Борьба с терроризмом начинается с того, что вашего ребенка могут не пустить в школу. Из-за отсутствия «документа». Документом служит произвольной формы (в каждой школе свои требования) клочок бумаги с фотографией и указанием класса и школы, называемый по-современному «бейджиком». Обычно «бейджик» используется при проведении массовых мероприятий, с тем, чтобы его участники могли опознавать друг друга и обращаться по имени. Также его для удобства посетителей носит персонал учреждений, где бывает много клиентов.
Каким образом террористы могут обернуться нашими детьми – надо спросить у тех, кто додумался вводить эту меру в качестве спасительной. Если смуглые бородатые дяденьки легко принимают облик длинноногой старшеклассницы-блондинки или маленького щекастого тувинца первоклассника – пусть ФСБ поднимает руки в знак бессилия в борьбе с терроризмом.
Бездумно исполняя приказ, родившийся неведомо в какой дурной чиновничьей голове, где вместо мозгов – погоны, директора кызылских школ не задумываются над тем, что детей в школах надо охранять от самих же детей. От детского терроризма, процветающего в наших школах.
Сегодня, по неофициальным данным (самих же детей) покой и здоровье можно купить. Приставляет к тебе ровесник на переменке заточку или перочинный ножик и тихо объявляет цену. Самый кончик ножа – дороже всего, тебе лишь ниточку на свитере порвут. Чем меньше денег ты вытряхнешь из кармана – тем дальше отмерят грязным пальцем на лезвии глубину проникновения.
Пока что обходится без вызова «Скорой помощи» (тьфу-тьфу!!!), но если переполненность школ и в силу этого невозможность контроля за детьми сохранится, реальна угроза, что дети сами себе будут устраивать теракты по национальному признаку (далее по убывающей – уличному и районному).
Напряженность в отношениях детей просто вибрирует в воздухе – стоит зайти в душные переполненные городские школы, где взрослому легче потеряться, чем найти класс, учителя и тем более малыша. Но как в сталинские времена были островки показного благополучия, так и в наше время есть лицеи, в которых соблюдаются санитарно-гигиенические нормы заполняемости классов. В них тихо, чисто и как-то все очень оторвано от реальной жизни. Поэтому судить по ним об общем режиме существования наших школ – не вполне корректно.
Наплыв вчерашних сельских школьников (родители желают лучшей доли своим детям – их трудно осуждать) привел к тому, что в городе учатся по 8 параллельных классов в две-три смены, а в деревнях в одном классе занимаются аж 8 человек, из которых 5 – второклассников и 3 – третьеклассника. Из экономии часов их учат в одном помещении. А в одиннадцатом, дай Бог, если наскребут, 6-7 выпускников.
Направленные в Кызыл «за знаниями» дети оказываются без присмотра, живя в общежитиях по 13 человек в одной комнате у «тёти» или сестры, либо в дачных домиках и банях, либо в других, не располагающих к жизни и учёбе условиях. Не сказать, что за большие взятки, но за определенную мзду директора школ закрывают глаза на то, что ребенок прибывает в Кызыл для обучения в школе без родителей, и живет чаще всего по весьма условной прописке родственников. То есть фактически находится в статусе беспризорника.
Он, конечно, посещает занятия, но, оказавшись в стенах малознакомой городской школы, где носятся 1000 незнакомых детей, избирает спасительную «животную» тактику. Если не ты, то – тебя, значит, ножик всегда с собой, а за полученные «неуды» можно возвысить свой авторитет силой кулаков. Возможно, что и сами учителя (преимущественно женщины), порой опасаясь своих угрюмых учеников, от греха подальше не делают им замечаний, потому что домой, после третьей смены, им приходится возвращаться без школьного охранника.
Современная школа – это непростой организм с собственными неофициальными законами, динамикой жизни, которая начинается с пришкольного двора, где в открытую курят даже девочки, а опоздавшие девятиклассники (могу засвидетельствовать лично) перед заходом на второй урок, по-братски деля на всех, опохмеляются «после вчерашнего» пивом. Никакие бейджики в этих условиях не спасут несчастного малыша-«ботаника» от бытового школьного терроризма и дедовщины. Поэтому лучше бы от мировых проблем обратиться к земным, насущным, которые у нас под носом. По официальным данным за этот год, удельный вес подростковой преступности составляет более 12%, а почти 58% преступлений совершается подростками в Кызыле.
С.Монгуш