Редкое дело рассмотрено недавно в Верховном суде России. Судебная коллегия по уголовным делам подтвердила обвинительный приговор следователю Следственного комитета МВД РФ Павлу Зайцеву. Милиционер был осужден на 2 года за производство незаконных обысков «из ложно понятых интересов службы» по знаменитому делу «Трех китов». Эта торговая фирма подозревалась в контрабанде, отмывании денег через «Бэнк оф Нью-Йорк», торговле российским оружием. Генпрокуратура «трехкитовое» дело у Зайцева отобрала, прекратила, а заодно обвинила его самого в превышении полномочий.
Совершенно неожиданно, но очень кстати наше государство вспомнило о правах человека. По сплоченным рядам правоохранителей прокатился возмущенный ропот. Ещё бы! В деяниях Зайцева не было установлено никакой личной заинтересованности. Более того, в некоторых случаях искомые доказательства даже были найдены.
Тем не менее, Генпрокуратура на этот раз настаивала на том, что законных оснований для производства обысков не было. А значит, следователь виноват – незаконным вторжением в частную жизнь граждан он нарушил процессуальный закон и причинил вред законным интересам граждан. Говорят, что подобное решение – серьезный поворот в правоохранительной практике и результат многочисленных неудач нашей Фемиды в Европейском суде по правам человека. Либеральная Европа, в объятия которой мы так настойчиво стремимся, не терпит малейших нарушений прав человека.
А работы на этом поле у нас, что называется, непочатый край.
Стоит помянуть хотя бы нашумевшее дело «по штампам ЛДПР». Для тех, кого оно непосредственно не коснулось, напомним. В 1998 году на выборах городского мэра победил А.Кашин. Его поддержка горожанами была тогда несомненной, но власть готовилась фальсифицировать выборы, для чего напечатали двойной запас бюллетеней. Когда это стало известно оппозиции, штаб претендента решил изготовить специальные штампы с указанием номера избирательного участка и даты выборов. Подменить проштампованные бюллетени было в принципе невозможно.
Однако, когда члены избирательных комиссий наряду со своими подписями стали проставлять в верхней части бюллетеней оттиски, перепуганная ЦИК, которую тогда возглавлял Н.Ондар, в панике подняла отчаянный шум, а сам респрокурор Е.Овчинников поспешно, без какой-либо предварительной проверки возбудил уголовное дело, в преддверии получения генеральских погон, «усмотрев» умысел на срыв выборов.
Закрутилось изначально обреченное на провал уголовное дело. Девять, как потом выяснилось, ни в чем не повинных граждан с необычайной легкостью были привлечены к уголовной ответственности. Пять лет не покладая рук трудилась многочисленная следственная бригада. Состряпали дело на двенадцать томов. Карточным домиком оно развалилось в суде. Сначала суд вынес оправдательный приговор, а затем и вовсе прекратил производство, установив грубые нарушения Закона со стороны следствия. Несмотря на все потуги высокого республиканского начальства, реанимировать его так и не удалось.
Обычно в подобных случаях «чудом спасшиеся» от наезда государственной машины со слезами на глазах благодарят самый гуманный в мире и пытаются забыть обиды и огорчения. Но на этот раз нашим «правоохранителям» не повезло. С.Конвиз и С.Сорокин предъявили иски к Минфину о возмещении вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности. Одно дело уже рассмотрено. Государство решением суда обязано выплатить 20 тысяч рублей. Ещё несколько дел на очереди. Нет никаких сомнений, что и остальные пострадавшие получат законную компенсацию. Государство у нас богатое – бюджет за все заплатит.
Казалось бы, можно ставить точку. Только вряд ли это будет правильно. Почему за нарушения закона, которые совершили конкретные должностные лица, должны из своего кармана заплатить сами же потерпевшие? Ведь, по большому счету, именно так и получилось. За все заплатили потерпевшие вкупе с остальными налогоплательщиками, а правонарушители в погонах остались в стороне.
Насколько нам известно, никто из героической следственной бригады лично ни в материальным плане, ни в смысле карьеры не пострадал. Более того, руководитель следственной бригады С.Монгуш вскоре был с повышением переведен в респрокуратуру, государственный обвинитель И.Липкович выскочила в судьи. И это очень странно. Если эти «работники» нарушали закон по незнанию и недомыслию, то им не место в правоохранительных органах и в суде. А если шли на нарушения умышленно, то им самое место на скамье подсудимых. Для таких случаев в УК предусмотрена специальная статья «за привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновных».
Отдел по борьбе за законность в судах