2 июля дюжие омоновцы резиновыми палками и ударами сапогов разогнали в Москве на Театральной площади толпу пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Люди хотели довести свое мнение до депутатов Государственной думы, которые в это время рассматривали правительственный законопроект о замене льгот денежной компенсацией. Хорошо отлаженная проправительственная машина для голосования и на этот раз сработала без сбоя – проект был принят в первом чтении практически без обсуждения. А это значит, что вопрос в принципе уже решен, и мнения граждан – тех, кто заслужил эти самые льготы – спрашивать никто не собирается.
По всем признакам правительство в очередной раз решило «кинуть» своих граждан. Помните, однажды объявили, что сбережений, которые мы десятилетиями накапливали в государственном Сбербанке, – нет?! То ли пропали, то ли их вовсе никогда не было... Но и на этот раз сработал закон сохранения вещества и энергии, который гласит, что если в одном месте убудет, то в другом обязательно всплывет. В полном соответствии с этим постулатом в стране вдруг появились невероятно богатые люди, которые до сих пор пытаются убедить общественность, что кристально честно и невероятно быстро заработали свои бешеные деньги.
Новое ограбление соотечественников хитро задумано и преподносится как проявление чуткости и заботы. Начальники не отрицают, что ветераны свои льготы заслужили и заработали, что инвалиды имеют право на социальную защиту, а то, что денег в бюджете на это нет – наше общее горе: финансов едва хватило на очередное повышение зарплаты чиновникам. Да и что за толк с этих льгот, если одни воспользоваться ими не могут по причине мизерного финансирования, другие – из-за отсутствия возможности воспользоваться льготными услугами (нет в деревне ни телефона, ни общественного транспорта и все жилищно-коммунальные услуги на улице)?
На эту удочку поймались очень многие из глухой провинции, чьи восторги по поводу предстоящей реформы с удовольствием тиражируют государственные телеканалы. Вместо того чтобы обеспечить выполнение закона, за что они получают деньги, решили их просто отменить. Грустно смотреть, как пожилые люди радуются ожиданием сотни-другой, не понимая, что заработали и вправе требовать гораздо больше. И уж если доброхоты из правительства действительно озабочены жалкой долей заслуженных жителей российской глубинки, то можно было бы оценить их право на конкретные льготы реальной суммой и предложить каждому сделать свой личный выбор.
Наконец, предлагаемое правительством решение следует расценить как грубейшее нарушение законности. Сначала молодому человеку, выбиравшему жизненный путь и профессию ещё в те, советские времена, государство говорило: «Работа тяжелая, вредная и опасная, платить за труд много не могу, но зато у тебя будут льготы». Зачастую именно перечень льгот склонял чашу весов – они были существенным условием трудового договора.
Теперь пожилому и больному человеку, честно выполнившему свою часть договора, это же государство в лице В.Путина с неподдельной грустью и сочувствием в голосе сообщает, что, невзирая на глобальные успехи в развитии российской экономики оно не может обеспечить свою часть обязательств по простой причине отсутствия такой возможности. Кое-кто из наших руководителей пытается выкрутиться: мол, не наша вина – это всё коммунисты наобещали.
Но ведь и Вас, господа, никто к власти не принуждал – сами вызвались. Если бы во время предвыборной кампании было прямо сказано, что льготы мы уничтожим, а взамен будет копеечная компенсация, то и в Кремле бы сейчас, вполне возможно, сидели бы другие люди.
Говорят, что в разведшколе, которую закончил В.Путин, обучают способам обманывать даже «детектор лжи». Хлопец оказался очень прилежным и способным учеником. Не поэтому ли, когда он с экранов вещает о восстановлении социальной справедливости, «диктатуре закона», борьбе с бедностью, изъятии у олигархов сверхдоходов, окончательному установлению мира в Чечне и прочих милых российскому сердцу мелочах, ему непроизвольно хочется верить?
До тех пор, пока не вспомнишь, что мира в Чечне нет, количество и размеры состояний сверхбогачей за время путинского «крышевания» увеличились в несколько раз. Невзирая на провозглашённое равноудаление олигархов от Кремля, в миллиардеры вышла и жена московского мэра Е.Батурина, демонстрируя бесстыдное слияние в любовном экстазе власти и бизнеса. А судебная расправа с отдельными богачами явно напоминает месть за заявки на власть и отказ делиться.
Наконец, совершенствование демократии началось с разгрома независимого от государства телевидения, затем были приняты «сверхдемократические» законы: сначала о партиях, а затем о митингах и демонстрациях, который вместо «разрешительного» принципа ввел «уведомительный», но с одним условием – место проведения акции нужно «согласовывать» с чиновником. А если он не согласится? Значит, протест незаконный, и вас можно топтать милицейским сапогом, как тех стариков на Театральной. Наконец, на днях опубликован закон о референдуме, который делает невозможным узнать мнение россиян, если инициатор плебисцита не располагает огромными деньгами или не находится у власти.
Очень похоже, что, заткнув народу рот, правительство решило, что теперь можно преспокойно залезть ему в карман.
Ш. Кара-Монгуш