5 августа в бывшем Доме политпросвещения Тувинского Обкома КПСС (ныне Дом народного творчества) состоялись торжественные мероприятия в честь юбилея бывшего партийного и государственного деятеля Тувы Григория Чоодуевича Ширшина. В фойе по сложившейся традиции были выставлены многочисленные фотографии юбиляра разных лет, его партийные награды, многочисленные удостоверения, книги и статьи.
Празднование коммунистического лидера Тувы было организовано его бывшим протеже, а в настоящее время кликушествующим антикоммунистом Ш.Ооржаком, который и на сей раз не изменил своей привычке прилично опоздать. Запоздалое появление Ооржака кое-кто неуклюже пытался сопроводить «бурными продолжительными аплодисментами», но послышались лишь жиденькие подхалимские хлопки. Как выяснилось, это расcтаралась челядь из числа свиты главы республики. Зато появление на сцене главного виновника торжества Г.Ч.Ширшина было встречено шквалом аплодисментов.
На сцене артисты Тувгосфилармонии среднего и старшего поколений, чье выступление было щедро оплачено Ооржаком из бюджета, исполнили шуточные песни в честь юбиляра и даже спели полузабытые коммунистические песни. В зале повеяло ностальгией по «светлому коммунистическому прошлому».
Неизменный ведущий подобных мероприятий А.Серен бодро выкрикивал фамилии выступающих, управляя процессом из-за кулис. Затем слово взял первый секретарь Тувинского Рекскома КПРФ А.Канзай. Он кратко рассказал о карьере Ширшина и зачитал поздравительные телеграммы в его адрес, в том числе и от главного российского коммуниста Г.Зюганова. Затем на трибуну взобрался бывший секретарь Тувинского Обкома КПСС, а ныне главный чиновник Тувы Ш.Ооржак.
Слащаво, неестественно улыбаясь, оратор начал свое сумбурное выступление. Понятно, что в нем не было слов о том, как они в паре с юбиляром развалили партийную организацию Тувы и парализовали ее деятельность, попеременно устраивая друг друга в начальственные кресла. Умолчал он и о том, как Г.Ширшин безнаказанно задавил на автомашине насмерть двух стариков. Ничего не говорил Ш.Ооржак и о своих тайных связях с лидером коммунистов Г.Зюгановым. Коснувшись поздравительной телеграммы Г.Зюганова Г.Ширшину, он лишь неуклюже попытался дистанцироваться от него, заявив совсем не к месту о том, что у него якобы отличающаяся от коммунистов позиция. Видимо, осознав, что опростоволосился, Ш.Ооржак пустился в исторические изыски, вспоминая историю Тувы с 1750 года. Он «просветил» собравшихся о том, что с этого времени поменялись 18 правителей Тувы, начиная с безвестных Амбын-Нойонов, из которых трое были монголами.
Особо он выделил своего хемчикского земляка нойона Буян-Бадыргы, эрзинских Иргита Шагдыржапа и Григория Ширшина, и каа-хемского Салчака Тока, не упомянув при этом расстрелянных в 1938 году руководителей Тувы Сата Чурмит-Дажы, Хемчик-оола и других.
И это понятно: не рассказывать же ему аудитории, как ему удалось за столь короткий исторический срок в 14 лет довести уровень бедности своего народа до 70%, развалить сельское хозяйство республики до такого состояния, что поголовье скота сократилось вдвое, сбор зерновых – в 2,5 раза, шерсти – в 4, муки – в 5, яиц – в 15, цельномолочной продукции – в 18 раз... Не докладывать же юбиляру, что построенные при Ширшине комбинат «Тувакобальт» и Ремзавод уже не существуют, как и 72 совхоза, а комбинат «Туваасбест», Машзавод и другие производства влачат жалкое существование на грани экономического краха. Не стал Ооржак хвастаться и падением за время его правления добычи угля в вдвое, кирпича – в 30, асбеста – в 100 раз. И вдруг, видимо осознавая негативное восприятие своей персоны в зале и катастрофические итоги своей деятельности, Ооржак в сердцах отчаянно воскликнул:
– Хоть критикуйте меня, хоть ругайте, но я и есть восемнадцатый правитель Тувы!
Заявление было воспринято гробовым молчанием.
Затем ведущий прочитал Указ Ш.Ооржака о награждении Г.Ширшина наградой РТ «Орденом РТ», который юбиляр принял без энтузиазма. Видимо, вспомнил, как отказались от аналогичной награды председатель парламента К.А.Бичелдей, руководитель передового сельхозпредприятия И.В.Чучев и Глава МЧС Герой России С.К.Шойгу. В зале многим показалось странным, как Г.Ч.Ширшин принимает награду из рук человека, разрушившего все результаты его деятельности и отправляющего его доживать в московскую цековскую квартиру. Затем пошли концертные номера.
Слово взял бывший идеологический оракул тувинского обкома КПСС, а ныне аксакал-председатель ПП ВХ РТ Д.Ооржак-старший. Изрядно поседевший глубокий старец поздравил юбиляра на тувинском языке, посетовав на то, что, к сожалению, поздравление напечатано на русском языке, всучил ему, не зачитывая, приветственный адрес грязноватого цвета и подарок. Седовласый старейшина вспомнил свое «светлое коммунистическое прошлое» и до того растрогался, что, тайком смахнув скупую мужскую слезу, полез лобызаться к Г.Ширшину. Именинник не сопротивлялся.
Эстафету принял депутат Б.Балчий-оол. Он отличился тем, что назвал присутствующих товарищей по партии «дамами и господами», что резануло слух бывших партократов. Явно имея в виду Ш.Ооржака, он вдруг заявил, что некоторые политиканствующие элементы незаслуженно называют период плодотворной деятельности Г.Ширшина на благо народа и республики «застоем», «стагнацией» и обливают грязью «светлое коммунистическое прошлое».
Между тем, продолжал оратор, «при Ширшине все строилось, двигалось, открывалось и т.д. и т.п., не то, что сейчас...» Зачитав приветственный адрес на русском языке и всучив ему поздравление, он поблагодарил юбиляра за хорошее здание бывшего обкома КПСС, в котором они заседают. На что Григорий Чоодуевич с ухмылкой ответил, что, мол, это еще не все хозяйство КПСС, и здание ДНТ, в котором его сегодня чествуют, – это тоже имущество КПСС.
После очередного концертного номера, продолжил церемонию мэр столицы Дон Гак. Градоначальник сумбурно предался воспоминаниям о своей комсомольской юности, сообщив, что является соседом Г.Ширшина по «Дворянскому гнезду» и, окончательно запутавшись в своей беспутной речи, перешел к чтению заготовленного текста приветственного адреса.
Затем было объявлено, что на сцену выйдут бывшие секретари тувинского обкома, первые секретари райкомов и горкомов КПСС, работавшие вместе с Г.Ширшиным. Всего вышло 21 человек, среди которых особо выделялись Ш.Ооржак и скандально известный Тинмей-старший.
Коммунист Аваа от имени бывших партократов поздравил юбиляра, заявив при этом, что Г.Ширшин при Советской власти не думал о своем личном благополучии и благополучии своих родственников, тем самым прозрачно намекая на нынешнего руководителя республики Ш.Ооржака, и вручил юбиляру общий подарок от коммунистических секретарей.
На сцену была приглашена делегация родного кожууна Г.Ширшина. Руководитель делегации А.-К.Комбу, поздравляя своего земляка, посетовала, что в годы перестройки и радикальных экономических реформ Г.Ширшин подвергался притеснениям и обструкции со стороны власть предержащих, явно имея в виду Ш.Ооржака, и демонстративно от имени эрзинцев вручила дорогие бриллиантовые сережки супруге юбиляра Л.Ширшиной.
Затем слово было предоставлено имениннику. Он поблагодарил всех за теплые слова в его адрес и угрожающе заявил, что он заканчивает книгу под названием «Жизнь продолжается» и прозрачно намекнул, что будет роздано «всем сестрам по серьгам» и будет воздано должное и ныне действующим политикам, явно имея в виду прежде всего, Ш.Ооржака.
«Народ у нас хороший, республика богатая. Мы теперь должны подумать, кому из молодежи передать руководство республикой», – заключил старейшина партийно-политической и государственной работы.
Наш корр.