Аяс Намзырай-Сонам ненавидел скуку. И как только она приходила, боролся самым решительным способом. Добром это кончиться не могло, потому что скука приходила часто – двадцатисемилетний повеса нигде не работал, а боролся с ней только при помощи запоев и безобразий.
30 апреля 2002 года Аяс в очередной раз глушил скуку «технарем» в доме №213 по ул.Пролетарская г.Кызыла с помощью двух дружков – Э.Шиилея и Р.Салчака. Примерно в 19 часов «лечебное» средство закончилось и собутыльники отправились на поиски спиртного и приключений. По чистой случайности на их пьяном пути встретился проживавший неподалеку выпускник средней школы Георгий Жамкоцян.
Намзырай не стал долго утруждать себя изысканием оригинального повода учинить дебош и поизмываться над пацаном – потребовал дать сигарету, а когда получил отказ, решил обидеться и напал на обидчика с кулаками. Но получил отпор. В ответ на причинение «ссадин на лице» Жамкоцян ответил «ушибами мягких тканей лица, левого плеча и грудной клетки».
Со скукой было окончательно покончено. Вместо неё образовалась огромная обида и желание отомстить. А тут же появилась и возможность свести счеты самим решительным образом. Угодливый Шиилей сбегал, принес обрез и три патрона. Один он тут же использовал, произведя выстрел вверх, а остальные два вместе с обрезом передал Намзыраю, который, долго не размышляя, зарядил оружие и выстрелил Жамкоцяну в голову. Ранение оказалось смертельным.
Еще один заряд достался отцу потерпевшего Норику Георгиевичу, который, услышав выстрел, прибежал и попытался защитить сына. Только по счастливой случайности ранение в голову оказалось легким. Убийца убежал, вместе с обрезом его нашли на следующий день в квартире 31 в доме 43 по ул.Лопсанчапа.
Прошло более двух лет. По всем меркам Намзырай давно уже должен отбывать наказание. Но абсолютно простое уголовное дело до сих пор не рассмотрено. Более того, вокруг него идет непонятная возня – убийца был даже освобожден судом из-под стражи.
Непонятно, чем руководствовалась судья М.Чикашова, выпуская на свободу убийцу без каких-либо оснований, тем более что в суде тот вел себя вызывающе, высказывал угрозы не только в адрес потерпевшего, но и прокурора. Знакомые с Намзыраем, утверждают, что на его совести ещё несколько злодеяний. Только усилиями потерпевшего, который обошел все инстанции, Аяс вновь возвращен туда, где менее всего опасен для общества. Вряд ли какие-то препоны правосудию чинятся потерпевшей стороной – нет в этом никакой заинтересованности. Очевидно, что резон есть только у Намзырая, его дружков и их многочисленной родни.
Кто же этот Аяс Намзырай? Фигура типичная для нашего времени. Уроженец с.Тээли Бай-Тайгинского кожууна, он и прописан там, на ул.Малчын. Холостой. Нигде не работающий. Великовозрастный бездельник ошивался в Кызыле без нужды и денег, обременяя знакомых и родственников. Сколько сейчас подобных ему оболтусов днем требуют от государства материальной помощи и пособий по безработице, а ночью грабят прохожих, «чистят» квартиры и дачные участки!
При ознакомлении с делом трудно не прийти к мысли, что следствие сделало всё, чтобы облегчить участь подонка и его пособников, а суд успешно продолжает этот задел. Так и осталось неясным, для чего Намзырай «в неустановленное время» и в неясных целях приобрел обрез ружья и три патрона. Во время пьянки, предшествовавшей преступлению, попросил Шиилея спрятать оружие до случая. Вскоре таковой представился. Три пьяных «храбреца» на пустынной улице против подростка.
Но следователь пришел к выводу, что Шиилей «с целью предотвращения драки» (ну не было другой возможности!) вытащил оружие, положил его в рукав, вынес на улицу и передал Намзыраю. Если бы не этот догадливый правозащитник, может быть, и не было бы столь страшных последствий, но уголовное дело в отношении Шиилея выделено в отдельное производство. Это первый признак, что пособника зверского преступления решили полностью увести от ответственности.
Да и Намзыраю выгоднее идти по делу одному. Так гораздо легче обнаглевшего хулигана представить жертвой, ставшей преступником только вследствие случайного стечения неблагоприятных обстоятельств вопреки кроткому характеру и отличной характеристике. Поэтому его действия квалифицированы по ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство без отягчающих обстоятельств).
Следствие очень неубедительно пытается навязать свою интерпретацию событий. Вроде сошлись два крутых пацана, решили померяться амбициями – одному не повезло. Виноваты оба, а отвечать одному. Это же совсем другое дело! Совсем не о том, как взрослый пьяный подонок с двумя дружками за спиной из хулиганских побуждений напал на школьника, но, встретив отпор, убил. Ответственность за подобное деяние предусмотрена ч.2 ст.105 – убийство из хулиганских побуждений, а это уже не от шести до пятнадцати, а от восьми до двадцати или пожизненное лишение свободы.
Ничего предосудительного не усмотрели следователи и прокуроры в покушении на убийство отца потерпевшего. Этот факт просто не был никак квалифицирован, сошел за детскую шалость, а ведь это еще один признак квалифицированного убийства. Не обратили никакого внимания и на то, что негодяй напал на мальчика именно армянской национальности – не дай бог будет похоже на убийство по мотиву национальной ненависти!
Теперь защитник мерзавца С.Дажы-Сегбе просит изменить Намзыраю меру пресечения на подписку о невыезде, жалостливо рассказывая, насколько тот подорвал свое здоровье, а в следственном изоляторе ему отказывают в медицинской помощи. Почти год преступник числится за судом, но только теперь возникли сомнения в его психической полноценности и принято решение подвергнуть его стационарной экспертизе в г.Кемерово. А это значит, что суд нужно отложить еще, по крайней мере, на три месяца.
Будут ли граждане верить власти, если чиновники умудряются запутать и заволокитить самые простые и очевидные дела. Где гарантия, что завтра Намзырай будет признан невменяемым, немного полечится и выйдет снова на улицу, чтобы убивать? Чей сын будет его следующей жертвой?
Отдел борьбы за законность в судах