– это, знаете ли, подвиг... Понимая это, народная мудрость уже 50-летний порог совместной жизни возвела в «золотой» статус. Тува с Россией прожили дольше и решили помянуть этот факт празднично и с размахом. С сыпающимися с неба чужими парашютистами, один вечер стучащими пуантами балеринами, лихими гонщиками (напрокат у соседей) и, конечно же, фейерверком, сопровождаемым ключевыми русскими словами (самыми родными для любых аборигенов на бескрайних просторах России). Вздох восторга от длинного хвоста петарды вырывается у зевак на площади одновременным, мощным звуком, издающим: «Ё-о-о...» – и прекращается вместе с погасшей звездой единым выдохом – «...вана!» Прислушайтесь как-нибудь к этому международному возгласу.
Мезальянс России с Тувой (обе – женского рода) скорее подпадает под модель современных отношений, которая называется «шведской семьей». Как известно, в однополой семье не может быть общих детей, что, однако, не препятствует воспитанию уже имеющегося потомства. Общих детей, кроме нужных оборонке до поры до времени сырьевых комбинатов, между Тувой и Россией и не было. Историкам будущего предстоит распутывать и считать, чего у каждой стороны было больше: приобретений или потерь.
Живущим здесь и сейчас (надо заметить, живущим лучше, чем в некоторых взрывоопасных регионах) приходится признать, что катастрофических и ощутимых потерь Тува, в отличие от других малочисленных народов, вошедших в состав еще царской России, не понесла. Ассимиляции не произошло. Видимо, предшествующий опыт тысячелетнего ига (под каким только восточным каганатом Тува не побывала!) оставил после себя прививку отторжения. Ни языка (основополагающий признак), ни традиций, ни обычаев тувинцы не утратили. И если сопоставить потери России от коммунно-социалистического эксперимента, то промичуринский социальный эксперимент по привитию двух кардинально разных культур закончился сравнительно благоприятно.
60 безумных лет совместных тягот – коллективизации, войны, репрессии (в Туве по размаху они были ничуть не меньше, чем у Старшего Брата), индустриализации, кукурузных эпопей, освоения целины и т.д. так и не разомкнули психологических границ двух этносов. Но и не углубили существующей цивилизационной пропасти: тувинцы – язычники, чья социальная жизнь регламентировалась родовыми обязательствами и верой во власть Природы; и беглые православные крестьяне, открепившиеся даже от барина и рассчитывающие только на себя и Бога. И те, и другие – персонажи разных исторических эпох, имеющие за плечами тысячелетний опыт, не совпадающий ни в чем, волей обстоятельств оказались в одной упряжи.
Единого сплава из такого разнородного материала не получилось.
Тувинцы продолжают оставаться для русских, (как и русские для тувинцев) фактом окружающего бытия, с которым ты сросся. И относишься вполне безоценочно (за исключением крайних проявлений бытового шовинизма, чья природа имеет совсем другую историю и обоснование). Подтверждение тому – ничтожно малое количество совместных браков, генетическое отсутствие у коренного населения интереса к земледелию, огородничеству, при безоглядном желании жить среди природы, «на воле»; разные векторы жизненных ориентиров, атавистически коллективистское: «Что скажут люди?» – у тувинцев, и прагматично индивидуалистическое: «Каждый отвечает за себя» – у русских. Эти различия порождают, в конечном счете, феномен бесконфликтного сосуществования. Параллельного и не пересекающегося. Живя рядом, оба народа имеют мудрость не вторгаться в мир соседа с нравоучениями, сохранять круг собственных интересов и предпочтений.
Имя Токи, расшифровывалось «врагами народа» в свое время как аббревиатура Тываларны Орустарга Катыштырган Ашак («от тувинцев к русским присоединивший мужик»). Никакого оскорбительного подтекста, как можно убедиться нет, присутствует лишь констатация факта, хотя... Хотя повторившие эти слова больше не видели, ни родину, ни близких, да и вряд ли оставались в живых после сталинских лагерей... Неизвестно, как сложилась бы история Тувы в случае выбора иного стратегического партнера. Но то, что паритет сложившийся сегодня имеет естественную природу, а не является искусственно поддерживаемой властью «дружбой народов» (легко мутирующую во взаимную ненависть с терактами) свидетельствует в пользу того, что прошедшие 60 лет у Тувы с Россией окажутся не только страницей прошлого, но имеют все предпосылки для будущего.
САТ Ира