В последнее время слово «патриотизм» звучит в несколько ругательных тонах, а в приличном обществе вслух и не произносится. Надо честно признаться, что понятие патриотизма всеми интерпретируется по-разному, но это отдельный вопрос. Речь о том, что проведение юбилеев в принципе невозможно без привнесения идеологии патриотизма. Но у нашего республиканского руководства с идеологией отношения не складывались никогда.
Поначалу, когда Шериг-оол Ооржак занял руководящий пост, с идеологией было просто – она была не нужна. Большинство обходилось эйфорией, связанной в основном со словом «первый». Первый президент республики, первая «своя» настоящая Конституция, свои первые министерства, свои первые настоящие депутаты, которые по-настоящему голосуют и т.д.
Теперь, по прошествии десятка лет, слово «первый» невольно ассоциируется с именем Шериг-оола Ооржака и потому вызывает глухое и привычное раздражение, которое невозможно скрыть. А отсутствие четко выверенной идеологии и вовсе имя Ш.Д. низводит до самых низких степеней неуважения.
Древняя мудрость гласит: «Нельзя хулить своих правителей, это удел злобных и глупых людей». Но следует признаться: ведь и хвалить-то Шериг-оола Ооржака не за что. Его личностные качества, такие, как природный ум, цепкая память и ярко выраженная (чего уж там скрывать) харизма – уже не играют никакой роли.
По прошествии десятка лет в канун откровенно надуманных широкомасштабных юбилеев, к сожалению, приходится признать, что не любим и не уважаем мы своего правителя. Наш патриотизм должен был бы в канун юбилеев заключаться в любви к Шериг-оолу Ооржаку – нашему первому, хоть и бывшему президенту. Но нет этого патриотизма, и юбилеи как таковые – это всё пустые и громкие слова. Впрочем, во многом Ш.Д.Ооржак виноват сам.
Именно он затеял судебные тяжбы с депутатами парламента, политическими деятелями, известными хозяйственниками и журналистами, в результате которых Ооржак уже сейчас имеет четыре решения суда, вступивших в законную силу, признавшие его лжецом, распространяющим о своих политических оппонентах через государственные СМИ грязные инсинуации. Потерпев поражение в судах, Шериг-оол Дизижикович попытался «достать» своих оппонентов через прокуратуру путем возбуждения уголовных дел. Провалилась и эта попытка. А теперь перед ним маячит перспектива уголовной ответственности не только за клевету, но и за злостное неисполнение решений суда и мошенничество.
Общественность Тувы уже не шокируют слухи об обысках в рабочем кабинете и в жилище Главы республики – настолько пал его авторитет. Притчей во языцех стали криминализация республиканского правительства, набираемого из числа известных в Туве уголовников и вошедшее в систему воровство бюджетных средств сотнями миллионов рублей.
И самым ярким примером этого стали итоги подготовки к так называемым юбилеям: судя по «потемкинским деревням», что понастроили в Кызыле Ооржак с Гаком, большая часть из почти 100 млн. рублей, списанных на праздник, уже похищена. Заплаты на центральных улицах, побеленные заборы и фасады домов, по которым собираются возить гостей, открыто демонстрируют стремление начальства к показухе. К приметной дате Оржаку не удалось подготовить ни одного из объектов строительства: в строящемся Аэропорту для проводки гостей готовят лишь зал делегаций, кондитерскую фабрику покажут, скрыв, что полностью отсутствуют все инженерные сети, а Инфекционную больницу и Музей из-за разведенного там свинороя вообще показывать не будут.
В основном будут рассказывать о «грандиозных успехах» в «развитии демократии, свободы слова и процветания экономики». Наврут гостям с три короба, умолчав при этом, что редакция единственной оппозиционной газеты трижды поджигалась близкими к правительству уголовниками, выселена из помещения и вынуждена печататься за 400 км в Абакане за пределами республики; что за четырнадцатилетний период правления Ооржака поголовье крупного рогатого скота в республике сократилось более чем вдвое, а мелкого – до 5 раз; производство сельхозпродукции по разным его видам снизилось от 2 до 15 раз, а объемы промышленного производства – от 15 до 100(!) раз. За это же время дотационность республиканского бюджета увеличилась с 70 до 94%(!), численность чиновников – вдвое при безработице на 1 августа с.г. в 22%. Растёт заболеваемость туберкулезом, сифилисом и педикулезом. Преступность не позволяет большинству населения не только заниматься скотоводством, но и просто покидать жилище после наступления темноты.
Таков итог деятельности нашего гаранта прав и свобод, но об этом он постарается умолчать. Впрочем, особенного наплыва гостей и не ожидается. Об отказе Президента России В.В.Путина посетить нашу республику мы знали давно, а после трагических событий в Осетии вряд ли приедет на праздники и наш знаменитый земляк Сергей Шойгу. Скорее всего, прибудет один федеральный чиновник – министр сельского хозяйства Гордеев, «выхлопотавший» Ооржаку, невзирая на развал сельского хозяйства республики, словно в насмешку медаль «За заслуги в развитии сельского хозяйства».
Да, мы не горим желанием посыпать голову пеплом. Мы все же надеемся, что пребывание Ш.Д.Ооржака у власти подходит к логическому концу и готовы немного потерпеть, надеясь на здравомыслие Президента В.Путина, объявившего войну бедности и коррупции, которые в Туве давно напрямую связывают с Ш.Д.Ооржаком. И в этом готовы ему помогать.
Отдел политики