Администрация Кызыла опубликовала объявление о некоем конкурсе «на право предоставления услуг по перевозке пассажиров муниципальным, частным и государственным транспортом общего пользования по муниципальной маршрутной сети города Кызыла» («Тувинская правда» за 22 июля 2004 г.).
Несведущему читателю может показаться, что городские чиновники наконец озаботились транспортными проблемами кызылчан. Но не тут-то было! Текст объявления не оставляет ни малейших оснований для подобных иллюзий, зато позволяет утверждать, что наши столичные чиновники решили распочать еще один источник наживы. Но, как известно из школьной задачки, если из одной емкости убывает, то в другой обязательно должно прибывать. Нет сомнений, что по замыслу городских начальников прибыль ожидается опять в их карманы, а убыль вновь ощутят пассажиры.
Наши тому доводы. В пресловутом объявлении без всяких ссылок на расчеты и обоснования утверждается, что для Кызыла достаточно 339 автобусов особо малого класса для работы в режиме «маршрутного такси». И тут первый вопрос: а зачем ограничивать предложение услуг? Собственники «маршруток» первыми ощутят переизбыток предложения и свернут убыточный бизнес. Кому хуже, если «маршруток» будет больше? Пассажиры уж точно не пострадают. Есть довод, что избыток «маршруток» приводит к гонкам на шоссе и авариям. Вряд ли он выдержит критики. Этак ведь можно огранить и количество торговцев пищевыми продуктами, мотивируя санитарной опасностью и угрожая последствиями желудочно-кишечных заболеваний. Пусть нарушителями правил дорожного движения занимается ГАИ!
А намерения наших регуляторов прозрачны как слеза шофера. Цель этого «конкурса» (а в тексте то и дело мелькает слово «торги») содрать с соискателей по 600 рублей за участие в «забеге». Размер «куша» только по «маршруткам» каждый может рассчитать сам, помножив 600 рублей на количество возможных претендентов на 339 вакансий. Деньги предложено принести в кабинет 107 мэрии, где сидит один из родственников Донгака.
К тому же, весь этот карнавал – прекрасный повод избавиться от тех, кто по тем или иным причинам не нравится начальству. Наконец, любое ограничение – прекрасный повод для вымогательства взяток.
Выгорит ли у наших даргаларов очередная афера – покажет время. Одно можно утверждать уверенно: деньги, которые «маршрутники» выложат начальству в виде оплаты «конкурса» и взяток, они с лихвой изымут из кармана пассажира, подняв в очередной раз цену за проезд.
САТ Ира