая Россия», то есть той самой партии, которую в народе и называют партией власти. И поэтому было очень странно наблюдать членов партии власти с транспарантами, требующими повышения зарплаты...
Под внимательными взглядами стражей порядка колонна дошла до площади Арата. И к удивлению зевак повернула не традиционно в сторону большого крыльца Тувмуздрамтеатра, а в сторону памятника В.И.Ленина. На собравшихся бывших членов КПСС и комсомольских активистов сверху с недоумением смотрел вождь мирового пролетариата. Казалось, он был готов их назвать «политическими проститутками», но... памятник есть памятник, и он стоически выдержал развернувшийся политический фарс.
О чем говорили главный профсоюзник Тувы К.Шавыраа, не представившийся сторонник «Единой России» и другие ораторы, оставалось глубочайшей загадкой, так как организаторы даже не удосужились позаботиться о микрофонах и звукоусилителях. Слышали возмущенные речи лишь небольшая кучка журналистов радио, телевидения и газет с предусмотрительно прихваченными микрофонами.
К тому же словно по чьему-то заданию мэр столицы Д.Донгак именно на 1 мая понарошку развернул в аккурат возле памятника в праздничный день асфальтно-бетонные работы. Кое-кто недовольно роптал и о шуме и гаме вокруг памятника пролетарскому вождю, и отсутствии звукоусиления. Другие (большей частью пожилые участники действа) были недовольны отсутствием на митинге коммунистов. Но то ли из-за отсутствия элементарной организации, то ли от противного холода, но постепенно народ стал беспорядочно расходиться.
И когда основная масса разбрелась, подошла колонна коммунистов. Оказалось, что заединщики и профсоюзники «кинули» их, коварно нарушив договоренность о совместном шествии к памятнику вождю от входа в Парк культуры не в 10, а в 10 часов 30 минут. При выяснении отношений все почему-то искали политические причины «подвоха» в неких указаниях из тувинского Белого Дома. Кое-кто прямо обвинил главного профсоюзника К.Шавыраа в политической провокации, вспоминая его слова, произнесенные перед праздниками: «Главное, чтобы некоторые партии и общественные объединения не перехватили инициативу и не перевели социальные требования акции на политические рельсы». Другими словами: никакой политики, а только социальные и экономические требования. При этом бывший активный коммунист забыл слова В.И.Ленина о том, что «политика есть концентрированное выражение экономики».
Повозмущавшись, коммунисты начали митинговать. По сравнению с проправительственными манифестантами коммунисты оказались на высоте: они «пригнали» автомашину с звукоусилителем. А ведущий митинга, секретарь Кызылского Горкома КПРФ Степан Григорьев был ещё «вооружен» и ручным мегафоном. Он открыл митинг, поприветствовал собравшихся и поблагодарил их за политическую активность. Степан Степанович очень эмоционально покрыл несмываемым позором ельцинско-путинский антинародный режим и заявил о том, что и на нашей улице будет праздник... Секретарь Тувинского Рескома КПРФ Алдын-оол Канзай поддержал своего коллегу. Алдын-оол Кангаевич «с фактами и цифрами в руках» азартно изобличил правящий политический режим. Другие участники митинга поддержали выступающих. На этом и покончили. Участники коммунистического митинга разошлись также быстро и организованно, как и собрались. Вскоре Площадь Арата опустела. На том праздник весны и труда и закончился.
Наш корр.